Причиной фиаско государства не является. Провалы (фиаско) государства. Оппортунистическое поведение. г) раскол профсоюзного движения

Фиаско, изъян государства - ситуация, при которой правительственное вмешательство в экономику не обеспечивает эффективного размещения ресурсов, а также соответствие политики распределения принятым в данном обществе представлениям о справедливости.

Концепция изъянов государства менее развита, чем теория изъянов рынка. К настоящему времени в литературе выделяются следующие проявления таких несовершенств :

  • 1. Ограниченность доступной информации. Государственный сектор обычно лучше справляется с перераспределением информации (преодолением информационной асимметрии), чем с неуклонным наращиванием ее объема. Между тем каждое конкретное правительственное решение, прежде чем быть принятым, нуждается во всестороннем анализе с точки зрения вероятных потерь. В тех же случаях, когда правительству явно не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты своих регулирующих воздействий на социально-экономическую жизнь, ему следует воздерживаться от чрезмерного расширения зоны ответственности государства и экспансии государственного сектора.
  • 2. Неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на его действия. Государственный сектор, как отмечалось выше, - лишь одна из составных частей современного рыночного хозяйства. Действия государства, в том числе связанные с принуждением, вплетаются в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономической системы. Следовательно, конечные результаты начинаний, которые предпринимает государство, зависят не только от него самого.
  • 3. Несовершенство политического процесса - в связи с рациональным неведением избирателей, принятием произвольных, волюнтаристских решений, влиянием групп специальных интересов и их постоянной погоней за рентой. Погоня за рентой - расходование лоббистами ресурсов с целью получить от государства исключительные права и преимущества, приносящие их обладателям выгоды за счет других членов общества.
  • 4. Ограниченность контроля над государственным аппаратом. Большая иллюзия - наивно думать, что госаппарат всегда действует в законных, легитимных рамках и неуклонно преследует исключительно интересы общества, а отнюдь не свои собственные. Отстаивающая подобный взгляд традиционная теория отрицает возможность того, что какая-то часть общества может использовать государство для реализации своих частных интересов за счет общественных. Альтернативный подход, напротив, объясняет вмешательство государства не "провалами" рынка, а так называемой "политической игрой", то есть. попытками организованных общественных групп использовать власть государства в целях максимизации доходов членов группы и их доли в национальном доходе. При этом у политически влиятельной группы может появиться интерес к умалению роли естественных рыночных механизмов и чрезмерному усилению государственной интервенции в хозяйственную жизнь. Например, группы предпринимателей могут в своем стремлении максимизировать прибыль призвать к фиксированию цен, к чрезмерному протекционизму государства и тем самым к ослаблению конкурентного прессинга, ущемляющему интересы потребителей.
  • 5. Завышение объема производства общественных благ и связанная с этим растрата ресурсов. Данный нерыночный провал может найти проявление, например, в чрезмерной милитаризации экономики, или в безудержных тратах дефицитных бюджетных средств (в условиях кризиса и нарастающего дефицита бюджета) на амбициозные проекты по украшению столиц и чиновничьих кабинетов и т.п.
  • 6. Образование государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации. Так, бесконтрольное нарастание объема налоговых и иных льгот различным социальным группам (например, депутатам, правительственным чиновникам, монополистическим группировкам и т.п.) может привести (и приводит в нашей стране) к тому, что главным механизмом обогащения становится сам, по идее направленный на сглаживание рыночной дифференциации населения, бюджетный процесс.
  • 7. Разбухание издержек на содержание бюрократического аппарата сверх оптимального уровня (на подготовку законодательных актов, контроль за их осуществлением, оснащение техникой налоговых служб и др.). В данной связи весьма характерной представляется тенденция к неуклонному относительному (и порой и абсолютному) росту той статьи расходов российского бюджета, которая направляется на управление экономикой.
  • 8. Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров и т.п. от участия в производстве продукции и услуг на фирмах. Привлекаемые относительно высокой оплатой труда в сфере управления, а также немалым объемом иных льгот и привилегий, квалифицированные специалисты охотно "перетекают" в нашей стране в аппарат государственного управления, нарушая некие оптимальные пропорции в использовании трудовых ресурсов страны.

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что причиной фиаско государства является политическое неравенство между отдельным группами населения.

Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования:

  • 1) Нарушение пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, рассмотренное выше, может привести к неправильному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения.
  • 2) Неравенство в получении информации.

Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения) . В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет организовываться в группы давления, о которых говорилось выше.

  • 3) Недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (общественно популярные решения) , хотя они могут быть невыгодны с точки зрения экономической эффективности. Кроме того, они могут быть подвержены сугубо личным интересам, как все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить чувство долга как государственного лица.
  • 4) Несоразмерность временных горизонтов. Так, выборы будут проходить в этом году, а последствия реализованных предвыборных обещаний проявятся позже. В долгосрочной перспективе налоговая ставка, выше которой нет смысла поднимать планку, оказывается на более низком уровне. Но решение об изменении налоговых ставок принимается законодателями сегодня, и оно может быть принято неверно. Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видит в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.
  • 5) Несовместимость во времени принятия тех или иных решений. Это означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем времени

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства . Речь идёт об эффекте запаздывания, то есть разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.

Лаг признания (осознания) - его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить её источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время.

Лаг решения - это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления её результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия - это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатами этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики и т.п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах

В настоящее время доля государственных расходов в ВВП повышается, что не всегда является благоприятным для экономики страны. Государственный бюджет, по сути, определяет размеры государственной политики.

В 2002 году группа экспертов под руководством Евгения Ясина подготовила доклад «Бремя государства и экономическая политика» , в котором говорилось о том, что чрезмерные расходы государства тормозят реформы и мешают бизнесу и что Россия может упустить шанс для экономического рывка, появившийся после дефолта. Экономисты предлагали сократить вдвое количество госслужащих, сделать прозрачными систему госзакупок и трансфертов, умерить аппетиты государственных монополий, провести реформирование государственных унитарных предприятий, уменьшить административные барьеры. По подсчетам экспертов, тогда государство смогло бы снизить расходы до оптимального уровня 27-29% ВВП, что, в свою очередь, вывело бы Россию в 2006-2007 годах на один из самых высоких в мире темпов роста ВВП - 8-9%. Однако нынешняя российская власть выбрала другой путь. Расходы федерального бюджета год от года только росли (Таблицы 1-2).

Таблица 1 Удельный вес государственных расходов в ВВП. 2000-2006 гг. (для 2000 года взяты данные из отчета об исполнении бюджета, для 2006 года - из Закона о бюджете) .

Таблица 2 - Государственные расходы]

Статья расходов

2000 год (млрд. руб.)

2006 год (млрд. руб.)

Во сколько раз выросли расходы

Межбюджетные трансферты

Расходы на госуправление

Национальная экономика

Здравоохранение и спорт

Судебная система

Образование

Культура, кинематография и средства массовой коммуникации

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Социальная политика

Национальная оборона

Провалы (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Фиаско или провал государства - сфера, в которой вмешательство государства в хозяйственную жизнь приводит к снижению экономической эффективности в результате искажения механизмов ценообразования и снижения эффективности использования производственных ресурсов. По сути, к сферам фиаско государства можно отнести все те сферы хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказывается более эффективным регулятором экономических пропорций, чем прямое государственное вмешательство.

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства. Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

Прежде всего следует еще раз сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, т.е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информации также порождает данное негативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет концентрироваться и формировать группы давления, о которых говорилось выше («аграрное лобби», «оборонное лобби» и т.п.).

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии), которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.

Следует также отметить несовместимость во времени принятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т.е. сформировали свои ожидания.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т.е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

Под внутренним лагом понимают промежуток времени, который проходит между моментом возникновения какого-либо экономического явления и моментом принятия ответной меры. Внутренние лаги делятся на лаги признания и лаги решения.

  • 1) Лаг признания (распознавания, осознания). Его возникновение связано с тем, что для осознания самой проблемы регулирования какой-либо сферы экономической жизни нужно время. Так, чтобы принять меры, направленные на борьбу с инфляцией, необходимо, прежде всего, оценить ее источники, возможные варианты антиинфляционной политики, а для этого нужно время. В данном случае на длительность лага будут влиять такие факторы, как компетентность правительства, экспертов, состояние макроэкономической науки.
  • 2) Лаг решения. Это время, которое проходит между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. Иногда этот период длится достаточно долго. Например, чтобы внести какие-либо решения, связанные с изменением налогового законодательства, необходимо детально обдумать и обсудить ситуацию, утвердить проект решения в необходимых инстанциях.

Внешний лаг - это промежуток времени, который проходит между моментом принятия какой-либо меры и моментом проявления ее результатов. К внешним лагам относят лаги воздействия.

Лаг воздействия. Это период, в течение которого объект государственного регулирования начинает реально изменяться под влиянием того или иного макроэкономического мероприятия правительства. Например, правительство приняло решение о снижении налоговых ставок, но реальное оживление экономики наступает не сразу, а через какое-то время.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т.п.

Фиаско рынка (рыночный провал, несовершенство или несостоятельность рынка) - ситуация, когда рыночный механизм формирования благосостояния не обеспечивает общественный оптимум, эффективное и справедливое использование ресурсов и распределение

Сторонники теории общественного выбора приходят к выводу, что именно в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решений, т.е. фиаско государства. Проанализируем наиболее важные причины фиаско государственного регулирования.

Прежде всего следует еще раз сказать о нарушении пропорций между предельными затратами и предельными выгодами, которое может привести к неэффективному, с общественной точки зрения, принятию экономического решения, т. е. к фиаско государства.

Неравенство в получении информациитакже порождает данное негативное явление. Лучше информированы люди с высокими доходами, хорошо организованные лоббистские группы. Следовательно, они максимизируют свою прибыль, получая политическую ренту. Неравенство в получении информации связано и с феноменом, присутствующим в системе представительной демократии и получившем название рационального игнорирования. Выделенный термин означает уклонение индивидов от участия в процессах голосования и выборов в том случае, если выгоды, которые они получат в случае благоприятного для них исхода, ниже издержек, связанных с участием в процессе голосования. Допустим, что необходимо оценить правительственное решение, проведение в жизнь которого принесет выгоду обществу в целом, хотя отдельные группы населения могут проиграть (например, отмена субсидий какому-либо сектору экономики). Однако каждый отдельный избиратель получит малую выгоду от этого (общая выгода распределится среди всего населения). В таких обстоятельствах избиратели ведут себя апатично или равнодушно, что и получило название рационального игнорирования - большому, но разрозненному количеству людей нет смысла собирать и оценивать информацию о данном проекте, организовываться в лоббистские группы ради почти неощутимой выгоды. А вот ущемленное меньшинство, которое пострадает от отмены субсидий, будет концентрироваться и формировать группы давления.

Еще одна из причин фиаско государства - недобросовестность государственных чиновников (государственной бюрократии),которые, преследуя свой частный интерес, стремятся получить наибольшее количество голосов на следующих выборах и принимают такие решения, которые помогут им достичь этого (так называемые популистские решения), хотя они не соответствуют критерию экономической эффективности. Кроме того, политические деятели преследуют свои личные интересы, как и все обычные люди, и эти личные интересы могут в определенный момент превысить их чувство долга как государственных лиц.


Следует также отметить несовместимость во временипринятия тех или иных решений, ведущую к фиаско государства. Например, перед выборами политик обещает увеличить социальные расходы, снизить налоги и провести многие другие аналогичные мероприятия, которые помогут ему получить поддержку избирателей. Однако популистские обещания провозглашаются сегодня, а их реализация после выборов нередко откладывается или принимаются прямо противоположные решения, ведущие к снижению материального благополучия населения. Таким образом, несовместимость во времени означает, что мероприятия, оптимальные с точки зрения правительства сегодня, могут оказаться неоптимальными в будущем периоде, особенно после того, как экономические агенты уже отреагировали на объявленные предвыборные обещания, т. е. сформировали свои ожидания.

В связи с временными интервалами возникает проблема внутренних и внешних лагов, которая также может привести к фиаско государства. Речь идет об эффекте запаздывания, т. е. разрыве во времени между осознанием проблемы, принятием государственных решений и результатами воплощения правительственной программы в жизнь.

Особо в связи с фиаско государства следует помнить о законе непредвиденных последствий. Суть его заключается в том, что в результате осуществления каких-либо мероприятий желаемый результат не достигается или достигается с большими издержками. Стремление улучшить работу рынка приводит нередко к противоположному результату. Например, государство устанавливает фиксированные цены на продовольственные товары с целью борьбы со спекуляцией. Однако результатом этих мер оказывается товарный дефицит, разрастание теневой экономики, очереди и т. п.

Решение всех этих проблем сторонники общественного выбора видят в свободном развитии рыночных процессов, хотя они не отрицают и положительной роли государства, которое способно исправлять несовершенства рыночного механизма в определенных пределах.

Фиаско государства подразумевает под собой ситуации, которые возникают по причине неспособности правительства правильно распределить все общественные ресурсы, а также проследить за их эффективным использованием. Перед тем как более обширно подойти к изучению вопроса, необходимо узнать о самой сущности данного понятия.

Суть определения

Фиаско государства или, проще говоря, провал, подразумевает наличие определенной сферы, где реализуются решения властей. Таким образом, происходит воздействие на хозяйственную жизнь, причем оно несет негативный характер, так как приводит к существенному понижению эффективности данного экономического объекта. Процесс возникает из-за того, что государство использует неверную систему расстановки цен, а также вмешивается в процедуру использования всех ресурсов, которые по итогу работают не так эффективно.

Экономика и все ее процессы напрямую воздействуют на появление определенного неравенства между разными группами населения. Об этом говорит и теория общественного выбора, которая имеет достаточную популярность среди некоторых людей. Именно на основе неравенства появляется фиаско, так как государство иногда не способно учитывать интересы всех групп.

Фиаско государства: основные причины

Базовые ситуации, когда можно разглядеть провал:

  1. Небольшое количество сведений влечет неспособность государства принять хорошее решение. Например, на самом рынке порой руководствуются сомнительной информацией, которая может привести к серьезным последствиям. По этой причине в самой державе иногда происходит принятие решений на основе каких-то не до конца проверенных сведений. Этому происходить помогают временами какие-то группы или общественные объединения, имеющие негосударственный характер, потому что они интерпретируют и портят изначальный вид имеющихся данных.
  2. Фиаско и рынка, и государства происходит ввиду того, что последний объект попросту неспособен вести свою деятельность правильно, так как существуют некоторые пробелы. Это выражается в необоснованных решениях, в допущении появления лоббизма в стране и в другом.
  3. Сильное развитие бюрократизма. Этот пример особенно актуален для стран, которые постоянно наращивают свой потенциал, развивают государственный аппарат.
  4. Фиаско рынка и функции государства сильно взаимосвязаны. Это происходит ввиду того, что последний объект принимает решения, последствия которых не способен предвидеть. Важно в этом процессе уделять внимание не только взглядом "изнутри", но и смотреть на все со стороны, то есть как поведет себя рынок. Отсутствие такого взгляда на вещи способно вызвать серьезные проблемы, которые несут негативное воздействие на все общество.

Из чего вытекает понятие?

Провалы или фиаско государства происходят на фоне идентичных процессов, которые возникают во время "лагов" в рыночных отношениях. Последнее появляется из-за того, что сами рынки являются несовершенными. Именно поэтому справедливо говорить, что государственное фиаско - это результат существования определенных изъянов при координировании частных издержек и доходов. Держава распространяет данные на все общество.

Факторы, формирующие провал

Основные причины фиаско государства включают в первую очередь разделение между издержками и доходами. Они выражаются таким образом, что приводят к появлению выгоды у определенных организаций, но и вместе с этим к возникновению трат у других.

В микроэкономике заметно это влияние при условии, что доход выявляется лишь у небольшой части общества, а издержек становится много, их компенсируют в итоге люди, выплачивающие налоги.

В результате заметно, что государство влияет на сферу рынка крайне негативно, так как траты восполняет большая часть населения, а получает доход незначительное количество людей.

В макроэкономике этот процесс заметен, так как государство координирует свою деятельность с учетом голосов большинства. Самое интересное, что налогоплательщики не относятся к этому числу, так как составляют меньшинство. В результате таких "выборов" правительство может со спокойной душой и имеющимся мотивом увеличить процессы перераспределения, несмотря на то что они спонсируются тем самым меньшинством.

Таким образом справедливо говорить, что процесс двояк. В первом случае на микроуровне налогоплательщики как бы находятся над теми, кто получает выгоду. В данном примере же очевидно, что первые находятся "в подчинении" у большинства.

В результате проблемы и фиаско государства формируются на фоне того, что все услуги, поставляемые правительством, компенсируются за счет переизбытка в затратах со стороны общества, которые превышают выгоды. Также это происходит в силу того, что получающие больший доход группы теряют какой-либо мотив к внедрению инноваций на производство, соответственно, их успех не будет продолжаться долго.

Недостаточный период времени

К причинам фиаско государства относят еще узкий временной период. Процесс возникает, когда политики ставят в приоритет будущие вероятные блага, а действительные игнорируют. Они не ценят имеющегося потенциала, так как считают, что в грядущем времени он будет гораздо больше. Также власть может ориентироваться в основном на более мелкие блага, которых хватит на небольшое количество времени. В силу таких взглядов и возникает фиаско государства.

Когда власть строит определенные планы в текущем времени, производит вмешательство в рыночную систему, она получает выгоду или прибыль от этого процесса. Но важно, что именно по причине таких действий могут сместиться основные ориентиры политика, его взгляды и предпочтения.

Вмешательство за награду

Когда происходит какая-то политическая "гонка" между кандидатами, то голоса в большей степени настигают именно того представителя, который способен вмешаться в рыночную систему и что-либо изменить в ней. Порой появляется ряд сомнительных законов, которые не способны гарантировать человеку стабильности в экономическом пространстве. По итогу и возникает провал.

Когда все происходит подобным образом, то говорят о том, что политик неполноценно смог воздействовать на данную сферу. Общество начинает сомневаться в его способностях, считая, что власть попросту ничего не делает.

Смешение понятий

Иногда общество винит именно рынок в том, что упустило государство в своей деятельности. Например, если происходит криминализация, то это не означает, что фиаско возникает на стороне рынка. Обеспечение и поддержание порядка в обществе, то есть в любых его сферах - это одна из задач государства и, соответственно, правительства. Если процесс не обеспечивается, то, как следствие, возникают серьезные издержки в рыночном пространстве.

Воздействие со стороны негосударственных объединений

Уже не новость, что во многих странах политический процесс формируется с учетом мнения со стороны различных организаций (охрана окружающей среды, защита прав населения). Они иногда могут в целом диктовать то, как нужно производить свою деятельность государству. В частности, указания могут касаться рыночного аппарата.

Делается все достаточно банальным способом: представитель группы занимает пост в законодательной власти, наращивает статусность, а затем уже добивается установления тех или иных законов, которые будут приносить существенную выгоду ему. Так иногда поступают юристы, которые хотят получить определенный доход, скажем, с дивидендов, образованных за счет исков от предприятий.

Особенности

  1. Возникновение трудностей в области выявления и расчета выпускаемой продукции. Достаточно сложно порой приходится координировать выпуск, так как количество бывает разнообразное, не говоря о качестве товара. До сих пор средства государства вроде различных программ, охраны, распределения имеют сомнительный характер. Нерыночная продукция не предполагает сопутствующую информацию, которая обязательно предоставляется при выпуске товаров на рынке. Несущественное количество таких нерыночных образований подвластны измерению со стороны державы, поэтому и происходит провал или фиаско ее.
  2. Производитель представляет собой одно предприятие. Например, монополистические организации, которые находятся, так сказать, "под крылом" государства. Именно в этом и состоит сложность, ведь оценивать продукцию становится крайне сложно, если нет конкуренции среди нерыночных товаров. Когда создаются какие-то общественные блага вроде образовательных, то вероятно появление соперничества, но оно очень мало в сравнении с рынком.
  3. Нет средств для регулирования. Нерыночные товары не особо подвластны урегулированию, из-за чего государство не в силах обеспечить полноценную надежную систему для их защиты.

Важная часть понятия

Следует уделять особое внимание такой особенности, как непредвиденное событие. Когда реализуется деятельность рынка при помощи государства, то по итогу могут появиться ситуации, где есть место серьезным издержкам и отсутствию прибыли в целом. На такие факторы оно способно повлиять лишь косвенно. Например, оно стремится достичь наилучшей работы рыночного механизма, а по итогу получает негативный результат. Простая параллель - власть пытается бороться со спекуляцией, из-за чего устанавливает определенные цены на товары, но впоследствии происходит серьезный дефицит в обществе, а это приводит к появлению "черного" рынка и прочего.

Говоря в общем, можно уточнить, что роль государства в фиаско рынка исключительна, ведь за многие провалы отвечает именно оно. Важно иметь правильную точку зрения на понятия, чтобы различать, когда фиаско происходит со стороны власти, что впоследствии отражается на рынке, а когда сам рыночный аппарат дает серьезные сбои. Предоставленная информация поможет в этом разобраться.

Ситуации, когда государство оказывается неспособно обеспечить оптимальное (по Парето) размещение благ.
Обычно выделяют четыре группы факторов, снижающих эффективность выбора общественного и, следовательно, обусловливающих Ф.г.
Первая группа факторов – ограниченность и искажения доступной государственным органам информации. Каждое конкретное решение того или иного государственного органа, прежде чем быть принятым, должно подвергнуться тщательному анализу в ракурсе издержек и выгод. Там, где не хватает объективных данных, позволяющих с достаточной достоверностью прогнозировать результаты, следует воздерживаться от коллективизации данного вида деятельности. Кроме того, при движении информации по исполнительной вертикали неизбежно возникают потери и искажения данных. Чем сильнее централизовано общество, тем больше эти потери и искажения.
Вторую группу факторов составляют несовершенства политического процесса (рациональное неведение избирателей, возможность принятия произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов, погоня за рентой и т. д.). В результате действия этих факторов эффективность процесса согласования интересов в ходе общественного выбора и государственной политики в целом снижается.
К третьей группе факторов относятся ограниченные возможности контроля над государственным аппаратом. Бюрократия играет важную роль в работе государственной машины, однако в силу своего положения она гораздо меньше заинтересована в принятии эффективных решений о размещении ресурсов, чем возможные (при ином распределении прав собственности) владельцы этих ресурсов. Коррупция, спекуляция служебным положением, отстаивание узкокорпоративных интересов и другие аналогичные факторы способствуют возникновению значительного Ф.г.
И наконец, четвертая группа факторов – это неспособность государства полностью контролировать последствия своих решений. Государственная политика неизбежно оказывает влияние на поведение его граждан, однако предсказать их реакцию не всегда представляется возможным. Следовательно, эффект от того или иного государственного решения обусловлен не только характеристиками этого решения, но и такими, мало поддающимися оперативному регулированию факторами, как традиции, идеологические установки, социальная инерция и т. п.
В силу существования Ф.г. масштабы обществ, сектора должны быть эффективно ограничены. Государство должно присутствовать только там, где убытки от фиаско рынка превышают убытки от Ф.г. Однако в некоторых случаях Ф.г. может усиливать фиаско рынка. Тогда государственное вмешательство должно быть незамедлительно приостановлено.

Еще по теме Фиаско государства:

  1. Современные тенденции коэволюции государства и экономики

Похожие статьи