Учет консервации основных средств. Консервация основных средств — что это такое, порядок и причины Порядок расконсервации основных средств

Предприятия, имеющие на балансе много основных средств, зачастую вынуждены переводить их на консервацию. Этот процесс означает прекращение эксплуатации имущества на определенный срок с возможностью дальнейшего его ввода в эксплуатацию. Сегодня мы расскажем о том, как оформляется консервация основных средств документально и какие особенности налогообложения присущи данному процессу.

Зачем нужна консервация ОС

Мероприятия, осуществляемые во время консервации, позволяют не только сохранять имущество в целостности, но и отремонтировать его при необходимости. Перевод имущества на консервацию не является обязательным процессом. Но если вы все же решили провести эти мероприятия, то следует правильно их оформить. Грамотно оформленный налоговый и бухгалтерский учет позволяет признать расходы при исчислении налога на прибыль.

Вначале издается приказ за подписью руководителя, где в обязательном порядке указывается полный перечень требуемых мероприятий, причины и срок перевода объектов на консервацию. Образец приказа вы можете найти .

Теперь необходимо заполнить акт на консервацию имущества. Обратите внимание, что данной унифицированной формы не существует, поэтому документ можно составить в произвольной форме. Документ нужно подписать всеми членами комиссии, а также руководителем фирмы. Акт должен отражать следующие моменты:

  • Перечень объектов, подлежащих выводу из производства.
  • Дата начала консервации.
  • Список мероприятий, которые требуется провести в период простоя ОС.
  • Расчет затрат на процесс в целом.

Данная форма является первичной документацией, позволяющей:

  • Принять к учету все затраты по консервации.
  • Не начислять амортизацию на объекты, находящиеся вне производственного процесса, дольше квартала.

Как вести бухгалтерский учет

Несмотря на то, что имущество переведено на консервацию, оно является и продолжает числиться в составе ОС на счете 01. Однако порядок вывода средств из производственного процесса требует вести обособленный учет таких объектов, поэтому целесообразнее открыть дополнительные субсчета для ведения их учета.

Если срок простоя объекта – менее трех месяцев, то расчет амортизации по нему не прерывается и проходит в обычном режиме. Но если мероприятия затягиваются на более долгий срок, то расчет амортизационных отчислений приостанавливается (ПБУ 6/01 п. 23).

Если срок простоя объекта – менее трех месяцев, то расчет амортизации по нему не прерывается и проходит в обычном режиме.

И еще, в бухгалтерии имеется такое понятие, как срок полезного использования. Так вот, несмотря на длительную консервацию, данный показатель не прерывается. Следовательно, после завершения процесса расчет будет проходить, как и раньше. Согласно ПБУ 6/01, п. 14 , расходы, направленные на сохранение объектов во время консервации, впоследствии бухгалтером относятся на их первоначальную стоимость.

Заметим, что максимальный срок консервации законодательством не установлен. На предприятии может проходить как частичная, так и полная консервация, в зависимости от преследуемых целей. Если цель мероприятий – проведение ремонта отдельных объектов, то осуществляется частичный вывод средств из производства. А вот если предприятие приостанавливает деятельность в связи с возникшей кризисной ситуацией, то целесообразнее провести полную консервацию.

Итак, примерная пошаговая инструкция мероприятий следующая:

  1. Принятие решения о необходимости проведения консервации со стороны руководства фирмы.
  2. Оформление приказа на основании принятого решения.
  3. Проведение инвентаризации ОС.
  4. Составление акта о переводе на консервацию объектов произвольной формы.
  5. Отражение информации о выводе ОС из производства на счетах бухгалтерского учета.

Есть и нюансы

Консервация ОС затрагивает три основных налога:

  • Налог на имущество.
  • Налог на прибыль.

Если предприятие является плательщиком НДС, то при приобретении ОС на предприятии принимается к вычету «входной НДС», на это указывает ст. 172 НК РФ. При переводе объектов на консервацию проводить восстановление налога не нужно. При исчислении налога на имущество законсервированные объекты не покидают налогооблагаемую базу.

Однако в некоторых регионах имеются льготы, которые позволяют не начислять налог на объекты, находящиеся на консервации. Если в вашем регионе есть такое положение, то можете воспользоваться им. Расходы, отражаемые при расчете налога на прибыль, допускают учет затрат, связанных как с консервацией, так и с расконсервацией производства (ст. 265 НК РФ). В 2017 году изменений, затрагивающих этот процесс, не произошло.

Расконсервация объекта незавершенного строительства - возобновление по вновь заключенному договору подряда строительства законсервированного объекта согласно проектно-сметной документации, разработанной с учетом его технического состояния (п. 3.6 Технического кодекса установившейся практики (ТКП)) 45-1.03-165-2009 (02250) "Консервация строящихся объектов. Правила проведения").

Справочно: при осуществлении строительства в отдельных случаях принимают решение о приостановлении его по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ). В случае приостановления строительства на срок свыше 3 месяцев в течение одного месяца по истечении указанного срока, а также при наличии определенных законодательством обстоятельств должно быть принято решение о консервации объекта незавершенного строительства:

Советом Министров РБ или уполномоченным им органом - по объектам, финансируемым из республиканского бюджета;

Местным исполнительным и распорядительным органом - по объектам, финансируемым из соответствующих местных бюджетов;

Иным заказчиком - по другим объектам.

В решении о консервации объекта должны быть определены:

Дата приостановления работ;

Источники финансирования строительства и работ по его приостановлению;

Меры по устранению причин, повлекших приостановление строительства;

Меры по обеспечению сохранности строительных материалов и оборудования с указанием ответственного лица;

Сроки разработки документации, необходимой для проведения консервации.

В течение одного месяца после принятия решения о консервации объекта заказчик строительства должен письменно проинформировать об этом органы государственного строительного надзора и местный исполнительный и распорядительный орган, выдавший разрешение на его строительство.

СУДЬБА ЗАКОНСЕРВИРОВАННОГО ОБЪЕКТА МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЙ

По истечении срока, на который был законсервирован объект незавершенного строительства, государственные органы, исполнительные и распорядительные органы, инвестор, застройщик, заказчик, принявшие решение о консервации, должны определить дальнейшую судьбу указанного объекта. Она может быть разной. Рассмотрим сказанное на схеме.

РАСКОНСЕРВАЦИЯ ОБЪЕКТА

В состоянии консервации объект незавершенного строительства может находиться не более 3 лет.

Продолжение строительства должно быть осуществлено в порядке, установленном законодательством, по вновь заключаемому договору подряда. Подрядчику по акту следует передать объект незавершенного строительства и заключение разработчика проектной документации о его техническом состоянии (п. 14 Инструкции № 158).

Как отмечалось ранее, расконсервацию проводят по решению органа, принявшего решение о проведении консервации.

В решении о расконсервации должны быть определены:

Состав комиссии по проведению расконсервации объектов незавершенного строительства организации, порядок и срок ее работы;

Перечень объектов, подлежащих расконсервации;

Основные мероприятия по расконсервации, порядок их финансирования;

Мероприятия по дальнейшему использованию, перепрофилированию объектов незавершенного строительства либо их отчуждению в соответствии с законодательством;

Лица, ответственные за проведение работ по расконсервации.

Приказом должен быть утвержден план мероприятий по проведению расконсервации.

ПЕРЕД РАСКОНСЕРВАЦИЕЙ ОБЪЕКТ НУЖНО ОБСЛЕДОВАТЬ

Перед расконсервацией объекты незавершенного строительства должны быть детально обследованы проектной (специализированной) организацией. Она в своем заключении выносит оценку технического состояния объекта и выдает рекомендации по устранению обнаруженных дефектов и изменению при необходимости проектных решений.

По результатам обследования выполняют оценку технического состояния строительных конструкций, при необходимости расчетом или испытаниями проверяют несущую способность и эксплуатационную пригодность, делают вывод об условиях дальнейшей эксплуатации обследованных конструкций и необходимых мероприятиях по обеспечению их надежности и долговечности либо замене.

По результатам обследования принимают решение о необходимости, целесообразности и сроках полного или частичного восстановления:

Планируемой модернизации производства (для производственных зданий).

Строительство объекта может быть продолжено после выполнения выданных рекомендаций и подтверждения надежности объекта актом комиссии, состоящей из представителей заказчика и проектной (специализированной) организации (п. 6.8 ТКП 45-1.03-165-2009 (02250)).

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РАСКОНСЕРВАЦИИ

Конкретный перечень документов, подтверждающих факт расконсервации незавершенного строительства, законодательством не установлен. Все документы, по мнению автора, можно условно разделить на 2 вида, которые связаны:

С подготовкой процесса расконсервации (подготовительные документы);

С проведением самого процесса расконсервации и продолжением строительства.

Организация самостоятельно определяет перечень документов, подтверждающих расконсервацию. По мнению автора, их можно условно разделить на 2 группы:

1) подготовительные документы;

2) документы, необходимые для продолжения строительных работ.

Подготовительные документы

К подготовительным документам можно отнести:

1) приказ руководителя организации (заказчика-застройщика) о расконсервации объекта (объектов) незавершенного капитального строительства.

В приказе указывают основания для расконсервации, перечень расконсервируемых объектов, их балансовую стоимость и сроки расконсервации (начало и окончание);

2) приказ руководителя о создании комиссии по расконсервации. Комиссию создают из представителей заказчика-застройщика, подрядчика, проектной организации и других заинтересованных лиц. Она должна:

Установить состояние и степень готовности объекта незавершенного строительства (необходимо произвести сверку с данными, зафиксированными в акте по консервации, составленном при приостановлении строительства, на момент перевода объекта на консервацию), подтвердить объем выполненных работ;

Произвести оценку предстоящих затрат (на расконсервацию объекта и его достройку);

3) приказ руководителя (распоряжение) о проведении инвентаризации;

4) акт инвентаризации незавершенного капитального строительства по форме 3-инв, приведенной в приложении 8 к Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180;

5) смету расходов на расконсервацию объекта (в сводные сметные расчеты стоимости строительства такие затраты не включают на основании п. 7 Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 14.05.2007 № 10 (далее - Инструкция № 10));

6) договор строительного подряда на работы по расконсервации.

Документы, необходимые для продолжения строительных работ

Для продолжения строительных работ необходимы следующие документы:

1) разрешение на продление сроков строительства (при необходимости);

2) новый договор строительного подряда на оставшуюся часть работ по строительству объекта (с другим (прежним) подрядчиком, если изначальный договор при приостановлении строительства был расторгнут) либо дополнительное соглашение к договору строительного подряда с прежним подрядчиком;

3) акты выполненных работ по расконсервации. Они должны быть составлены подрядчиком и подписаны сторонами после выполнения и приемки указанных работ;

4) акт о расконсервации (подписывают члены комиссии по расконсервации и утверждает руководитель организации).

Новая бухгалтерия, N 12, 2008 год

Практикум
А.Дьяков,
аудитор

Организации, имеющие на балансе большое количество основных средств, иногда сталкиваются с необходимостью перевода части объектов на консервацию. У работников бухгалтерии при этом возникают вопросы, связанные с документальным оформлением такой операции. Ведь часть документов, которые нужны для подтверждения затрат по консервации при расчете налога на прибыль, придется составлять самостоятельно внутри организации.

По разным причинам, например из-за сокращения объема производства, остановки деятельности подразделения, изменения профиля производства, отсутствия заказов или сырья и т.д., руководству организации приходится переводить объекты основных средств (ОС) на консервацию.

Консервация помогает сохранить характеристики объектов основных средств, необходимые для их эксплуатации в дальнейшем, так как при консервации прекращается использование объектов основных средств, принимаются дополнительные меры для поддержания их в исправном состоянии, ограничивается доступ посторонних лиц к объекту основных средств либо объект ОС помещается в специально отведенное для хранения место.

Документальное оформление перевода объекта на консервацию

Надлежащее документальное оформление консервации - обязательное условие для признания затрат на ее проведение при исчислении налога на прибыль.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете порядок перевода объектов основных средств на консервацию один и тот же. Он установлен соответственно п.23 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и п.3 ст.256 НК РФ . Объект переводится на консервацию по решению руководителя на срок свыше трех месяцев. Следовательно, для проведения этой процедуры необходим приказ руководителя организации.

Обычно на консервацию переводятся объекты основных средств, которые находятся в определенном технологическом комплексе или имеют законченный цикл технологического процесса.

Подтверждением перевода объекта основных средств на консервацию является акт о консервации объектов основных средств. Унифицированной формы данного первичного документа нет. Поэтому организации сами должны разработать его форму и утвердить ее в учетной политике.

Прежде чем издать приказ о переводе объектов основных средств на консервацию, руководитель предприятия на основании поступившей заявки от инициатора перевода объектов основных средств на консервацию должен создать комиссию по переводу объекта основных средств на консервацию из представителей администрации, технических служб, руководителя соответствующего подразделения, к которому относятся объекты ОС, подлежащие консервации, бухгалтерии и экономических служб для освидетельствования объектов ОС, подлежащих консервации, оформления документов на консервацию, оценки экономической целесообразности консервации ОС, составления сметы затрат на содержание законсервированных объектов ОС, оценки технического состояния этих объектов при их последующей расконсервации, а также инвентаризационную комиссию для проведения инвентаризации основных средств, подлежащих консервации.

После рассмотрения оформленных материалов по переводу объекта основных средств на консервацию, поступивших от председателя комиссии по переводу объекта ОС на консервацию и председателя инвентаризационной комиссии, издается приказ руководителя о переводе объекта основных средств на консервацию.

Затем составляется акт о переводе объекта ОС на консервацию.

Все расходы на содержание законсервированных объектов основных средств производятся на основании и в пределах сметы на эти цели, утвержденной руководителем организации.

Поговорим подробнее о том, какие документы необходимы для перевода основных средств на консервацию и как правильно их составить.

Для оформления процедуры перевода ОС на консервацию потребуются следующие документы:

Заявка на перевод объекта основных средств на консервацию;

Приказ руководителя о создании комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию;

Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22);

Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1);

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма N ИНВ-18);

Акт оценки экономической целесообразности консервации объекта основных средств;

Заключение о консервации объекта основных средств;

Приказ руководителя о переводе объекта основных средств на консервацию;

Акт о переводе объекта основных средств на консервацию;

Смета расходов на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;

Инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

Заявка на перевод объекта основных средств на консервацию

Данный документ составляется инициатором перевода основных средств на консервацию в случае, если объекты не используются из-за сокращения объема производства, остановки деятельности подразделения, изменения профиля производства, неисправности оборудования и т.п.

Она составляется на имя руководителя, визируется главным бухгалтером и передается руководителю общества для вынесения решения о переводе объекта основных средств на консервацию.

Форма заявки утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Приказ руководителя о создании комиссии по переводу объекта(ов) основных средств на консервацию

Этим приказом создается комиссия по переводу объекта основных средств на консервацию из представителей администрации, технических служб, руководителя соответствующего подразделения, к которому относятся объекты ОС, подлежащие консервации, бухгалтерии и экономических служб для освидетельствования объектов ОС, подлежащих консервации, оформления документов на консервацию, оценки экономической целесообразности консервации основных средств, а также оценки технического состояния этих объектов при их последующей расконсервации.

Приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации (форма N ИНВ-22)

Указанный приказ типовой унифицированной формы является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.

Приказ (постановление, распоряжение) подписывается руководителем общества и вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1)

Инвентаризационная опись (типовая унифицированная форма N ИНВ-1) применяется для оформления данных инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств машин и оборудования, транспортных средств, инструмента, вычислительной техники, производственного и хозяйственного инвентаря и т.п.).

Этот документ составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность основных средств.

Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй - остается у материально ответственного лица.

Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма N ИНВ-18)

Эта ведомость применяется для отражения результатов инвентаризации основных средств, по которым выявлены отклонения от данных учета.

В сличительной ведомости отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Сличительная ведомость составляется бухгалтером в двух экземплярах, один из которых хранится в бухгалтерии, второй - передается материально ответственному лицу.

Акт оценки экономической целесообразности консервации объекта основных средств

Названный акт составляется и подписывается членами комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию и утверждается председателем комиссии. В акте отражается экономическая целесообразность консервации объекта основных средств.

В данном документе, в частности, указываются:

Планируется ли использование консервируемого объекта основных средств в будущем;

Превысят или нет расходы на консервацию объекта основных средств убытки от содержания незаконсервированных объектов основных средств;

Сохранятся ли на консервации необходимые характеристики объекта основных средств, переводимых на консервацию;

Могут ли качества объекта основных средств, переводимых на консервацию, остаться неизменными и без консервации.

Форма акта утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Заключение о консервации объекта основных средств

Данное заключение составляется и подписывается членами комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию и утверждается председателем комиссии.

В заключении отражаются:

Причина и основания для перевода объекта основных средств на консервацию;

Перечень имущества, которое переводится на консервацию, его балансовая стоимость и срок консервации (начало и окончание);

Вывод: подлежат или не подлежат приведенные в перечне объекты основных средств переводу на консервацию.

Форма заключения утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Приказ руководителя о переводе объекта основных средств на консервацию

Этот приказ издается после рассмотрения оформленных материалов по переводу объекта основных средств на консервацию, поступивших от председателя комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию и председателя инвентаризационной комиссии.

В приказе указываются причины и основания для консервации объекта основных средств на срок более трех месяцев, перечень имущества, которое переводится на консервацию, его балансовая стоимость и сроки консервации (начало и окончание).

В случае большого количества имущества перечень его является приложением к приказу.

Форма приказа утверждается руководителем общества при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Акт о переводе объекта основных средств на консервацию

Указанный акт является подтверждением перевода объекта основных средств на консервацию.

Данный документ должен содержать наименование основного средства, инвентарный номер объекта основных средств, первоначальную стоимость, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость, причины и сроки консервации. Форма акта утверждается руководителем организации при принятии учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Акт подписывается комиссией по переводу объекта основных средств на консервацию и утверждается руководителем общества.

[email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Об утверждении Инструкции о переводе на консервацию и проведении расконсервации объектов путевого хозяйства

В целях установления порядка перевода на консервацию и проведения расконсервации объектов путевого хозяйства открытого акционерного общества "Российские железные дороги":

1. Утвердить прилагаемую о переводе на консервацию и проведении расконсервации объектов путевого хозяйства.

2. Руководителям филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить доведение до причастных работников и надлежащее исполнение Инструкции, утвержденной настоящим распоряжением.

Первый вице-президент ОАО "РЖД" В.Н. Морозов

Инструкция о переводе на консервацию и проведении расконсервации объектов путевого хозяйства

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция определяет:

Порядок выведения объектов путевого хозяйства из эксплуатации - консервации, а также расконсервации при необходимости их задействования в производственном процессе;

Критерии отнесения железнодорожных линий и участков (далее - линий) к категории малодеятельных по параметрам путевого хозяйства.

Выведение из эксплуатации объектов путевого хозяйства осуществляется с целью снижения эксплуатационных расходов на содержание и ремонт путевой инфраструктуры.

К объектам путевого хозяйства относятся: железнодорожный путь, его обустройства, промышленные здания, инженерные сооружения и технические средства путевого хозяйства.

1.2. Общий порядок перевода на консервацию и расконсервацию объектов основных средств открытого акционерного общества "Российские железные дороги" установлен распоряжением ОАО "РЖД" от 05.06.06 N 1128р.

2. Условия выведения объектов путевого хозяйства из эксплуатации

2.1. Выведению из эксплуатации подлежат прежде всего объекты путевого хозяйства на малодеятельных линиях.

К малодеятельным линиям по параметрам путевого хозяйства относятся главные, станционные и подъездные пути, расположенные на участках, количественные значения критериев для которых не превышают следующих:

Грузонапряженность - 5 и менее млн т-км брутто/км в год;

Уровень скоростей движения поездов пассажирских - не более 80 км/ч; грузовых - не более 60 км/ч.

К малодеятельным относятся линии, взаимоувязанные с существующей классностью, группами и категориями путей, не выше третьего класса, группы Д, четвертой категории, в соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации, утвержденным Министром путей сообщения Российской Федерации 27.04.01.

Кроме того, на консервацию переводятся объекты, использующиеся в производственной и управленческой деятельности, а также те, которые не могут быть переданы во временное пользование за плату.

2.2. Вопрос о консервации объектов путевого хозяйства, располагающихся на участках железных дорог и железнодорожных станциях общего пользования и назначенных к выведению из эксплуатации, может быть рассмотрен только после принятия решения об их закрытии, порядок которого установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.05 N 233.

2.3. Для обеспечения социальной защищенности работников путевого хозяйства, высвобождаемых при выведении из эксплуатации объектов путевого хозяйства, разрабатывается программа переквалификации высвобождаемых работников с учетом потребностей других объектов железнодорожного транспорта данного региона. Рекомендуется их привлечение для проведения работ по консервации, охране, поддержанию и сохранению работоспособности технических средств.

3. Порядок консервации и расконсервации объектов путевого хозяйства

3.1. Для получения разрешения на консервацию (расконсервацию) объектов путевого хозяйства филиал ОАО "РЖД", на балансе которого они находятся, обращается в Департамент пути и сооружений ОАО "РЖД" с запросом, который должен включать: перечень объектов путевого хозяйства, подлежащих выведению из эксплуатации (расконсервации), инвентарные номера объектов, дату, серию и номер свидетельства о регистрации права собственности по объектам недвижимого имущества, наименование балансодержателя и эксплуатирующего подразделения, данные о стоимости и начисленной амортизации, сроке нахождения объекта на консервации (более 3 месяцев), смету расходов, связанных с консервацией (расконсервацией) объектов, в т.ч. расходов на содержание законсервированных объектов, а также социально-экономическое обоснование целесообразности их консервации (расконсервации). По данному запросу ОАО "РЖД" принимает решение о консервации (расконсервации) объектов путевого хозяйства.

Перевод на консервацию (расконсервацию) объектов основных средств путевого хозяйства, находящихся на балансе филиалов ОАО "РЖД", осуществляется на основании распоряжения вице-президента ОАО "РЖД", в ведении которого находится данный вопрос. В соответствии с распоряжением вице-президента ОАО "РЖД" руководитель филиала ОАО "РЖД" издает приказ о переводе на консервацию (расконсервацию) объектов основных средств путевого хозяйства.

В приказе о переводе на консервацию (расконсервацию) объектов основных средств должны быть указаны полное наименование, инвентарный номер, балансодержатель объектов, эксплуатирующее подразделение, первоначальная (восстановительная) стоимость объектов, сумма начисленной амортизации на момент перевода на консервацию (расконсервацию), причины перевода на консервацию (расконсервацию), срок нахождения объектов на консервации, дата перевода на консервацию (расконсервацию), перечень планируемых мероприятий и другие сведения.

Службой пути железной дороги - филиала ОАО "РЖД" разрабатывается комплекс организационно-технических мероприятий, в которых указываются конкретный перечень объектов, порядок работ по их консервации (расконсервации), назначаются лица, ответственные за консервацию (расконсервацию).

3.2. При выведении железнодорожных путей и инженерных сооружений из эксплуатации допускаются следующие формы их консервации:

Без демонтажа;

С демонтажем.

Форма консервации определяется комиссионно, в зависимости от отработанного срока службы, фактического состояния, потребности в повторном использовании элементов верхнего строения пути и инженерных сооружений. Верхнее строение железнодорожных путей на деревянных шпалах, как правило, подвергается демонтажу (организацией складирования и хранения его элементов (в штабелях, ящиках, на стеллажах и т.п.).

3.3. Для перевода на консервацию (расконсервацию) объектов путевого хозяйства приказом руководителя филиала ОАО "РЖД" создается комиссия, в состав которой включаются главный инженер или заместитель начальника филиала (председатель комиссии), заместитель начальника (главный инженер) службы пути, начальники соответствующих дистанций пути, заместитель начальника службы движения (начальник отделения железной дороги), начальники железнодорожных станций, работник бухгалтерии филиала, представители экономической службы и службы сигнализации и связи железной дороги, работник, ведающий вопросами управления имуществом, лица, на которых возложена ответственность за сохранность объекта консервации, и другие причастные работники.

При консервации (расконсервации) объектов путевого хозяйства комиссией составляется акт о консервации (расконсервации) с включением в перечень каждого объекта и участка линии. Акт составляется в произвольной форме. Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем филиала ОАО "РЖД".

В акте о консервации (расконсервации) должно быть отражено:

Основание для составление акта;

Причины и обоснование перевода на консервацию (расконсервацию);

Наименование и территориальное расположение объекта в соответствии с нормативно-технической документацией, основная и поэлементная техническая характеристика (например, для верхнего строения пути - тип рельсов, род шпал, род балласта);

Заводской и инвентарный номер;

Техническое состояние объекта;

Дата, серия и номер свидетельства о регистрации права собственности по объектам недвижимого имущества;

Срок полезного использования;

Первоначальная (восстановительная) стоимость объекта, сумма начисленной амортизации;

Форма консервации объекта, порядок его охраны и обеспечения работы эксплуатирующего персонала, а также меры по исключению доступа посторонних лиц;

Порядок ревизионного обслуживания инженерно-технического оборудования и устройств.

3.4. По завершении консервации объектов путевого хозяйства без демонтажа верхнего строения пути и инженерных сооружений на объекты устанавливаются щиты "Консервация", форма и расположение которых на объекте консервации определяется службой пути железной дороги - филиала ОАО "РЖД".

3.5. Расконсервация законсервированных объектов путевого хозяйства производится при увеличении объемов перевозок по приказу руководителя филиала ОАО "РЖД" на основании распоряжения вице-президента ОАО "РЖД", в ведении которого находится данный вопрос.

Со дня утверждения руководителем филиала ОАО "РЖД" акта о расконсервации объекты считаются введенными в эксплуатацию. Ввод законсервированных объектов путевого хозяйства в эксплуатацию до соответствующего приказа о расконсервации запрещается.

3.6. Ввод в эксплуатацию объектов путевого хозяйства, законсервированных после принятия решения о закрытии железнодорожных путей, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.7. Контроль за состоянием объектов путевого хозяйства в период консервации и расконсервации возлагается на руководство службы пути железной дороги - филиала ОАО "РЖД".

4. Производственно-технические требования к консервации и порядок ревизионного обслуживания объектов путевого хозяйства

4.1. В процессе длительной консервации, выполненной без демонтажа верхнего строения пути и элементов инженерных сооружений, объекты путевого хозяйства подлежат охране и ревизионному обслуживанию - периодическому осмотру с целью выявления отступлений, влияющих на общее состояние и целостность объектов, и принятия мер по недопущению их перехода в аварийное состояние.

В период консервации техническое состояние пути и инженерных сооружений должно соответствовать нормативам их устройства в зависимости от классности объекта, которая была установлена для него до консервации.

4.2. Осмотры законсервированных объектов путевого хозяйства осуществляются по двум направлениям: периодически - обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений и комиссионно - один раз в год в период проведения весеннего осмотра пути и сооружений.

4.2.1. Обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений ежемесячно в пределах границ участков обхода, устанавливаемых начальником дистанции пути, в соответствии с требованиями должностной инструкции осматривают и проверяют железнодорожный путь и находящиеся на нем сооружения и устройства. Прежде всего, это касается состояния дефектных мест и деформирующихся участков земляного полотна, его водоотводных и укрепительных сооружений, водопропускных труб, дефектных искусственных сооружений, обвальных участков, а также выявления отсутствия элементов верхнего строения пути и инженерных сооружений.

Результаты осмотра фиксируются в Журнале обходчика железнодорожных путей и искусственных сооружений формы ПУ-35 или иной установленной начальником службы пути железной дороги форме.

4.2.2. Для ежегодного комиссионного осмотра во II квартале каждого года приказом начальника дистанции пути формируется комиссия под личным руководством или руководством заместителя начальника дистанции пути.

При осмотрах и проверках пути комиссией определяется состояние верхнего строения пути, земляного полотна, водоотводных сооружений, путевых устройств, выявляются причины, вызвавшие их неисправности. На искусственных сооружениях осмотру подвергаются все его элементы: путь, мостовое полотно, пролетные строения, опорные части, опоры, порталы и обделка тоннелей, оголовки и звенья труб, конусы насыпи, русла (включая укрепления), лотки, регуляционные и берегоукрепительные сооружения.

Результаты комиссионного осмотра фиксируются в акте произвольной формы. При этом выявленные неисправности подразделяются на две группы:

Требующие оперативного устранения, то есть те неисправности, несвоевременное устранение которых может привести к необратимым процессам разрушения и порчи законсервированных объектов путевого хозяйства в целом (нарушение водоотводов, сплыв откосов земляного полотна, коррозия рельсовых соединений, рост растительности и т.п.);

Другие неисправности (негодные шпалы, коррозия костылей, подкладок и прочие), которые учитываются в отдельной ведомости и подлежат устранению в случае принятия решения о расконсервации.

В прилагаемой к акту комиссионного осмотра ведомости, где фиксируются неисправности, требующие оперативного устранения, в обязательном порядке должны быть указаны: обнаруженные неисправности (величина/протяжение), место обнаружения (КМ, ПК), сроки устранения, ответственные за устранение, отметка об устранении с указанием даты и подписи.

Формируя информацию об объектах основных средств, организациям необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
- Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее - ПБУ 6/01);
- Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н (далее - Методические указания N 91н).
Следует отметить, что Методическими указаниями N 91н, в частности п. 20, предусмотрена классификация основных средств по степени использования . Основные средства по степени использования подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, а также на консервации .
Перевод основного средства на консервацию осуществляется по решению руководителю организации. Пунктом 63 Методических указаний N 91н уточнено, что порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации. При этом могут быть переведены на консервацию, как правило, объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса.
Решение о переводе основных средств на консервацию может быть оформлено приказом или распоряжением руководителя. В приказе (распоряжении) должны быть указаны причина перевода объекта на консервацию, конкретный срок, на который объект переводится на консервацию, даты начала и окончания консервации, остаточная стоимость объекта и другие необходимые сведения. Как показывает анализ форм, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств", унифицированной формы, которой можно было бы оформить перевод объекта основных средств на консервацию, не утверждено. Таким образом, организация может ограничиться приказом или распоряжением руководителя, закрепив такой порядок в приказе по учетной политике организации.
Как вы знаете, стоимость объектов основных средств согласно п. 17 ПБУ 6/01 погашается посредством начисления амортизации. В общем случае начисление амортизации в течение срока полезного использования основных средств не приостанавливается, за исключением случаев, предусмотренных п. 23 ПБУ 6/01 и п. 63 Методических указаний N 91н. Одним из таких случаев является перевод объектов основных средств по решению руководителя организации на консервацию сроком более 3-х месяцев.
Если в отношении начала начисления амортизации по основным средствам, принятым к бухгалтерскому учету, п. 21 ПБУ 6/01 определено, что амортизация начисляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, то в отношении консервации ПБУ 6/01 не сказано, когда нужно прекратить и когда возобновить начисление амортизации.
Поскольку бухгалтерским стандартом это не определено, организация может установить свой порядок, закрепив его в приказе по учетной политике в целях бухгалтерского учета. Рекомендуем прекращать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств переведен на консервацию, и возобновлять начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств вновь введен в эксплуатацию.
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для обобщения информации об объектах основных средств предназначен счет 01 "Основные средства" . Рекомендуем для учета основных средств, переведенных на консервацию, к счету 01 открыть отдельный субсчет, на котором будет учитываться стоимость объекта.
Затраты на , их содержание, а также затраты по возобновлению эксплуатации объектов по окончании срока консервации в бухгалтерском учете включаются в состав прочих расходов, что следует из п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н.
Расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий , перечисленных в п. 16 ПБУ 10/99:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Прочие расходы организации учитываются на счете 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 91-2 "Прочие расходы", предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета. По дебету субсчета 91-2 в течение отчетного периода находят отражение, в частности, расходы на содержание производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации, в корреспонденции со счетами учета затрат.

Консервация в налоговом учете

Прежде всего напомним, что в целях налогообложения прибыли организаций согласно п. 1 ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемым имуществом признается, в частности, имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
Под основными средствами в целях налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20 000 руб.
В целях налогообложения, как и в целях бухгалтерского учета, из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев . Такой порядок установлен п. 3 ст. 256 НК РФ. При расконсервации объекта амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.
Как вы знаете, начисление амортизации по объектам основных средств в целях налогообложения прибыли может начисляться одним из двух методов, предусмотренных НК РФ - линейным или нелинейным .

Обратите внимание! Независимо от того, какой метод начисления амортизации выберет и установит в своей учетной политике налогоплательщик, в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую - десятую амортизационные группы, он должен применять только линейный метод начисления амортизации. Напомним, что в восьмую - десятую амортизационные группы включается имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет, что установлено ст. 258 НК РФ.
Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации установлен ст. 259.1 НК РФ. Начисление амортизации по объектам, исключаемым из состава амортизируемого имущества, на основании п. 6 ст. 259.1 НК РФ прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения данного объекта из состава амортизируемого имущества. При расконсервации, согласно п. 7 ст. 259.1 НК РФ, амортизация начисляется вновь с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда завершена расконсервация.

Пример . В феврале 2010 г. организация приобрела основное средство и в этом же месяце ввела его в эксплуатацию. В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1, приобретенный объект входит в состав третьей амортизационной группы, куда включается имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно. Организацией установлен максимально возможный срок полезного использования - 5 лет (60 месяцев).
В августе 2010 г. основное средство в связи с приостановлением производства переведено на консервацию сроком на 6 месяцев. В феврале 2011 г. объект вновь введен в эксплуатацию.
Исходя из условий примера начисление амортизации по объекту, переведенному на консервацию, следует прекратить с 1 сентября 2010 г., то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств, по решению руководства, переведен на консервацию.
В феврале 2011 г. объект вновь введен в эксплуатацию, следовательно, с 1 марта 2010 г. начисление амортизации возобновляется.
Срок полезного использования объекта истекает в феврале 2014 г., но так как объект в течение 6 месяцев находился на консервации, срок его полезного использования должен быть увеличен. Организация должна прекратить начисление амортизации по этому объекту с 1 сентября 2014 г.

Пункт 8 ст. 259.2 НК РФ устанавливает порядок начисления амортизации по объектам, исключенным из состава амортизируемого имущества при использовании нелинейного метода начисления амортизации . Начисление амортизации по объектам, переведенным на консервацию сроком свыше 3-х месяцев, прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был исключен из состава амортизируемого имущества. Суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) при этом уменьшается на остаточную стоимость указанных объектов, которая в соответствии со ст. 257 НК РФ определяется по формуле :

Sn = S x (1 - 0,01 x k) ,

где Sn - остаточная стоимость указанных объектов по истечении n месяцев
после их включения в соответствующую амортизационную группу (подгруппу);
S - первоначальная (восстановительная) стоимость указанных объектов;
n - число полных месяцев, прошедших со дня включения указанных объектов в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) до дня из исключения из состава этой группы (подгруппы) (из расчета исключается период, исчисленный в полных месяцах, в течение которого объекты не входили в состав амортизируемого имущества);
k - норма амортизации, применяемая в отношении соответствующей группы (подгруппы), в том числе с учетом специальных коэффициентов, применяемых к основной норме амортизации.

При расконсервации объектов основных средств амортизация продолжает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда перечисленные объекты вновь включены в состав амортизируемого имущества. С этого же момента суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) согласно п. 9 ст. 259.2 НК РФ увеличивается на остаточную стоимость указанных объектов с учетом положений п. 9 ст. 258 НК РФ.
Как определить в данном случае остаточную стоимость объектов? При определении остаточной стоимости амортизируемого имущества при нелинейном методе начисления амортизации не учитываются периоды, исчисленные в полных месяцах, в течение которых объекты не входили в состав амортизируемого имущества. Следовательно, остаточная стоимость, по которой объекты восстанавливаются в составе соответствующих амортизационных групп (подгрупп), будет равна сумме, на которую произошло уменьшение суммарного баланса такой группы (подгруппы).
Как учитываются затраты на консервацию в целях налогообложения прибыли? Подпунктом 9 п. 1 ст. 265 НК РФ определено, что расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией.
Между тем налоговые органы, проводя проверки налогоплательщиков, в некоторых случаях указывают на то, что расходы по консервации и расконсервации объектов основных средств учитываются в целях налогообложения прибыли необоснованно. В большинстве случаев такие споры приходится решать в судебном порядке. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 мая 2007 г. N Ф04-2507/2007(33689-А27-40), где рассматривался аналогичный спор между налогоплательщиком и налоговым органом. Суд указал, что общие условия включения затрат в состав расходов, уменьшающих полученные доходы, предусмотрены ст. 252 НК РФ, согласно которой для признания расходов (затрат) с целью налогообложения они должны соответствовать трем следующим критериям: быть обоснованными, документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 63 Методических указаний N 91н порядок консервации объектов основных средств, принятых к учету, устанавливается руководителем организации. Как установлено судом и подтверждено материалами дела, консервация объектов основных средств произведена организацией на основании приказов руководства. Организацией проведена инвентаризация основных средств, о чем составлены протоколы инвентаризационных комиссий, а также соответствующие акты, указанные основные средства отражены в инвентарных карточках учета основных средств. Денежное выражение произведенных хозяйственных операций отражалось в регистрах налогового учета, бухгалтерских справках (в которых имеется информация о количестве тепловой и электрической энергии, затраченной организацией на содержание законсервированных основных средств, и ее стоимость), сведения о хозяйственных операциях в натуральном выражении содержатся в представленных расчетах, справках о потреблении теплоэнергии, актах показаний электросчетчиков, сметах расходов.
Кассационная инстанция, в которой рассматривалось дело, сочла, что суд, полно и всесторонне исследовав представленные организацией документы, учитывая, что налоговым законодательством порядок консервации (расконсервации) основных средств не регламентируется, пришел к правильному выводу о том, что представленных организацией в материалы дела доказательств достаточно для заключения о том, что затраты, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, отвечают критериям ст. 252 НК РФ, в связи с чем правомерно отнесены в состав расходов, предусмотренных пп. 9 п. 1 ст. 265 НК РФ.
Особенностям организации налогового учета амортизируемого имущества посвящена ст. 322 НК РФ. Пунктом 2 названной статьи определено, что по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел такой перевод, начисление амортизации не производится.
При расконсервации основных средств амортизация начисляется в порядке, определенном гл. 25 НК РФ, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла расконсервация основного средства.
Как видите, в целях налогообложения прибыли, в отличие от бухгалтерского учета, четко определен порядок начисления амортизации по объектам основных средств, переведенным на консервацию. Аналогичный порядок организация может применять и в бухгалтерском учете, предусмотрев применение такого порядка в приказе по учетной политике.
Еще на один вопрос хотелось бы обратить внимание, а именно на необходимость восстановления сумм налога на добавленную стоимость по недоамортизированным основным средствам, переведенным на консервацию. В Письме ФНС от 20 июня 2006 г. N ШТ-6-03/614@ отмечено, что при переводе в законодательном порядке недоамортизированных основных средств на консервацию, в отношении которых суммы НДС ранее были приняты к вычету, необходимо учитывать следующее. Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ и п. 23 ПБУ 6/01 основные средства, переведенные по решению руководства на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества в целях как налогового, так и бухгалтерского учета.
При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации, что следует из п. 3 ст. 256 НК РФ.
Таким образом, при переводе недоамортизированных основных средств на консервацию восстановление сумм НДС с остаточной стоимости таких основных средств на период консервации не производится.
Если переведенные на консервацию недоамортизированные основные средства после снятия их с консервации не будут использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС, то сумма налога в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, подлежит восстановлению в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ.
Вопрос о необходимости начисления налога на имущество по объектам, переведенным на консервацию продолжительностью свыше 3-х месяцев, рассмотрен в Письме Минфина России от 15 мая 2006 г. N 03-06-01-04/101. В Письме, в частности, сказано, что объекты основных средств, переведенные на консервацию свыше трех месяцев, списанию с бухгалтерского учета организации-балансодержателя не подлежат и рассматриваются в качестве объекта налогообложения налогом на имущество организаций у данной организации.

Похожие статьи