Особенности регулирования рыночной экономики государства. Регулируемая рыночная экономика Особенности регулируемой рыночной экономики

В чем состоят особенности и механизм рыночного регулирования национальной экономики?
1. Рынок имеет в качестве непосредственных объектов регулирования два макроэкономических явления: макроспрос и макропредложение.
Макроэкономический спрос - это сумма денег, которую члены общества готовы истратить на покупку товаров и услуг, чтобы удовлетворить все потребности. Объем совокупного спроса зависит от следующих факторов:
уровня цен;
доходов населения;
распределения доходов на потребление (текущий спрос) и накопление (спрос, отложенный на будущее);
налогов (части доходов, отданных государству);
государственных закупок (спроса государства);
предложения денег со стороны кредитных учреждений.
Макроэкономическое предложение представляет собой сумму цен товаров и услуг, которые их производители и торговые посредники реализуют всем покупателям. Объем совокупного предложения определяется следующими факторами:
уровнем рыночных цен;
имеющимся объемом производства в стране;
уровнем издержек производства продукции (ее себестоимостью);
коммерческой выгодой ее выпуска.
2. В начальный период регулирования хозяйства в национальной экономике количественно преобладал сектор микроэкономики (домашние хозяйства и малое предпринимательство). В этот период имели место следующие особенности рыночного регулирования. Во-первых, участники экономической деятельности обладали полной хозяйственной самостоятельностью, а государство не вмешивалось в рыночную экономику. Во-вторых, участники рынка не имели прямых ориентиров (направлений своей деятельности) в отношении вопросов: что надо производить и продавать, для кого это делать и сколько потребуется иметь для продажи товаров? Поэтому рыночные связи продавцов и покупателей складывались стихийно и словно вслепую.
3. Важным элементом стихийного рыночного регулирования служило общественное разделение труда. Дело в том, что, с одной стороны, частный товаропроизводитель создавал и продавал полезные вещи ради собственного интереса- получения личного дохода. Но, с другой стороны, разделение труда поставило его в определенные рамки: он создавал товары не для себя, а для других людей. Поэтому он был заинтересован в рыночном спросе покупателей. Иначе говоря, он был вынужден работать для удовлетворения какой-то определенной общественной потребности.
4. Главным механизмом рыночного регулирования являются господствующие цены товаров, динамика которых подчиняется известным нам законам рынка. Именно они указывают направления деятельности участников сделок купли-продажи товаров. Цены ориентируют производителей и продавцов: что, для кого и сколько создавать и продавать товаров определенного вида.
Стало быть, сам рынок имеет внутренний механизм саморегулирования. Это регулирующая роль рыночных цен. Как известно, в микроэкономике частные собственники вынуждены продавать и покупать товары и услуги по господствующим рыночным ценам, подчиняя им свои индивидуальные цены
Рыночные цены выполняют три функции механизма саморегулирования:
а) информационную функцию: цены сигнализируют, как изменяются рыночные цены;
б) стимулирующую функцию: цены побуждают продавать наиболее прибыльные товары;
в) распределительную функцию: цены указывают, в какие отрасли хозяйства выгоднее направлять движение капиталов.

Объективные основы необходимости государственного регулирования рыночной эконо­мики. Основные формы регулирования.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государство всегда пыталось вмешиваться в ход экономических процессов. Однако, системное, постоянное подобное вмешательство государства в экономику, т.е. собственно ГРЭ, связывается с ХХ столетием. На рубеже ХІХ – ХХ столетий в большинстве стран происходили объективные изменения в характере экономического развития, что предопределило новую роль государства в экономике.

Объективные предпосылки ГРЭ:

1. Усиление степени взаимозависимости экономических субъектов на основе углубления общественного разделения труда.

2. Растущие монополистические тенденции.

3. Рост негативных последствий для национальной экономики в результате экономических кризисов.

4. Усложнение отношений собственности, что проявляется через качественные изменения в этой сфере, а также через количественный рост субъектов собственности.

5. Качественное совершенствование производительных сил общества, что проявляется, в том числе, через усиление влияния на производственные процессы науки и уровня квалификации рабочей силы.

6. Усиление степени интернационализации экономических процессов.

7. Усиление социальных и глобальных проблем и т.д.

Основные экономические функции государства.


  • создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

  • антимонопольное регулирование;

  • проведение политики макроэкономической стабилизации;

  • воздействие на размещение ресурсов;

  • деятельность в сфере распределения доходов;

  • деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления - спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.



Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.

Действие этого механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики.

На рынке продавцы и покупатели на свой страх и риск совершают обменные сделки. Все боятся прогадать, быть обманутыми, понести убытки. Все хотят продать подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать товар за бесценок. Таким образом, на рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:

  • Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").
  • Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
  • Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
  • Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
  • Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова).

Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей.

Конкуренция – соперничество, состязательность, борьба между производителями, поставщиками товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта. Она выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций, способствует максимизации прибыли и на этой основе расширению масштабов производства.

Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен. Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.

Под регулируемой рыночной экономикой понимается экономика, выстроенная на принципах свободного предпринимательства, регулируемая государством путем принятия следующих мер: введения и изменения налогов, субсидий, целевых программ по финансированию и прочих способов воздействия.

Особенности регулируемой рыночной экономики

Фундаментальная специфичность рыночной экономики выражается в том, что спрос регулирует предложение рынка, то есть какую продукцию и то как ее производить решается через . Для регулируемой рыночной экономики типичны следующие характерные особенности:

  • многообразие форм собственности предприятий;
  • преобладание частной формы собственности над государственной;
  • социальное неравенство граждан;
  • ограниченное воздействие государства на работу бизнеса;
  • цены на товары формируются на основе спроса покупателей, конкурентных предложений и производственных затрат предприятия;
  • производители стремятся к снижению стоимости на товары, работы и сервис, что непосредственно влияет на увеличение покупательской способности и благосостояния населения.

Цель регулирования экономики государством проявляется в обеспечении и поддержании многообразия форм собственности учреждений, а также обеспечении принципа конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Количество организаций монопольного характера должно быть сведено к минимуму, а цены на товары и сервис не должны устанавливаться одним учреждением. Одной из важнейших задач регулирования является сокращение социального неравенства, которое обусловлено рыночной экономикой.

Методы регулирования

Принято выделять следующие государством:

  • внешнеэкономические (установление тарифов на экспорт и продукции, заключение международных договоров);
  • прямые (создание антимонопольных служб и законодательной базы регулирования такой деятельности, разработка и внедрение стандартов);
  • косвенные (регулирование социальной политики страны).

Виды регулирования

Существует три вида регулирования рыночной экономики государством: финансовый, правовой и социальный. осуществляется посредством следующих мер:

  • изменением налоговой нагрузки на ;
  • принятием государственных целевых программ для поддержки и развития бизнес-проектов;
  • снижение ставок на вновь образованных и небольших предприятий путем регулирования государственной ставки рефинансирования и разработки соответствующих программ;
  • установлением тарифов (максимальных) на услуги жилищно-коммунального характера и прочие виды работ посредством создания регулируемых надзорных организаций.

Правовое регулирование рыночной экономики обеспечивается принятием соответствующих стандартов, законов, положений и прочих нормативно-правовых актов, задачей которых является регулирование деятельности предприятий и обеспечение их конкурентоспособности.

Социальное регулирование обеспечивается косвенными методами, направленными на смягчение социального неравенства, которое является следствием рыночной экономики. Социальное регулирование обеспечивается следующими мерами:

  • обеспечением бесплатного образования, здравоохранения (финансирование этих сфер частично или полностью берет на себя государство);
  • развитием инфраструктуры;
  • введением социальных пособий по безработице, в связи с временной нетрудоспособностью, получением инвалидности и прочих;
  • предоставлением льгот, в том числе налогового характера многодетным семьям, родителям или опекунам, на содержании которых находятся несовершеннолетние дети.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Похожие статьи