Об обложении страховыми взносами стоимости проезда к месту проведения отпуска членов семьи лиц, работающих в «северной» организации. Взносы с оплаты проезда в отпуск Ндфл и страховые взносы

Организации из районов Крайнего Севера (или приравненных к ним местностям), оплачивающие работникам проезд к месту отпуска за рубежом, не платят со стоимости проезда только до международного аэропорта, из которого работник вылетает на отдых, а не до фактического места пересечения границы РФ. Поэтому запрашивать у перевозчика справку о стоимости перелета от такого аэропорта до границы не нужно. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 21.05.15 № 17-3/В-258 .

Как известно, лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет работодателя проезд к месту использования отпуска на территории РФ и обратно любым видом транспорта ( ТК РФ).
Стоимость проезда от места отправления до пункта пропуска через госграницу РФ страховыми взносами не облагается (п. 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). До 2015 года данная статья не конкретизировала, какой именно пункт пропуска через границу России следует учитывать при определении размера компенсации проезда. Суды указывали на то, что взносы не начисляются на стоимость перелета от места отправления до места фактического пересечения государственной границы (см. « »).

С 1 января текущего года пункт 7 Закона № 212-ФЗ изложен в новой редакции. Согласно обновленной норме, пунктом пропуска через границу является, в том числе, здание международного аэропорта, в котором физическое лицо проходит пограничный контроль.

Кроме этого, специалисты Минтруда сослались на Закона РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Там сказано, что под пунктом пропуска через границу понимается территория в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Таким образом, при следовании к месту отпуска за границей пунктом пропуска будет именно аэропорт, из которого осуществляется вылет.

Следовательно, не облагается страховыми взносами только стоимость проезда работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в которого работник проходит пограничный контроль. В связи с этим, справка о стоимости перелета от международного аэропорта вылета до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта, выданная авиаперевозчиком, не требуется. Стоимость такого перелета облагается взносами в общем порядке.

Вопрос:

Об обложении страховыми взносами компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска за пределами РФ и обратно работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющихся к месту проведения отпуска воздушным транспортом.

Ответ:

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение и по вопросу обложения страховыми взносами сумм выплат в виде компенсации работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска за пределами Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ (далее - Трудовой кодекс) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и неработающие члены их семей имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.

Пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ) установлено, что в случае проведения отпуска работниками, работающими и проживающими в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором указанные работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Таким образом, в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды (независимо от того, направлялся работник к месту отдыха до 01.01.2015 или после) только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. В этой связи справка о стоимости перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до ближайшего к месту пересечения Государственной границы Российской Федерации аэропорта и обратно, выданная транспортной компанией, осуществляющей авиаперевозку, не требуется, поскольку стоимость такого перелета подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ положение не противоречит нормам статьи 325 Трудового кодекса, так как устанавливает только порядок обложения страховыми взносами тех или иных выплат, направленных на компенсацию работодателем расходов по оплате стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту проведения отпуска и обратно, в пользу работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не ущемляет прав таких работников на компенсацию работодателем расходов по оплате всей стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.


Директор департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства труда и социальной защиты РФ Л.Ю. Чикмачева

НК РФ с 1 января 2017 года не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом оплата проезда и провоза багажа может быть предусмотрена не только законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами, как ранее было установлено п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, но и законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.

В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором они проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Примечание

Оплата стоимости проезда членов семей работников также не облагается страховыми взносами. Дело в том, что такие выплаты осуществляются вне рамок трудовых отношений (гражданско-правовых договоров на оказание услуг и т.д.), поэтому не являются объектом обложения взносами на основании п. 1 ст. 420 НК РФ.

Комментарий к письму Минтруда РФ от 21.05.2015 № 17-3/В-258.

Строгий и буквальный подход был применен чиновниками Минтруда в Письме от 21.05.2015 № 17-3/В-258 при ответе на вопрос об обложении страховыми взносами компенсаций сотрудникам предприятий, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска за рубежом воздушным транспортом.

В пункте 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах указывается, что не подлежат обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

При этом для случая проведения отпуска такими работниками за пределами территории РФ поясняется, как сделать расчет стоимости проезда, которая освобождается от обложения страховыми взносами не полностью, а только в части, относящейся к проезду по территории РФ. Рассчитывается стоимость проезда от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Отметим, что данная формулировка п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах действует лишь с 01.01.2015. Она введена Федеральным законом от 28.06.2014 № 188 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования». До этого в указанной норме отсутствовало уточнение в отношении международного аэропорта, во всех случаях не облагаемую стоимость проезда надо было рассчитывать по тарифам от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ (не пояснялось, что считать под местом пропуска).

Тем не менее и ранее чиновники Минтруда считали, что в случае проведения отпуска за пределами территории РФ сотрудником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. Они были уверены, что именно так надо трактовать прежнюю редакцию п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах (см. Письмо ФСС России от 17.11.2011 № 14 03 11/08-13985).

Эта уверенность основывалась на ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». В ней определено, что под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В письмах Минтруда России от 21.05.2015 № 17-3/В-258 и от 20.05.2015 № 17-3/10/В-3536 подчеркивается, что ведомство не видит разницы в своем подходе к этому вопросу в отношении периода как до 01.01.2015, так и после. Указывается, что не требуется подтверждать справкой, выданной транспортной компанией, стоимость перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до Государственной границы РФ и обратно, поскольку стоимость такого перелета облагается страховыми взносами в общем порядке. По мнению чиновников, при этом никакого ущемления прав работников, пользующихся для поездки к месту отпуска данным видом транспорта, не происходит.

Возникает вопрос: зачем же в таком случае Минтруд настоял на внесении изменения в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах (очевидно, что данное изменение было инициативой именно названного ведомства)? Впрочем, ответ на этот вопрос найти легко. Таким образом, чиновники намерены «справиться» с неблагоприятной для них судебной практикой.

Ключевым при этом является Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12 по делу № А05-11287/2011. Данное решение высшего суда довело до логического конца сложившуюся позицию арбитражных судов, не согласных с мнением Минтруда (см. постановления ФАС ВСО от 18.07.2012 по делу № А58-4557/2011 , ФАС СЗО от 21.05.2012 по делу № А42-4733/2011 ). По мнению арбитров, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов выплаты, производимые работникам для компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения Государственной границы РФ и обратно, то есть компенсационные выплаты в полном объеме.

Иначе говоря, при следовании за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения Государственной границы РФ аэропорту возмещению подлежат фактически понесенные расходы по перелету кратчайшим путем к месту использования отпуска и обратно пропорционально расстоянию перелета воздушным транспортом над территорией РФ исходя из соотношения расстояния от российского аэропорта вылета (прилета) до Государственной границы РФ по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта к общему расстоянию перелета от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета), умноженного на стоимость указанного перелета в рублях (отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии в процентах).

При этом под ортодромией по РФ понимается кратчайшее расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до Государственной границы РФ по маршруту следования воздушного транспорта, под общей ортодромией – расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета) по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта.

Указанное решение ВАС еще больше укрепило судебные органы в оценке правильности такого подхода (см. постановления ФАС ВВО от 16.07.2013 по делам № А29-5041/2012, № А29-5040/2012, от 31.01.2013 по делу № А29-1904/2012, АС ВСО от 29.05.2015 № Ф02-2324/2015 по делу № А33-22245/2014 , от 20.05.2015 № Ф02-2391/2015 по делу № А33-22246/2014, ФАС ДВО от 29.05.2013 № Ф03-2141/2013 по делу № А73-11116/2012, ФАС ЗСО от 24.12.2013 по делу № А75-4341/2013, ФАС СЗО от 03.09.2013 по делу № А42-3773/2012).

Что же, теперь после внесения изменения в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах и суды изменят свою позицию?

Возможно. Однако арбитры будут непоследовательны, если поступят так. Ведь в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12 основным аргументом в пользу страхователей была не особая, отличная от мнения Минтруда, трактовка рассматриваемой нормы, а защита прав работников, которые пользуются воздушным транспортом при следовании из района Крайнего Севера к месту отпуска за пределами территории РФ.

ВАС указал, что при толковании этой правовой нормы Минтрудом нарушаются вытекающие из Конституции РФ универсальные принципы справедливости и равенства обложения страхователей взносами, а также принципы равенства граждан на социальное обеспечение и экономического обоснования страховых взносов.

Например, в Постановлении КС РФ от 10.07.2007 № 9 П отмечается, что правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающем из них требовании сбалансированности прав и обязанностей (ст. 1 ч. 1, ст. 6 ч. 2, ст. 19 Конституции РФ) (см. также постановления КС РФ от 24.02.1998 № 7 П, от 23.12.1999 № 18 П, от 22.03.2007 № 4 П).

Судьи ВАС обоснованно определили, что если под пунктом пропуска через Государственную границу РФ, когда работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает этот работник, а не другой пункт пропуска, наиболее близкий к границе (например, в пределах железнодорожной или автомобильной станции), то при таком толковании обязанность страхователя по уплате страховых взносов ставится в зависимость от вида транспорта, которым работник будет следовать к месту проведения отпуска и обратно, поскольку при следовании железнодорожным или автомобильным транспортом страхователь имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории РФ в полном размере, а при следовании того же работника к месту отдыха за границу на самолете – только часть компенсации. Тем самым нарушается принцип равенства обложения страховыми взносами.

Кроме того, при данном подходе нарушается и принцип равенства прав застрахованных лиц, поскольку размер сумм взносов, зачисляемых на застрахованных, ставится в зависимость от способа пересечения государственной границы.Судьи указали, что рассматриваемая компенсация представляет собой один из способов создания дополнительных возможностей для полноценного отдыха с целью оздоровления и восстановления работоспособности за пределами северных территорий граждан, чье здоровье постоянно подвергается негативному воздействию природно-климатических факторов. Поэтому нельзя толковать данную правовую норму с точки зрения экономического обоснования освобождения от обложения страховыми взносами только части компенсационной выплаты.

Также арбитры отметили, что при применении подхода Минтруда возникает угроза, что в первую очередь работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, будут стремиться в коллективных и (или) трудовых договорах ограничивать суммы указанных компенсаций только суммами, не подлежащими обложению страховыми взносами.

Таким образом, даже новая редакция п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах не должна, по нашему мнению, повлиять на выявленный ВАС факт несоответствия позиции Минтруда конституционным началам. Но как будет на практике – пока неизвестно.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.05.2015 № НД-4-5/9179.

Определением ВАС РФ от 19.11.2012 № ВАС-14728/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Определением ВАС РФ от 09.01.2013 № ВАС-9527/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Данное решение, как и некоторые другие, вынесено уже после вступления в силу новой формулировки п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах, хотя касается периода, когда применялась прежняя редакция названной нормы.

Часть работодатель компенсирует своим сотрудникам расходы на оплату проезда в общественном транспорте путём денежных выплат или приобретения проездных документов. Облагаются ли данные выплаты страховыми взносами? Этот вопрос будет подробно рассмотрен далее.

Компенсация расходов на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте

Согласно ст. 168.1 ТК РФ работодатель обязан возмещать расходы по проезду работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников устанавливаются:

  • коллективным договором;
  • соглашениями;
  • локальными нормативными актами;
  • трудовым договором.

В организациях установлен оптимальный для них порядок возмещения расходов на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте:

Кто обязан производить уплату страховых взносов?

В соответствии с налоговым законодательством, а именно ст.419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются:

Плательщики страховых взносов Пояснение
Лица, производящие выплаты или иные вознаграждения физическим лицам · организации;

· физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Лица, не производящие выплаты или иные вознаграждения физическим лицам · индивидуальные предприниматели;

· адвокаты;

· медиаторы;

· нотариусы, занимающиеся частной практикой;

· арбитражные управляющие;

· оценщики;

· патентные поверенные;

· иные лица, занимающиеся в установленном порядке Российской Федерацией частной практикой.

В случае, если плательщик выступает в нескольких категориях одновременно, – уплата страховых взносов производится раздельно по каждому основанию.

Какие выплаты должны облагаться страховыми взносами?

В соответствии ст. 420 НК РФ страховыми взносами облагаются выплаты или иные вознаграждения в пользу физических лиц:

  • в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений (предмет договора – оказание услуг, выполнение работ);
  • авторов произведений (договор авторского заказа);
  • по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Какие выплаты не должны облагаться страховыми взносами?

Законодательством РФ (ст.420 НК РФ) предусмотрены выплаты в пользу физического лица, не подлежащие обложению страховыми взносами:

Физические лица Выплаты
Правоприемники · в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права);

· в рамках договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа;

· в рамках договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Иностранные граждане или лица без гражданства · выплаты, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, место расположения которого находится за пределами территории Российской Федерации;

· выплаты и иные вознаграждения в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Добровольцы В рамках исполнения гражданско-правовых договоров на возмещение расходов добровольцев, за исключением расходов на питание в размере, превышающем размеры суточных.
Иностранные граждане и лица без гражданства по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам Выплаты, по договорам, которые заключаются с FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, Организационным комитетом “Россия-2018”, дочерними организациями Организационного комитета “Россия-2018” и предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты, производимые волонтерам по гражданско-правовым договорам.

В письме ФНС от 30 октября 2017 г. № ГД-4-11/22062@ дано подробное разъяснение вопроса обложения страховыми взносами оплаты проезда сотрудников в общественном транспорте. Так, согласно п.1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов – организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц , подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

Базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – организаций определяется сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ.

В ст. 422 НК РФ выплаты в виде возмещения работодателем стоимости проезда работников организации на общественном транспорте не поименованы.

Таким образом, учитывая, что на упомянутые выплаты действие ст. 422 НК РФ не распространяется, данные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Пример:

В ООО «АБВ» помимо заработной платы курьерам ежемесячно выплачиваются так называемые «транспортные» в размере 3500 рублей. Данные выплаты, согласно письму ФНС от 30 октября 2017 г. № ГД-4-11/22062@, наряду с заработной платой подлежат обложению страховыми взносами.

Вопросы и ответы

  1. Я работаю курьером и в некоторых случаях мне проще дойти пешком, чем стоять в пробках. Времени затрачивается столько же. Прошу своего директора определить для меня фиксированную сумму на оплату проезда, но он не соглашается. Я бы лучше на эти деньги приобрёл себе электросамокат и обслуживал его. Как мне аргументировать?

Ответ: В действительности имеют место быть оба варианта возмещения расходов на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте: как фиксированные выплаты, так и выплаты по итогам отчётного периода. Пробуйте аргументировать экономически своё видение – приведите временные, финансовые затраты. В любом случае решение останется за руководителем.

  1. Я работаю менеджером по продажам, пользуюсь общественным транспортом. В маршруткам нередки случаи, когда водители не предоставляют билетов. Как мне быть в данном случае? Электронных проездных билетов в нашем городе нет.

Ответ: Если в Вашей организации установлена система возмещения расходов на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте по итогам отчётного периода, то для подтверждения поездки Вам всё равно придётся приложить проездной документ или билет. В противном случае факт поездки будет не зафиксирован. Законодательство РФ обязывает водителей, кондукторов предоставлять проездные билеты все пассажирам, совершившим оплату проезда. Непредоставление проездного документа – правонарушение. Пробуйте обращаться в надзорные органы.

Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓

Похожие статьи