Пути повышения уровня жизни в российской федерации. Повышение качества жизни российских граждан. кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций

Введение

1.Понятие и проблематика уровня и качества жизни

2.Качество населения в аспекте качества жизни: возможные показатели и методы их оценки

3. Социологические проблемы повышения уровня и качества жизни в Белгородской области

Заключение

Библиографический список литературы


Социальное и региональное развитие современной России характеризуется снижением качества человеческого потенциала населения. В социологическом смысле человеческий потенциал – совокупность основополагающих прав, способностей и возможностей индивида или территориальных общностей, уровень развития и реализации которых повышает (или снижает) продуктивность жизнедеятельности социума.

Качество, стиль и образ жизни являются индивидуализированными способами накопления, развития и проявления человеческого потенциала. Качество жизни граждан – первоочередная задача любого государства, кардинальный вопрос соотношения власти и общества.

Современная ситуация в мировом сообществе характеризуется устойчивым переходом наиболее развитых стран на принципиально новую стадию своего развития – постиндустриальное общество. Этот переход часто ассоциируется с вступлением человечества в новую эру – «эру качества». Качество становится основным показателем и критерием жизнедеятельности.

Актуально это и для современной России, имеющей все предпосылки для выхода на принципиально новый виток своего развития. Всякая потеря людских ресурсов независимо от характера и конкретных причин, как в количественном, так и в качественном отношении, дестабилизирует и ослабляет страну, становясь угрозой национальной безопасности. Основной путь решения этой проблемы – улучшение качества жизни населения.

Назрела настоятельная необходимость формирования новой идеологии, воплощённой в государственной политике. Приоритетом в обществе и государстве должны стать человек и его семья. Единый интегральный показатель успеха такого нового курса – повышение качества жизни населения.

Для выполнения этой задачи и направлены проводимые в стране с 1 января 2006 г. приоритетные национальные проекты в области образования, здравоохранения, жилищного строительства и сельского хозяйства.


Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг.

Уровень жизни определяется совокупностью различных качественных и количественных показателей, которая позволяет провести анализ реального уровня жизни различных групп населения и всего населения в целом. Такая совокупность показывает оценку уровня жизни отдельных субъектов Российской Федерации.

К количественными показателям уровня жизни относятся: уровень заработной платы, средний доход на душу населения, средние нормы потребления на душу населения, занятость населения и т.д. В системах показателей уровня жизни важное значение имеют социальные стандарты, такие как минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, важны не только объективные показатели, охватываемые термином «уровень жизни», но и их оценка, выявление их значимости для индивида, зависящая от его культурного уровня, вовлеченности в те или иные традиции, физиологического своеобразия.

В структуру образа жизни входят не только сами условия проживания человека - экономические, политические, хозяйственные и бытовые, а и их отражение в сознании людей, оценка этих условий индивидами. Социолога интересуют не условия сами по себе, а условия как регулятивы поведения людей. Поэтому, например, один из важных показателей уровня жизни - не только количество объектов культуры и быта, а и количество людей, удовлетворенных количеством и качеством этих объектов.

Качество жизни , как комплексная оценка жизнедеятельности людей, представляет собой систему показателей, характеризующих уровень реализации потребностей человека, степень удовлетворенности его осуществлением своих жизненных планов, соотнесенные с минимальными социальными стандартами и с ресурсными возможностями общества .

Качество жизни людей не сводится только к уровню их жизни, хотя показатели уровня жизни существенно влияют на ощущение социальной комфортности. Оно определяется показателями удовлетворения потребностей людей в конкретных социальных условиях, дополняемыми уверенностью, что им удалось сохранить и не поставить под угрозу свою физическую и психическую целостность, личную свободу и возможности для творчества.

Параметры качества жизни могут служить не только целью социального развития, но и его условием. Никакие действия государства не должны вести к ухудшению качества жизни сверх пороговых значений.

Расчёты показали, что качество жизни зависит на 40% от экономических факторов и на 60% от духовных, прежде всего нравственной атмосферы в стране. Это означает, что промышленное развитие и уровень жизни не исключаются из критериев прогресса, но становятся не целью, а средством.

В такой ситуации государственная политика окажется вынужденной ориентироваться не только на экономические интересы, но и духовные, развивая в обществе стремление к справедливости, взаимопомощи, свободе, социальной поддержке.

В последние годы понятие «качество жизни» заняло прочное положение в научном обороте, наряду с понятиями уровня и образа жизни. Интерес к проблематике качества жизни наблюдается прежде всего в наиболее благополучных городах и регионах, руководство которых озабочено уже не столько проблемами социальной защиты и поддержки малоимущих домохозяйств и слоев населения, сколько проблемами устойчивого социального развития, т.е. такого развития, при котором каждое последующее поколение людей находится в не худших условиях жизни, чем предыдущее.

Растущий интерес исследователей и практиков к качеству жизни вызван четко выраженной зависимостью всего социального развития от степени удовлетворенности населения условиями жизни. Тесная взаимосвязь между социальным развитием, с одной стороны, и уровнем и качеством жизни, с другой стороны, заключается в том, что само социальное развитие выступает в виде изменения уровня и качества жизни людей и социальных общностей относительно их прежнего состояния, а также в виде изменения уровня и качества жизни этих общностей относительно друг друга.

В условиях стабилизации экономической и политической обстановки в стране, ее внешней и внутренней политики вопросы повышения качества жизни населения приобретают стратегическую значимость и актуальность. Это подтверждается в частности тем, что понятие «качество жизни» стали употреблять и руководители самого высокого ранга. Основной чертой нового века, - подчеркивал В.В. Путин в своем послании к российским избирателям, - станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс.

Повышение качества жизни населения имеет особенно важное значение на местном (муниципальном) уровне.

Во-первых, большая часть потребностей (около 70%) людей удовлетворяется на муниципальном уровне.

Во-вторых, качество жизни населения становится постепенно главным критерием оценки эффективности местного самоуправления.

Однако пока еще нет общепринятой концепции повышения качества жизни населения страны, ее регионов, муниципальных образований. Отсутствует единый подход к содержанию самого понятия «качества жизни», нет общей методологии и методики его измерения.

Результаты социологических исследований качества жизни населения регионов дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры.

Социально-экономическая ситуация в регионах РФ предопределяет необходимость проведения исследований проблем качества жизни населения и поиск более надежных критериев и показателей качества населения, которые позволят органам государственной и региональной власти осуществлять регулирующее воздействие на процессы формирования и повышения качества жизни населения региона.

Качество жизни населения России во многом зависит от полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам федеральными и муниципальными службами, от непосредственной деятельности органов государственной власти муниципального управления, направленного на удовлетворение повседневных жизненных потребностей жителей и их семей, от эффективности «обратной связи» общества и государства.

Для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан России требуется налаженный механизм постоянного социального, делового и политического партнёрства, а также наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса.

27 декабря 2002 года собранием инициативной группы было принято решение о формировании рабочей группы по подготовке и реализации комплексной программы «Повышение качества жизни населения через социальное партнёрства», в которую вошли представители Правительства России, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также ряд научных, общественных и коммерческих организаций.

Цель этой программы – создание действенного механизма постоянного партнёрства представителей научного сообщества, органов власти, деловых кругов и общественности для практического решения задачи стабильного повышения качества жизни граждан России.

  • Борисов Александр Владимирович
  • Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
  • Борисова Наталья Ивановна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Волгоградский государственный технический университет
  • Мирошникова Ольга Ивановна , студент
  • Волгоградский Государственный архитектурно-строительный университет
  • RATING
  • УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
  • РЕЙТИНГ
  • SOCIAL POLICY
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  • THE LEVEL AND QUALITY OF LIFE
  • EDUCATIONAL AND SOCIAL PROGRAMS

Данная статья посвящена проблемам роста уровня качества жизни населения, в частности города Волгограда. Материальное благосостояние населения на нынешнем этапе развития является основным показателем развития и формирования научно-технического прогресса и человеческого потенциала любой страны. Создание условий для достойного проживания и развития населения должно стать абсолютным приоритетом как государства в целом, так и отдельных регионов, а жизненный уровень российского населения должен отвечать характеристикам, достигнутых развитыми странами. Также в статье более подробно рассмотрены составляющие качества жизни населения в Российской Федерации и способы их оценки.

  • Определение эффективности управления человеческим капиталом в Российской Федерации
  • Интеграция науки, образования и инновационной деятельности как фактор развития экономики России
  • Место страховых компаний по оценке потребителей страховых услуг в обзоре социальных сетей
  • Деятельность министерства социальной политики свердловской области по организации социальной защиты населения

Проблемы, связанные с повышением уровня и качества жизни населения, являются одними из наиболее злободневных и острых. Экономический кризис и достаточно нестабильная политическая обстановка в мире – вот основные причины, в результате чего в обществе произошло значительное снижение уровня и качества жизни основной массы граждан страны. От того как будут решаться эти проблемы во многом зависит направление преобразований и темпы экономического развития в стране и, в конечном счете, политическая, стабильность общества.

Уровень жизни (в рамках трактовки ст. 25 всеобщей декларации прав человека) определяется как уровень и степень удовлетворения потребностей населения в благах и услугах .

Под качеством жизни населения понимается комплексная категория, которая отражает всю систему сложившихся в регионе условий и предпосылок общественного развития, а также достигнутых в нем социальных результатов развития экономики. Качество жизни может быть классифицировано следующими индикаторами:

  • стоимостные показатели (национальные и реальные доходы населения, оплата труда);
  • показатели, выражаемые во временной форме (продолжительность рабочего дня, недели);
  • натуральные показатели (обеспеченность населения жильем);
  • социально-демографические показатели (рождаемость, продолжительность жизни),
  • показатели, которые характеризуют состояние и охрану окружающей среды;
  • показатели и нормативы социального обслуживания и социального обеспечения населения.

На наш взгляд, именно такая система показателей качества жизни, наиболее точно позволит определить направления сосредоточения усилий государственной власти для его уверенного роста, будет способствовать корректировке всей социальной политики.

На данный момент самым эффективным методом оценки качества жизни населения является социологический метод, который позволяет получить полную информацию о социальных разграничениях качества жизни, о проблемах удовлетворения специфичных потребностей различных групп и слоев населения. Анализ, который получают в результате социологических опросов, предоставляет информацию, которая помогает создать детальную картину функционирования социальных служб, оказывающих непосредственное влияние на жизнь российского населения.

Одним из самых важных составляющих уровня и качества жизни выступает индекс развития человеческого потенциала. В докладе ПРООН 2015 года представлены данные по Индексу, рассчитанные по итогам 2014 года. В 2015 году рейтинг охватывает 188 государств и территорий, в котором Россия занимает 50 место.

Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» представляет вниманию населения третий рейтинг, определяющий уровень качества жизни в России и ее регионах. Рейтинг базировался на основном комплексном учете разнообразных показателей, регистрирующих по факту состояние тех или иных составляющих условий жизни. Для составления рейтинга использовались следующие источники информации: Росстат, Минздрав России, Минфин России, Минприроды России, ЦБ РФ, сайты региональных органов власти, другие открытые источники.

И что же показал рейтинг? Отметим сразу, что изменений по сравнению с прошлым годом немного в итоговой первой десятке. После Москвы и Санкт-Петербурга в рейтинге располагаются Московская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Белгородская, Воронежская, Тюменская, Нижегородская и Свердловская области. Анализируя итоги рейтинга, следует сказать, что многие регионы не могут длительное время удерживать лидирующие позиции по всем группам показателей. Как уже было сказано, даже в таких благоприятных и развитых городах как Москва и Санкт-Петербург отдельные показатели ниже среднего уровня .

На примере города Волгограда более подробно и детально рассмотрим проблемы и их оптимальные направления их решения. Волгоград занял 37 место по уровню качества жизни в российских городах. При составлении рейтинга изучалось качество дорожной инфраструктуры, степень образованности населения, безработица, уровень доходов, уровень преступности, площадь жилья и другие объективные показатели.

В первую десятку лучших город Волгоград попал только по двум параметрам. Правоохранительные органы зарегистрировали снижение преступности в 2009 году зарегистрировали на 19,9 тысяч преступлений, а в 2014 – 15,1. Довольно хороший показатель в городе по количеству предоставляемых мест в детских садах: на 37,7 тысяч детей приходится 36,3 тысячи мест .

По всем остальным позициям Волгоград в числе отстающих. Хуже всего ситуация по позициям «среднемесячная заработная плата», «естественный прирост/убыль населения», «ввод в действие жилых домов». Так для наглядности динамика среднедушевых денежных доходов населения Вологодской области представлена на рис.1

Рис.1 Среднедушевые денежные доходы, рублей в месяц. Источник: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

Из графика мы видим, что доходы населения за анализируемый период имеют тенденцию к росту, но на фоне других регионах страны мы существенно отстаем. Исследователи учитывали и результаты в ходе опросов населения. Меньше всего волгоградцы довольны собственными доходами (только 11% могут позволить себе купить машину или квартиру), работой системы здравоохранения (22% довольных), благоустройством города (18% довольных), состоянием автомобильных дорог в городе (9% довольных), работой жилищно-коммунальных служб (24% довольных), работой местных властей (18% довольных).

Следует отметить, что город Волгоград вошел в число самых быстро вымирающих городов мира. В Волгоградской области демографическая ситуация характеризуется уменьшением числа жителей. Численность населения Волгоградской области на 1 января 2015 г. составила 2557,4 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 11,6 тыс. человек, или на 0,5% В 2014 г. число родившихся составило 29,5 тыс. человек и увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 123 человека, или на 0,4%. Число умерших составило 35,1 тыс. человек и увеличилось по сравнению с 2013 г. на 1,2%. Число умерших в 1,2 раза превысило число родившихся. За 2010-2014 гг. удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста в общей численности населения увеличился с 15,6% до 16,4%, лиц старше трудоспособного – с 23,6% до 25,5%, трудоспособного возраста - уменьшился с 60,9% до 58,3%. Незначительно увеличилась диспропорция полов: если в 2010 г. численность женщин превышала численность мужчин на 16,0%, то в 2013 г. - на 16,1%. Если в младших возрастах численность мужчин превышает численность женщин, выравниваясь к 30-летнему возрасту, то после 32 лет численность женщин начинает превышать численность мужчин. В возрасте 65-69 лет численность женщин превышает численность мужчин в 1,6 раза и в возрасте 75 лет и старше - в 2,5 раза .

Лишь региональная сфера образования получила неплохие оценки: в сотню лучших высших учебных заведений страны входят ВолГУ и ВолГМУ, в топ-500 лучших школ России 4 учебных заведения из Волгоградской области .

Проанализировав положение в социальной сфере Волгоградской области, можем выделить в ней следующие основные проблемы:

  1. Ухудшение демографии.
  2. Увеличение численности заболеваемости и смертности.
  3. Система образования не соответствует современным условиям механизмов финансирования.
  4. Трудности в сфере социально-трудовых взаимоотношений.
  5. Неэффективность систем социальных поддержек.

Система образования лишь частично соответствует потребностям рынка труда. Поэтому следует усовершенствовать ее, начиная с дошкольного и заканчивая высшими учебными заведениями, а также послевузовскими профессиональными центрами. Это возможно путем развития стандартов и образовательных программ с большей ориентацией на потребности рынка труда, четким определением границ регулирования государством области образования.

На наш взгляд, для повышения уровня жизни и качества нашего реггиона необходимо осуществить ряд следующих мероприятий:

  • необходимо стимулировать образовательные учреждения, активно внедряющие инновации в программы образования;
  • компьютеризация образования;
  • создание бизнес-школ и национальных университетов;
  • за классное руководство дополнительно вознаграждать учителей;
  • ежегодно поощрять лучших учителей.

Кроме того, в первую очередь главными мерами должны являться:

  • оказание государственных поддержек общеобразовательным и высшим учреждениям в оснащении лабораторным оборудованием, программным обеспечением и усовершенствованием классов и переподготовки преподавательского состава образовательных учреждений, которые активно внедряют инновации;
  • необходимо вводить и развивать современные образовательные технологии и дистанционные программ обучения;
  • перевод на новую систему оплаты труда преподавателей в школьных учреждениях, которая будет стимулировать повышение качества образования;
  • государственная поддержка способной и талантливой молодежи, а а именно гранты для школьников, молодых специалистов и студентов.

Следует разработать новые стандарты профессионального образования, исходя из требований современной экономики к различным категориям сотрудников, где участие работодателей в разработке учебных планов, программ и итоговой государственной аттестации для выпускников учебных заведений будет обеспечено.

Для более эффективного включения образования в процессы по повышению уровня благосостояния граждан и сохранения стабильности в социальной сфере, обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и институтов гражданского общества необходимо вышесказанных мер.

Наряду с этим одновременно необходимо совершенствование медицинской системы, целью которой будет являться качество и повышение доступности медицинской помощи для всех слоев населения. Этому направлению соответствуют следующие мероприятия и реформы: модернизирование систем обязательного медстрахования, и оказание врачебной помощи, в том числе:

  • осуществление программ развития совместных медицинских практик и приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи с акцентами на профилактику болезней;
  • повышение доступности высоких медицинских технологий при лечении детей в области кардиохирургии, онкологии, травматологии.

Приоритетным направлением, которое будет способствовать улучшению состояния здоровья населения является реализация мер по созданию условий для формирования массовой физической культуры и спорта.

Тем временем, увеличение производства станет важнейшим источником по повышению доходов населения. В связи с этим нам необходимо создавать максимально благоприятные условия. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) указала, что нужно заниматься проблемами по улучшению делового климата. Повышение нормы накопления и сочетание быстрого роста потребления с активными инвестиционными процессами сделает экономику привлекательнее для отечественных и иностранных инвесторов, и снизит входные барьеры.

В настоящее время, в городе Волгограде действует программа «Повышение качества жизни пожилых людей» в социальной сфере. На базе ГБУ СО «Краснооктябрьского комплексного центра социального обслуживания населения» действует областная целевая программа по повышению уровня качества жизни пожилых людей в Волгоградской области. Благодаря программе были организованы бесплатные компьютерные курсы, а также индивидуальные и групповые занятия в зависимости от первоначального знания компьютера для пенсионеров .

Данная программа была разработана с учётом психологических особенностей этой возрастной категории, т.к. главная цель курсов не просто обучение компьютерной грамотности, но и социальная адаптация, выраженная в реализации творческих способностей и поиске новой интересной работы.

Ещё одна разработанная программа «Современные банковские технологии для пожилых людей и инвалидов» позволит изучить основные теории и практику по информационным технологиям с учетом современных пожеланий и требований граждан. Изучив данную программу пенсионеры смогут» управлять электронной почтой, перечислять денежные средства в системе «Сбербанк Онл@йн», получать госуслуги в электронном виде, самостоятельно оплачивать услуги ЖКХ, что для большинства является очень проблематичным.

В целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения. Российское государство стало уделять большое внимание данному вопросу и принимать конкретные меры для повышения уровня жизни. Определенные положительные результаты в этом направлении достигнуты при использовании эффективных национальных проектов. Что же касается социальной политики, то она становится всё более эффективной, но, к сожалению, не всегда удаётся достичь поставленных целей и нужно стремиться к повышению социальной поддержки государства и более детальной проработки социальных программ.

Список литературы

  1. Андросова Г.А. Уровень жизни населения: сущность, показатели, динамика: Учебное пособие. – СПб.: ТЭИ, 2011.
  2. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об энергоресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. №3 (03) – с.2.
  3. Борисова Н.И., Борисов А.В. Проблемы повышения энергоэффективности российских городов в новых инновационных экономических условиях. В сборнике: Актуальные проблемы внедрения энергоэффективных технологий в строительство и инженерные системы городского хозяйства: Материалы II международной научно-практической конференции. Кызыл, 2015. С. 13-18
  4. Борисова Н.И., Андреева Е.О., Романова А.В Инновационные формы, технологии и методы обучения в системе высшего образования в Волгоградской области. // В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 168-173.
  5. Коленникова О. Население как субъект оценивания системы неравенств // Свободная мысль. – №5. –с.92-101.
  6. Макроэкономика: Учебное пособие/ под ред. М.И. Плотницкого. –М.: Новое знание, 2012.
  7. Максимчук О.В., Першина Т.А. Реализация потенциала энергосбережения региона с позиций системного подхода // Фундаментальные исследования. 2015. № 10-3. С. 596-601.
  8. Плышевский Б.П. Россия в мире и евроазиатском регионе: уровень жизни // Вопросы статистики. – №6. –с.25-29.
  9. Песковская В.Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения// Экономист. –. - №9. –с.55-60
  10. КонсультантПлюс [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  11. РБК рейтинг [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rating.rbc.ru.
  12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

Главным компонентом национального богатства в современных условиях является человеческий капитал, а условием его накопления является высокое и все повышающееся качество жизни. Вложения в человеческий капитал превращаются в экономические выгодные проекты на национальном и корпоративном уровнях, а рост ценности человеческого труда становится определяющим фактором в повышении конкурентоспособности экономики и предпосылкой эффективных модернизационных проектов.

Уровень жизни населения как экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах. Основными компонентами уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых категорий граждан. Наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил.

Качество жизни – обобщающая социально-экономическая категория, включающая в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия жизни. Сутью категории «качество жизни» являются базовые условия жизнедеятельности людей, позволяющие на высоком уровне удовлетворять потребности в содержательном труде, отдыхе и культурных запросах, а также в сферах здравоохранения, образования и жилищных условиях.

Показатели уровня и качества жизни населения отражают степень развития социально-экономических отношений в стране. Современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан.

Высокие уровень и качество жизни – это требование времени, без него невозможно развитие государства. Именно по этой причине промышленно развитые страны еще в 60-е годы XX века взяли курс на создание условий по обеспечению высокого уровня и качества жизни для всего работающего населения и пенсионеров. Это оказалось выгодно как для бизнеса, так и для правительства, так как явилось условием динамического развития личности, общества и государства.

Ключевой вопрос государственной политики России состоит в существенном повышении уровня и качества жизни граждан, для чего страна располагает соответствующими возможностями. Основными характеристиками качества жизни являются: работа и условия труда; образование; здоровье и медицинское обслуживание; досуг и отдых; жилье и инфраструктура.

Важнейшая потребность человека - потребность в жилье. С этой точки зрения достижение высокого уровня обеспеченности жильем является одной из целей человеческого развития. Вместе с тем обеспеченность жильем является одним из условий развития человеческого потенциала. Человек, не имеющий нормальных условий существования, не может успешно работать, достигать успехов в своей деятельности. Без нормальных жилищных условий нельзя достичь таких целей человеческого развития, как долголетие, здоровье, образование. Человек должен иметь нормальные условия проживания и возможности их выбора: форму владения, месторасположение, другие характеристики жилья. Анализируя обеспеченность жильем в свете концепции повышения уровня и качества жизни населения необходимо учитывать следующие факторы: фактическую обеспеченность жильем; возможности выбора различных способов получения жилья; доступность жилья.

Исследование фактической обеспеченности жильем включает количественные характеристики обеспеченности жильем, качественные показатели обеспеченности и неравенство в распределении жилья. Россия занимает примерно 60-е место по уровню жизни населения, 95-е по обеспечению жильем, а по уровню экономической и личной свободы за последние шесть лет она переместилась с 120 на 124 место.

За последние 90 лет попытки решения жилищной проблемы предпринимались каждые пять-десять лет, но почти всегда оказывались неудачными. В условиях государственной монополии на недвижимость и землю власть отдавала приоритет развитию промышленности, социальные же проблемы решались по остаточному принципу.

Первая попытка удовлетворения потребности в жилье датируется июлем 1926г., когда объединенный пленум ЦК и ЦКП ВКП(б) выпустил резолюцию по жилищному строительству. Вторая относится к январю 1928 г. - СНК СССР принял решение «О жилищной политике». В марте 1931 г. появилось постановление ЦК ВКП(б) «О развитии облегченного жилищного строительства», а затем еще три постановления: «Об улучшении строительства» (апрель 1934 г.), «Об удешевлении строительства» (февраль 1936 г.) и «Об упорядочении финансирования жилищного строительства» (февраль 1938 г.). Но коммунальное заселение квартир сохранялось, а индивидуальное строительство в социально значимых городах запретили. В итоге жилищная обеспеченность за 25 лет с 1920 по 1946 г. уменьшилась в два раза (с 11 до 6 кв. м/чел.).

Первая и единственная реальная попытка покончить с жилищной нуждой и коммунальным расселением была предпринята 50 лет назад при Н.С. Хрущеве. В стране создали несколько сотен заводов крупносборного индустриального домостроения. На периферии городов развернулось строительство 5-ти этажных панельных жилых домов с малометражными квартирами для посемейного заселения, - новаторская для того времени концепция жилища. Была провозглашена четкая цель - предоставить каждой семье отдельную квартиру при социальной норме 9 кв. м на человека. Достижение этой цели затягивалось, и её отодвинули на начало 1990-х годов. Но реализация этой программы обеспечила рост жилищного строительства в 1,9 раза, увеличение его объемов до 54,9 млн. м в год. В результате были улучшены жилищные условия миллионов людей. Достигнутое снижение остроты жилищной проблемы позволило больше внимания уделять качеству жилищных условий.

Впервые в СССР отряд собственников жилой недвижимости в домах индустриальной сборки появился при Л.И.Брежневе на базе развития жилищно-строительных кооперативов, в том числе молодежных. Жители начали оплачивать свои квартиры, компенсируя государству затраты на их возведение. Государство, в свою очередь, брало на себя содержание и ремонт квартир. Речь шла о первом случае частно-государственного партнерства. Доступность малометражной квартиры составляла 8-10 лет.

В период перестройки приняли два очередных постановления «Об ускорении решения жилищной проблемы с привлечением средств населения для строительства индивидуальных жилых домов» и «Об основных направлениях ускорения решения жилищной проблемы в стране» (1986). Предлагалось организовать всесоюзное соревнование с вручением отличившимся строителям переходящих красных знамен, а также прекратить снос пригодных для проживания жилых домов. Проблему также планировалось решить за счет наращивания этажности новых домов, что в итоге привело к замедлению темпов строительства и его удорожанию, особенно к удорожанию эксплуатации зданий. Затем приняли восьмую жилищную программу «Обеспечить каждую семью квартирой или домом...» к 1995 году.

В апреле 1997 г. президент Б.Н.Ельцин подписал указ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». В итоге за истекшие с его момента годы цены на коммунальные услуги выросли в 6-10 раз. Государственные дотации при этом снизились с 65% до 5-10%, износ основных фондов достиг 60%, а число аварий в инженерных сетях увеличилось в 5 раз.

В 2005 г., в преддверии очередных президентских выборов 2008 г., был предложен очередной, десятый по счету проект: «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», предусматривающий удвоение ввода жилья с 40 до 80 миллионов кв. м в год к 2010 г. На деле это означает не более чем возврат к объемам жилищного строительства конца 1980-х - начала 1990-х годов.

Несмотря на все правительственные постановления, Россия строит в среднем по стране от 0,25 до 0,З кв. м. на человека в год, в то время как в большинстве стран мира ежегодно возводится от 0,9 до 1,4 кв. м, то есть в 3-4 раза больше. Следовательно, если даже национальный проект к 2015 году будет выполнен, Россия еще больше отстанет от развитых стран по показателям жилищной обеспеченности своих граждан.

К началу экономических реформ в России отсутствовал рыночный механизм, предполагающий самостоятельное участие населения в решении жилищной проблемы. Свободный рынок жилья практически отсутствовал, долгосрочные кредиты населению составляли незначительную долю в общем объеме финансирования жилья и предоставлялись в основном индивидуальным застройщикам, жилищно-строительным и жилищным кооперативам на строительство нового, а не на покупку готового жилья.

Механизмы, предусмотренные для реализации вышеперечисленных программ, не обеспечили в необходимой мере решение жилищных проблем. Между тем в ходе их проведения формировались изменения, необходимые для создания рынка жилья и перехода жилищной сферы на рыночные принципы. Были изменены структура жилищного фонда по формам собственности и структура жилищного строительства по источникам финансирования, а также, в определенной мере, по типам зданий и технологиям их возведения.

Однако, несмотря на наметившуюся в ряде регионов тенденцию роста объемов жилищного строительства, структура и качество жилья в общей массе продолжают оставаться низкими. Так, в большинстве случаев вновь вводимое жилье сооружается на основе технических и архитектурно-планировочных решений, сложившихся в 70-80-е годы и во многом морально устаревших К тому же в строительстве и при эксплуатации жилья используют устаревшие технологии, материалы, а они энерго- и материалоемки. Особенно это касается жилья, предназначенного для предоставления малообеспеченным и социально незащищенным слоям населения на бесплатной основе или посредством частичной оплаты.

Проведенная в нашей стране бесплатная приватизация жилья, тем более в такие чрезвычайно короткие по меркам экономического развития сроки, не сформировала по большому счету класс собственников вообще, а уж тем более класс эффективных собственников. Наряду с развитием рынка жилья коренные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Основными источниками финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья. Доля бюджетных средств во вводе жилья, достигавшая до начала экономической реформы 80%, сократилась примерно до 26%, в том числе доля средств федерального бюджета - до 15%.

Изменение соотношения источников финансирования не только не уменьшило остроту жилищной проблемы, но и привело к дальнейшему ее возрастанию. В частности, еще более очевидной стала проблема недооценки значимости социальной направленности жилищной реформы. Понадобилась разработка дополнительных мер государственной поддержки определенных социальных групп населения, прежде всего малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас, лиц, проработавших длительное время в районах крайнего севера, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате аварий и стихийных бедствий.

На решение этих задач был направлен ряд федеральных целевых программ. Результаты их выполнения свидетельствуют о том, что реализация жилищной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу должна строиться не только исходя из одних намерений по решению затянувшихся проблем с обеспечением жильем граждан РФ, но и с учетом имеющихся реальных возможностей, прежде всего системы финансирования.

Конституция РФ (ст. 40 и 42) связывает доступное жилье с малоимущими гражданами, которым это жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или иных фондов при условии обеспечения благоприятной окружающей среды. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ удовлетворенный спрос на улучшение жилищных условий в структуре потребления россиян в 2006-2010 годах будет колебаться в пределах 3,5-4% и, следовательно, низкое качество жилья, в котором живут около 80% россиян, сохранится на десятилетия. Отложенный спрос населения на приобретение жилья на приемлемых условиях составляет, по разным оценкам, от 1,8 до 3 миллиардов кв. м, т.е. 25-35 миллионов односемейных домов и квартир или 200-210 новых жилых единиц на тысячу россиян. Но сегодня традиционными методами строится 5-6 квартир на тысячу жителей, а значит, насыщение рынка может наступить лишь через 30-40 лет. И это без учета выбывания ветхого и аварийного фонда.

Россия, провозгласившая себя социальным государством, обеспечивающим достойную жизнь гражданам, в сфере жилищного строительства проводит либеральную политику. Стандарт минимальной комфортности до сих пор не определен, и, соответственно, не ясны показатели, которых следует достигнуть для населения с разным уровнем доходов. Данные Росстата показывают, что во всех регионах страны удельные объемы жилищного строительства отстают от платежеспособного спроса населения.

Одной из ключевых задач государства в области жилищной политики является формирование соответствующих условий, позволяющих повысить доступность жилья для граждан, которая самым непосредственным образом влияет на состояние демографических показателей страны, рост её населения. Возможность граждан создать семью, вырастить и выучить детей, определяется, в первую очередь, наличием или отсутствием жилья, удовлетворяющего современным представлениям людей о комфортности.

Жилищная проблема - исключительно сложная, острая и дорогостоящая с точки зрения ее решения. Огромная доля неблагоустроенного жилого фонда, с которым Россия вступила в XXI век и который еще долго будет оказывать влияние на общую ситуацию в жилищной сфере, низкая обеспеченность людей жилыми метрами, большая часть населения, вообще не имеющая отдельного жилья – главные задачи, которые российскому обществу придётся решить в обозримый период.

Как в среде экономистов и социологов, так и в обществе нередко поднимаются вопросы качества жизни, степени удовлетворенности людей собственным существованием. Виной всему - информационный бум. Как известно, раньше мы в своей стране жили при "железном занавесе". А потому о том, что творится у соседей, не имели ни малейшего понятия. Просвещать рядовое население на эту тему в планы партии и правительства никак не входило. Вот отчего у наших неподготовленных туристов, попавших волей случая за рубеж, порой случался настоящий шок от одного только вида внешних атрибутов жизни на "загнивающем Западе". Вернувшись домой и осознав всю разницу в материальном положении - собственном и такого же рядового трудящегося за рубежом, наши люди серьезно задумывались...

С началом перестройки и буквально свалившейся на нас лавины информации замалчивать разницу в материальном и прочем положении людей "у нас" и "там" стало невозможно. Мы многое узнали - что, оказывается, живем совсем не так прекрасно, как нам рассказывает руководство. По сравнению со странами Запада уровень жизни населения России выглядел, мягко говоря, так себе. И мы стали задаваться вопросом: "Почему?"

В наши дни, при наличии Интернета и огромного количества средств массовой информации, кажется, уже не осталось никаких "белых пятен" в данном вопросе. В любой момент мы можем получить множество разнообразных данных - от средней продолжительности жизни в Китае до уровня дохода на душу населения в Австралии. Подробно изучены и по-прежнему продолжают муссироваться классические вопросы "кто виноват" и что делать".

Уровень жизни в России не ругает только ленивый. Особенно после того, как мы узнали, что положение у нас, оказывается, похуже, чем у некоторых бывших "голодающих братских республик". И сравнимо наше существование с большинством развивающихся стран Африки.

Если отвлечься от разговоров на обывательском уровне и всерьез задуматься о причинах такого несоответствия, следует прежде всего разобраться не только в его предпосылках, но и в терминах.

О чем конкретно вопрос?

Понятие «уровень жизни» подразумевает полноту удовлетворения потребностей населения той страны, о которой идет речь. Причем не только материальных, но и социально-духовных.

"Измеряется" он размером и качественным разнообразием всех возможных потребностей и ограничивается возможностями их удовлетворения в зависимости от величины доходов населения.

В статистике обобщающими показателями этого понятия служат:

  • величина валового продукта на единицу населения (разумеется, в сопоставимых ценах);
  • индексы стоимости жизни;
  • национальный доход на душу населения;
  • реальная оплата труда работающего;
  • размер прожиточного минимума;
  • реальные в расчете на одного человека;
  • число и процентный состав (так называемый удельный вес) находящихся за чертой бедности (это люди, чей доход не превышает прожиточного минимума).

На основании чего получают такие данные?

Статистика уровня жизни отдельных стран и регионов ведется уже много десятилетий. Ученые и социологи во всем мире в своих исследованиях опираются на такие источники информации, как социологические опросы, бюджетные обследования, общие и локальные переписи.

Обследования бюджета позволяют узнать структуру заработков и расходов населения, среднедушевой доход, объем покупок различных товаров, распределение по категориям "состоятельности".

Уровень жизни в России изучает соответствующий центр при Министерстве труда и соцразвития, а также Всероссийский центр общественного мнения. Понятия, которыми они оперируют, - «народное благосостояние», «качество жизни», «уровень жизни» и проч. Рассмотрим их подробнее.

Что такое качество жизни?

Это степень удовлетворенности интересов и потребностей людей как в разнообразной деятельности, так и в субъективном ощущении жизни. Понятие включает не только показатели труда - его характер, условия и результаты. Но и другие аспекты человеческой жизни - демографические, экологические, этнографические. Затрагивает оно и политические (а также юридические) вопросы, например, права и свободы, идеологию и культуру, поведение и психологию.

Таким образом, благосостояние является неким синтезом представлений, обобщающим все стороны социального организма. Высшей целью экономики в условиях рынка становится достижение этого показателя в максимальной степени и повышение уровня жизни населения. Важнейшая предпосылка этого - эффективная политика, направленная на рост благосостояния людей.

Более подробно концепцию качества жизни характеризуют следующие показатели:

  1. Здоровье жителей. Учитывается продолжительность жизни, заболевания (их тяжесть и длительность), самочувствие и способности людей, уровень смертности.
  2. Качество, сбалансированность и регулярность питания, экологическая безопасность продуктов.
  3. Образовательный уровень - длительность обучения, глубина и степень научных знаний, обеспеченность учебной литературой.
  4. Условия и характер занятости, эффективность труда и его напряженность, соответствие склонностям, возможность профессионального выбора. А также такие критерии, как безработица, занятость, продолжительность рабочего дня и отпуска, степень автоматизации труда и даже атмосфера в коллективе.
  5. Условия проживания - размер и степень благоустройства жилья, удобство в быту.
  6. Система социальных льгот и обеспечений. Это гарантии выплат пенсий, пособий и больничных, забота о семьях с детьми.
  7. Возможность и доступность выбора видов отдыха, его продолжительность и полученное от него удовлетворение.
  8. Наконец, реализация общечеловеческих прав в безопасности, защите от терактов и эпидемий, лояльности правовых органов.

А что же такое уровень жизни?

Это количественная характеристика рассмотренного выше понятия. Оценка уровня жизни производится совокупно по целому ряду критериев.

Зависит он, с одной стороны, от величины и состава постоянно меняющихся материальных потребностей, а с другой, бывает ограничен возможностями их удовлетворения, зависящими от доходов. Последний показатель определяется эффективностью производства, степенью прогресса в научно-технической сфере, национальными особенностями, образовательным и культурным уровнем населения.

В мировой практике в качестве одного из главных составляющих данного понятия фигурирует компонент продолжительности жизни и здоровья людей как базисное условие человеческого существования.

В целом категория "уровень жизни" - скорее, количественное понятие с определенными на настоящий момент конкретными показателями. Наиболее популярные из них - размер потребительской корзины и величина прожиточного минимума. Но термины "уровень" и "качество жизни" невозможно измерить лишь цифрами.

В бытовом плане вышеуказанные понятия ассоциируются с радостью повседневного бытия, уверенностью в будущем, возможностью развиваться как личность и путешествовать по миру.

Хорошо там, где нас нет

По итогам международных опросов был составлен рейтинг - сравнивались страны по уровню жизни (по состоянию на 2014 год). Любопытно взглянуть, где же людям лучше живется.

По данным всевозможных опросов, жизнь в Азии постепенно и неуклонно улучшается. В Европе же уровень ее несколько снижается, но все же остается неизменно высоким по сравнению со странами Востока и особенно Африки, где изменения не так значительны. Из европейских стран лидером признана Норвегия, за ней идет Швейцария.

Позиция ее в общем списке - строчка № 61. "Соседи" - Шри-Ланка и Вьетнам. Значительных изменений по сравнению с предыдущими годами не наблюдается. По опросам, лишь чуть более половины россиян (56%) довольны собственной жизнью.

А теперь подробнее

По таким показателям, как эффективность государственного управления и уровень коррупции, наша страна занимает аж почетное 115-е место (для сравнения: в прошлом и позапрошлом году были соответственно 119-е и 96-е места). На что обращали внимание, кроме прочего, при подведении итогов: на справедливость процедуры выборов, данные о коррупции в правительстве, уровень удовлетворенности людей системой правосудия.

Другие важные факторы уровня жизни - предпринятые правительством меры по борьбе с нищетой и мероприятия по охране окружающей среды.

По пункту "качество образования" наши позиции не так плохи - 26-е место (против 27-го в прошлом году). На каждого учителя в стране приходится 18 учеников. При этом российским образованием довольны 53% жителей страны.

Здоровье россиян позволяет нам занять лишь 44-е место в рейтинге (как и в прошлые годы). Такой важный показатель, как средняя продолжительность жизни, у нас всего 60 лет (в странах Европы - 70-75 лет). Уровень жизни в России по этому важнейшему критерию явно не дотягивает до мирового.

Рейтинг безопасности России все ниже, сейчас это - 98-е место (соответственно 97-е и 82-е в прошлом и позапрошлом годах). Лишь около 43,8% россиян не испытывают чувства опасности, особенно на ночных улицах родных городов.

Такое понятие, как свобода граждан, у нас, по всей видимости, не в сильном почете - мы только на 114-м месте (а всего их 142). При этом 60,9% россиян полагают, что имеют возможность свободного выбора, в том числе и в выражении собственных мыслей. Остальные с ними не согласны.

В таком сложном вопросе, как социальная жизнь, Россия на 62-й позиции. Особенность национального менталитета в том, что жители страны склонны, скорее, доверять и помогать друзьям и родне, но не посторонним людям. Впрочем, абсолютное большинство граждан (90,1%) считают, что в сложной ситуации другие их выручат.

Какие же страны по уровню жизни лидируют?

И вновь список возглавляет Норвегия, где 77% населения признали себя вполне довольными собственной жизнью. Первую позицию страна занимает уже пятый год, в том числе и по показателям экономики. А замыкает список Чад.

Рай для предпринимателей - Швеция. Это страна, где легче всего открыть собственный бизнес и получить в этом поддержку от государства.

С точки зрения эффективности властей лучшей признана Швейцария.

Самая лучшая медицина и больницы - в Люксембурге, а наибольшая продолжительность жизни (76 лет) - в Японии.

По качеству образования попеременно лидируют то Новая Зеландия, то Австралия.

С социальной точки зрения наиболее благополучна Норвегия. Там люди склонны доверять друг другу больше, чем где бы то ни было и, по результатам опросов, готовы оказать помощь не только родным и близким, но и совершенно чужим людям.

Фактор личной свободы выдвинул в лидеры Канаду, где зафиксировано наибольшее количество прав у граждан, а также самое терпимое отношение к иностранцам.

Но вернемся в Россию. Как известно, не все ее регионы живут одинаково. Где же в нашей стране лучше, а где хуже?

Уровень жизни: рейтинг городов России

По результатам оценки российских городов (выборка проводилась среди тех из них, где численность населения превышала 100 тысяч человек), ежегодно проводимой изданием «Секрет фирмы», получен рейтинг за 2014 год. По ранжиру были выстроены 149 мегаполисов. Критериями послужили 13 разных пунктов, таких как медицинское обслуживание, среднедушевые доходы населения и его покупательная способность, уровень развития предпринимательства и т. п.

Статистика основывалась на отчетах городских администраций и данных Росстата. Итак, где же в России (не считая Москвы и Санкт-Петербурга, конечно) самый высокий уровень жизни?

Почетное первое место по благосостоянию второй раз за последние два года отдано Калининграду, несмотря на уровень безработицы выше среднероссийского. Эксперты отмечают чрезвычайно удобное положение города в географическом смысле, эксклюзивные экономические условия, высокий уровень квалификации работающих. По объему выпускаемой продукции на 1 человека Калининград - безусловный лидер.

Тройку лидеров замыкает Белгород, где живет 373 500 человек. Город отличают стабильно высокие доходы населения и хороший образовательный уровень. К тому же он славится развитой инфраструктурой.

Кто еще?

На четвертом месте - Домодедово. Этот небольшой город за год резко продвинулся с 32-го места, удивив высокими темпами роста экономики и доходов.

На пятом - Иркутск. Его население - 606 000 человек, покупательная способность которых за последний год возросла в 7 раз. Неудивительно, что город резко "прыгнул" с 20-го места на 5-е.

Химки, занимавшие вторую строчку в прошлом году, ухудшили свои позиции, но все же лидируют по доходам бюджета на душу населения. Эта сумма составляет 30 400 рублей.

Как мы видим, достаточно высокий уровень жизни в России можно наблюдать и в относительно небольших городах.

Следом идет Екатеринбург. В топ-10 столица Урала - крупнейший из городов. Его население - почти 1,4 миллиона человек. Его бюджет (доходы населения) составляет 23 400 руб. на жителя.

Аутсайдеры рейтинга

Небольшой по размеру Обнинск с населением 106 000 человек уже второй год не покидает десятку лидеров. Доход городского бюджета в расчете на каждого - 27 000 рублей. Город, к тому же, признанный центр науки.

Замыкает десятку лидеров Тюмень. Этот областной центр с населением 634 000 человек "сполз" с прошлогоднего шестого места из-за неважной экологии и работы властей.

В каких же из российских городов уровень и качество жизни оставляют желать лучшего?

Если рассматривать топ-100 - полный список участвовавших в рейтинге городов, то замыкает его Оренбург с населением 556 100 человек, на предпоследнем месте - Новочебоксарск (123 900 чел.), чуть выше его - Абакан (169 800 чел.).

Что ж, теперь мы знаем, "кому же на Руси жить хорошо". Точнее, жителям каких городов. Разумеется, в исследовании не задействованы Москва и Санкт-Петербург - у них особый статус. Как известно, жизнь "в столицах" и жизнь в российской глубинке отличается на порядок, а то и на несколько. И несмотря на то, что отдельно взятые небольшие города могут относительно процветать благодаря удачному сочетанию каких-либо факторов (стабильной работе градообразующего предприятия, продуманной политике городских властей и т. д.), в целом жизнь в небольших городках особенным качеством не отличается.

Связано это прежде всего с ограниченными возможностями трудоустройства, недостаточным развитием частного бизнеса и малым денежным оборотом. Отсюда - все беды и проблемы российской глубинки. Сможет ли что-то изменить экономическая политика правительства? Время покажет...

Похожие статьи