Анализ доходов и расходов бюджета российской федерации. Федеральный бюджет Поступления в федеральный бюджет

1. Бюджет маленький

Бюджет США на 2016 год — $3990 млрд, то есть в 16 раз больше. Да у них дефицит бюджета (кстати, самый маленький за последние годы) — $474 млрд. — больше, чем весь наш бюджет.

Зачем при таких скромных ресурсах вступать в конфронтацию со всем миром — непонятно. И им тоже непонятно, поэтому нас просто считают сумасшедшими и стараются не трогать.

2. Бюджет консервативный

В бюджете не видно каких-то кардинальных изменений, антикризисных мер или экономии. На три года заложена средняя цена в $50-55 за баррель и курс 63,3-62,5 р/$ — примерно то, что мы имеем сейчас.

То есть подъёма цен на нефть уже никто не планирует — а сколько было громких заявлений, что мировая экономика рухнет, что баррель не может стоить дешевле $80. Теперь всё в прошлом.

Стоимость барреля в рублях планируется такая же, как и в этом году — в коридоре 3100-3300 рублей за баррель. Это важная цифра. Как только увидите, что она выходит из коридора, знайте — в нашей экономике структурно что-то сломалось и совсем скоро будет ай-ай-ай.

В прошлом бюджете мы ждали, когда подорожает нефть, в этом — ждём вообще непонятно чего, а пока проедаем резервы.

3. Бюджет дефицитный

Расходы бюджета 2016 превышают доходы. Превышение серьёзное, но не смертельное — 3% от ВВП. У США примерно столько же в относительном выражении — 2,8% от ВВП.

Деньги на покрытие дефицита планируется взять из Резервного фонда, израсходовав за год 2/3 резервов. Всего в резервном фонде сейчас 3210 млрд.р., останется — 1074 млрд.р.

Вот мы и открыли кубышку. Больше денег взять будет неоткуда — внешние заимствования невозможны из-за санкций, а деньги Фонда национального благосостояния уже расписаны на поддержку падающих банков и голодающих нефтяников.

Что же будет, когда деньги кончатся?

4. Бюджет сверхоптимистичный

А всё будет хорошо! — говорит нам правительство. Инфляция снизится почти в три раза и будет на уровне от 6,4% до 5,1%. Да ещё и ВВП вырастет на 0,7% в 2016, на 1,9% в 2017 и 2,4% в 2018 году!

С одной стороны, такой рост ВВП это немного — мы просто собираемся за три года отыграть то, что потеряли за один. С другой — а за счёт чего мы будем расти? На нефть, как вы помните, правительство уже не рассчитывает. В карты выиграем? Предприниматели недобитые поднатужатся? Сколково завалит весь мир своей нанофигнёй?

Искренне сомневаюсь. Признаков улучшения ситуации нет, бюджет консервативный, так что ожидать расцвета экономики, как минимум, странно. Если ситуация хотя бы не ухудшится, то деньги в бюджете кончатся в середине 2016 года.

А ухудшиться ситуация может легко — Иран ещё не откупорил свои нефтяные закрома, в Сирии рано или поздно заварушка закончится, а через несколько дней будет опубликован доклад по сбитому Боингу. Это значит, что нефть может довольно быстро пойти вниз, а нас ждут новые санкции.

5. Бюджет милитаристский

Традиционно две самые большие статьи у нас — пенсии ($66,1 млрд.) и оборона ($51,8 млрд.), на них уходит половина всего бюджета. При этом расходы на «оборонку» у нас растут, мы активно бряцаем оружием.

Правительство хотело ужать силовиков на 165 млрд.р., но в итоге у него ничего не получилось и мы имеем военные расходы на уровне 4,17% от ВВП.

Это много. По доле в расходах среди топ-15 стран с самыми большими военными бюджетами мы на третьем месте в мире как по общему объёму военных расходов, так и по их отношению к ВВП. Большую долю от ВВП, чем мы, тратят только арабские страны и Израиль, но у них под боком войны не прекращаются, ИГИЛ и всё такое. Нам-то зачем столько?

Завоевать мир не получится — у США с их военными расходами в 3,3% от ВВП денег на оборону всё равно в 11 раз больше, чем у нас.

6. Бюджет антисоциальный

Пенсии в 2016 году обещают проиндексировать аж два раза на 4% каждый раз — это единственная хорошая новость. Все остальные изменения в расходах на социальную сферу неутешительные.

Индексация всё равно будет отставать от даже запланированной инфляции, так что пенсионеры станут беднее. Кроме того, будут заморожены пенсионные накопления за 2016 год в сумме 342,2 млрд.р.

Финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, с 132,3 млрд. до 78,8 млрд.р., так что все индексации уйдут на коммуналку. Обрежут на 7,9% и финансирование образования: в 2016 году Минфин предлагает выделить на него 579,8 млрд.р. вместо 629,3 млрд.р. в 2015 году.

Но самое страшное — это здравоохранение. В 2016 году на него планируется потратить 473,7 млрд.р. против 531,4 млрд.р. в 2015 (сокращение на 10,9%).

Для сравнения: США тратят на медицину $1006 млрд., мы — $8,4 млрд. Даже с учетом того, что у них больше население, в пересчёте на человека разница получается в 54 раза (!). Я даже не знаю, как сопоставлять такие цифры, если честно. Это означает одно — у нас нет медицины.

7. Бюджет последний

С учётом всего этого, бюджет России на 2016 год — плохой, милитаристский, антисоциальный, оптимистичный, да какой угодно — имеет все шансы стать одним из последних бюджетов, которые будут приняты в РФ.

Вполне возможно, что уже на следующий год мы будем жить без бюджета, судорожно затыкая дыры остатками резервов и задерживая выплаты бюджетникам. А там, глядишь, и до дефолта недалеко..

UPDATE: 20.10.2015 на заседании правительства было принято решение увеличить военный бюджет ещё на 84 млрд руб. Финансировать дополнительные расходы планируется за счёт роста дефицита бюджета и увеличения выручки от продажи энергоносителей.

UPDATE 2: 12.01.2016 Медведев анонсировал . И месяца не прошло с 24 декабря 2015 года, когда глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявил, что править закон о федеральном бюджете не нужно — дескать, нормальный бюджет получился, гибкий, с необходимыми резервами, которые позволят выполнять все обязательства государства и дает возможность развиваться.

В настоящее время основной макроэкономической проблемой построения федерального бюджета является балансировка доходов и расходов бюджета в условиях резкого падения цен на нефть. От сбалансированности этих показателей зависит экономическая стабильность государства. Таким образом, вопрос соотношения доходов и расходов бюджета является особенно актуальным. Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год характеризуется постепенным снижением доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП (с 20,9 % в 2012 году до 17,5 % в 2016 году), а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5 % ВВП.

Таблица 2.1 Основные параметры федерального бюджета в 2012-2016гг.

В соответствии с проектом закона о федеральном бюджете на 2016 год, доходы бюджета должны составить 13738,5 млрд. руб. против 13251 млрд. руб. в 2015 году. Чтобы выйти на этот объем, был мобилизован ряд дополнительных доходных источников. Крупнейшим из них является повышение налоговой нагрузки в нефтяном секторе экономики. На 2016 год сохраняется ставка вывозной пошлины на нефть на уровне 42 % наряду с ранее запланированным повышением налога на добычу полезных ископаемых на нефть. Ранее предполагалось, что ставка вывозной пошлины на нефть в 2016 году будет снижена до 36 %.

Дополнительные бюджетные доходы от такого "налогового маневра" в нефтяном секторе составляют около 200 млрд. руб. Дополнительно 112 млрд. руб. Правительство намерено получить за счет увеличения НДПИ на газ и газовый конденсат. Среди других экстренных мер по повышению доходов федерального бюджета выделим сохранение до конца 2016 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и ФНБ и повышение до 90 % доли прибыли Банка России, подлежащей зачислению в федеральный бюджет .

Необходимо отметить значительное увеличение расходов федерального бюджета в 2013, которое было обусловлено в первую очередь, ростом расходов на национальную экономику, увеличились социальные расходы и определенную роль сыграли военные расходы и, в частности, траты на перевооружение армии; безусловно, обеспечение боеспособности вооруженных сил относится к базовым функциям института государства, однако закупка техники в условиях отсутствия конкуренции в секторе ВПК неизбежно сопровождается необоснованным ростом издержек. Наблюдается увеличение расходов федерального бюджета на 586 млрд. руб. в 2015 году по отношению к 2014 году, а также увеличение расходов и в 2016г.

Весь рассматриваемый период бюджет исполняется и планируется с дефицитом. Для того чтобы детально разобрать федеральный бюджет, проанализируем основные параметры федерального бюджета и его структуру.

Рисунок 2.2 Соотношение нефтегазовых и не нефтегазовых доходов, в %.

За анализируемый период можно отметить значительное изменение соотношения нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов бюджета в 2012 г. преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 50,2 % доходов бюджета или 6453,2 млрд. руб. в абсолютном выражении, а не нефтегазовые доходы составляли 49,8 % от общего объема доходов бюджета или 6402,4млрд. руб. В 2016 г. структура доходов бюджета значительно меняется и мы наблюдаем обратную картину: объем нефтегазовых доходов составил 6 044,9млрд. руб. или 44 % от объема общих доходов бюджета, а не нефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7 693,6 млрд. руб. и составили 56 % от общего объема доходов бюджета. Это объясняется сверхнизкими ценами на нефть в связи, с которыми бюджет недосчитывается значительной доли нефтегазовых доходов российского бюджета.

Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых доходов. На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, и за период 2012-2016 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт свидетельствует о том, что государство, решая свои социально-экономические задачи, взяло курс на пополнение своей финансовой базы за счет налоговых поступлений, в особенности по НДПИ, налогу на прибыль организаций.

Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2012-2016 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Макроэкономические показатели, используемые при составлении проекта федерального бюджета на 2016-2018 годы, значительно отличаются от показателей, положенных в основу формирования федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, поскольку они не учитывали изменения, произошедшие во втором полугодии 2014 года.


Рисунок 2.3 Долевая структура налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений за 2012-2015 гг.

Базовый сценарий предполагает продолжение действия санкций со стороны США и Европейского союза в отношении России и контрсанкций со стороны России на протяжении всего прогнозного периода. Следовательно, российская экономика будет развиваться в условиях ограниченного доступа к мировому рынку капитала, сохранения оттока капитала. Среднегодовая цена на нефть марки "Юралс", положенная в основу формирования федерального бюджета, в 2015 году составит 50 долларов США за баррель (против 100 долларов США за баррель в прогноз от 1 декабря 2014 года) и к 2018 году вырастет до 70 долларов США за баррель.

Несмотря на геополитическую напряженность и сравнительно низкий уровень цен на нефть, уже с 2016 года прогнозируется возобновление экономического роста (на уровне 2,3-2,4 % в год). Также возобновится рост промышленности и реальных располагаемых доходов населения, что будет способствовать повышению инвестиционной активности и потребительского спроса. Норма накопления увеличится с 16,8 % ВВП в 2015 году до 20,7 % ВВП в 2018 году, а внутренний спрос за 2016-2018 годы вырастет на 11,1 % против снижения на 9,5 % в 2015 году.

Журнал «Бюджет» собрал информацию по доходам, расходам и дефицитам бюджетов регионов, предусмотренных законами о бюджетах субъектов РФ на 2016 год. Данные представлены в сводной таблице.

Полная версия таблицы (с учетом ряда дополнительных показателей) доступна в февральском номере журнала «Бюджет»

Подавляющее большинство субъектов РФ предусмотрели дефицит в своих бюджетах на 2016 год. В то же время у 63 из них дефицит не превышает 10% расходов. С профицитом сверстаны бюджеты всего четырех регионов.

Для составления таблицы использованы данные, приведенные в региональных законах о бюджете на 2016 год, а также информация официальных сообщений органов законодательной власти субъектов РФ. Данные по численности населения субъектов РФ предоставлены Росстатом.

Данные о доходах, расходах и профицитах/дефицитах регионов округлены до десятков миллионов рублей (в некоторых случаях - до сотен миллионов). Погрешность при отображении данных составляет 10 миллионов. Положительное значение в столбце «Отношение профицита/дефицита к запланированным расходам, %» означает профицит, а отрицательное - дефицит. Показатели консолидированных бюджетов регионов не учитываются.

В текущем году всего четыре региона сверстали главные финансовые документы с запланированным профицитом. Это Вологодская область (профицит 4 миллиарда рублей, отношение к запланированным расходам - 8,71%), Волгоградская область (4,3 миллиарда рублей, 6,06%), Чукотский автономный округ (1,1 миллиарда рублей, 4,78%), Краснодарский край (0,8 миллиарда, 0,41%).

С нулевым дефицитом запланировали бюджеты восемь регионов: республики Дагестан и Карачаево-Черкесия, Саратовская, Пензенская, Рязанская, Астраханская, Смоленская и Новгородская области. 20 регионов сверстали бюджеты с дефицитом, но с отношением к расходам ниже 5%. К этой же группе относится Москва. Отношение дефицита столичной казны к расходам запланировано на уровне 2,91%. 40 регионов допустили превышение расходов над доходами более чем на 5%, но менее чем на 10%.

Самый значительный дефици­т запланировал город федерального значения Севастополь (показатель отношения дефицита к расходам - 30,74%). Запланированные расходы города равняются 24,4 миллиарда рублей при доходах в 16,9 миллиарда (разница - 7,5 миллиарда). В Респуб­лике Крым отношение запланированного бюджетного дефицита к расходам составляет 22,26%. При доходах в 67,4 миллиарда рублей и расходах в 86,7 миллиарда он составляет 19,3 миллиарда.

Дефицит выше 10% от расходов допустили еще 14 регионов. Это Чеченская Республика (5,87 миллиарда рублей, отношение к расходам - 9,11%), Республика Карелия (2,5 миллиарда, 9,29%), Тамбовская область (3,61 миллиарда, 9,33%), Магаданская область (2,6 миллиарда, 9,45%), Ивановская область (3 миллиарда, 10,56%), город Санкт-Петербург (58,6 миллиарда, 11,2%), Республика Коми (8,15 миллиарда, 12,1%), Ханты-Мансийский автономный округ (25,8 миллиарда, 12,77%), Хабаровский край (10 миллиардов, 12,8%), Сахалинская область (16,6 миллиарда, 12,84%), Ямало-Ненецкий автономный округ (16,3 миллиарда, 12,88%), Тюменская область (15,9 миллиарда, 13,7%), Ненецкий автономный округ (3,07 миллиарда, 16,47%).

Справочно в рэнкинге приведены бюджетные доходы и расходы на душу населения в 2016 году. Абсолютным лидером оказался Чукотский автономный округ, где запланированные на 2016 год бюджетные траты на одного жителя превысили 455 тысяч рублей. На втором месте - Ненецкий автономный округ с показателем 429 тысяч рублей. Также значительные расходы бюджетов на душу населения имеют Калининградская область (114 тысяч), Камчатский край (187 тысяч), Москва (135 тысяч), Якутия (180 тысяч), Республика Алтай (338 тысяч).

Субъект РФ

Запланированные доходы в 2016 г., млрд руб.

Запланированные расходы в 2016 г., млрд руб.

Запланированный профицит (дефицит), млрд руб.

Отношение профицита/дефицита к запланированным доходам, %

Отношение профицита/дефицита к запланированным расходам, %

Численность населения региона на 01.01.2015, чел.

Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Еврейская автономная область

Забайкальский край

Ивановская область

Иркутская область

Кабардино-Балкарская Республика

Калининградская
область

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская Республика

Кемеровская область

Кировская область

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

г. Москва

Московская область

Мурманская область

Ненецкий автономный округ

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Республика Адыгея

Республика Алтай

Республика
Башкортостан

Республика Бурятия

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Республика Калмыкия

Республика Карелия

Республика Коми

Республика Крым

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Саха
(Якутия)

Республика Северная Осетия - Алания

Республика Татарстан

Республика Тыва

Республика Хакасия

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

г. Санкт-Петербург

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

г. Севастополь

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Тверская область


Томская область

Тульская область

Тюменская область

Удмуртская Республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра


Челябинская область

Чеченская Республика


Чувашская Республика

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Задача обеспечения сбалансированности бюджета является важнейшей для государства при реализации экономической политики. В данной статье подлежит рассмотрению и анализу доходы и расходы федерального бюджета за период 2013-2017 годы.

  • Роль Федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации
  • Использование механизмов государственно-частного партнерства в целях развития общественной инфраструктуры
  • Пути укрепления доходной части Федерального бюджета Российской Федерации

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП - с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП .

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 - 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо?

По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета - это сокращение федеральных расходов . Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.

На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано .

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.

Показатели/Годы

2017 в % к 2013

Нефтегазовые доходы

Налог на прибыль

Таможенные пошлины

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

Прочие доходы

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета . Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику - 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год . Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 278 с.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
  3. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2016. - С. 158-159.
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации /Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения.

По экономической сущности государственный бюджет – это денежное отношение, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для удовлетворения наиболее важных общественных потребностей .

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы .

В процессе составления основного финансового плана государства Федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.

При рассмотрении бюджета в первом чтении Государственная Дума утвердила следующие параметры федерального бюджета на 2016 год. Доходы бюджета запланированы на уровне 13,738 триллиона рублей, расходы – 16,098 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 2,36 триллиона рублей, или 3 процента ВВП. Прогноз на инфляцию, на котором основываются параметры довольно оптимистичный – 6,4 процента, то же касается и среднегодовой цены на нефть марки Urals – 50 долларов за баррель.

Объем Резервного фонда планируется на уровне 5,507 триллиона рублей. Именно он определен в качестве основного источника финансирования дефицита: на его покрытие из фонда в 2016 году планируется потратить 2,137 триллиона рублей.

Кроме того, документ предусматривает выделение бюджетных ассигнований на создание Фонда поддержки отраслей экономики в объеме до 150 миллиардов рублей. Объем внутренних заимствований в 2016 году не должен превысить 300 миллиардов рублей, внешних – 3 миллиарда долларов .

Приоритетное значение среди перечисленных показателей имеет общая сумма доходов. Их структура представлена на рисунке 1.

Основная часть доходов формируется за счёт налогов и прежде всего за счёт налоговых поступлений от добычи полезных ископаемых. В последние годы минерально -сырьевой комплекс России обеспечивает около 10% валового внутреннего продукта и около 30% доходов федерального бюджета. Более половины валютных поступлений Российская Федерация получает за счёт экспорта минерального сырья, прежде всего нефти и природного газа. Наиболее значительный налоговый потенциал среди отраслей промышленности, связанных с эксплуатацией минеральных ресурсов, имеют нефтяная и газовая промышленность, чёрная и цветная металлургия, угольная промышленность .

Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета по разделам в 2016 году, %

Выйти на прогнозируемый уровень доходов федерального бюджета планируется за счет изменений налогового и таможенного законодательства. В частности, речь идет о сохранении в 2016 году ставки вывозной таможенной пошлины на нефть на уровне 2015 года, а также повышении налога на добычу полезных ископаемых по газу и газовому конденсату для «Газпрома». Кроме того, в прогнозе доходов не учитываются дополнительные поступления от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в федеральный бюджет и повышение до 90% доли прибыли ЦБ, зачисляемой в федеральный бюджет.

Создавая бюджетный фонд, государство имеет возможность маневрировать финансовыми ресурсами, сосредотачивать их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны .

Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования социально-экономического развития, которым располагает государство. Доля расширенного консолидированного бюджета, включающая средства государственных внебюджетных фондов, составляет почти 40% всего валового внутреннего продукта.

При правильной бюджетной политике, с учётом мультипликативного эффекта многих статей, бюджет более чем на 50% определяется как экономический, так и социальный рост страны. И напротив, неэффективный государственный бюджет может превратиться в тормоз экономического роста и ухудшить социальное положение граждан. Именно такую негативную роль, по нашему мнению, стал играть наш бюджет в 2012 – 2015 годах, выступив одной из основных причин перехода России к стагнации в 2013 – 2014 годах и рецессии в 2015 году, к ускоренному росту инфляции и возникновении крайне негативного процесса стагнации. После 10 – 15% роста в 2010 – 2012 годах государственный бюджет, темпы роста которого в 2 – 3 раза превышали инфляцию, в период стагнации и рецессии стали неуклонно сокращаться и всё сильнее тянуть экономику и социальную сферу вниз .

Геополитические риски, вызвавшие проблемы экономического характера не единственная проблема. Существующая рецессия – это результат эффективности принятия управленческих решений в данной сфере, в частности, Банком России. Рост инфляции в значительной степени спровоцирован ответными санкциями и девальвацией рубля, недостаток кредитных ресурсов вызван долговременной политикой Центрального Банка РФ по демонетизации экономики, низкий уровень вкладов физических лиц – результат по отзыву лицензий и падению рубля .

Современная и прогнозируемая бюджетная политика Российской Федерации имеет значительное количество проблем при достаточном количестве финансовых ресурсов и возможности выбора модели его дальнейшего развития. Курс радикальной либерализации экономики не достиг долгосрочных устойчивых показателей развития государства. В целях предотвращения возможных катастрофических последствий очередного мирового экономического кризиса и защиты экономики государства необходимы энергичные шаги по корректировке финансово -экономического курса страны .

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства). В государственном бюджете на 2016 год содержатся меры по смягчению последствий финансового кризиса.

Как уже отмечалось, плановая сумма расходов бюджета на 2016 год почти на 2,4 триллиона рублей превышает сумму доходов. Доля отдельных разделов расходов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2016 году, %

Как видно на рисунке 2, наибольшую долю в общей сумме расходов занимают расходы на социальную политику, национальную оборону и национальную экономику. Однако несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2016 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации (до 4%, что означает реальное сокращение пенсий на 3–4% при ожидаемой в 2016 году среднегодовой инфляции 7,4%) и очередной (третий год подряд) заморозке накопительной части. Назревшие реформы в этой сфере (в частности, повышение пенсионного возраста) были вновь отложены, несмотря на снижение темпов роста доходов (по итогам первого полугодия 2015 года объем налогов и страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд, вырос всего на 4,8%).

Рост доли затрат по разделу «Национальная экономика » обусловлен включением в него резерва в 342млрд. руб. для реализации мероприятий, осуществляемых на основании отдельных решений Президента России. При этом по большинству подразделов раздела «Национальная экономика » расходы снижаются. Например, расходы на прикладные научные исследования в области национальной экономики снижаются почти вдвое.

Еще в большей степени отход от «социального» характера бюджета проявился в динамике расходов на образование и здравоохранение, вытеснение которых приняло системный характер и проявляется в опережающем сокращении этих расходов и по доле в бюджетных расходах, и в номинальном, и в реальном выражении. Расходы на образование в проекте федерального бюджета сокращаются в 2016 году, по сравнению с 2015 годом – в номинальном выражении – на 8,5%. Частично это объясняется тем, что федеральный бюджет «сбрасывает» расходы на дошкольное и профессиональное образование, которые, в соответствии с разделением бюджетных полномочий должны финансироваться с регионального бюджетного уровня. Следует отметить, что возможности для финансирования дополнительных обязательств в сфере образования у региональных бюджетов зачастую отсутствуют. Уже в 2015 году в условиях недостатка доходов и источников финансирования дефицита, многие регионы приступили к номинальному сокращению расходов. В январе -августе 2015 года по сравнению с тем же периодом прошлого года объем номинальных расходов сократили 18 регионов. При этом 27 регионов за тот же период сократили в номинальном выражении расходы на образование, 9 из них более чем на 5%.

Стратегический путь повышения роли бюджета в социально -экономическом развитии страны должен стать переход к новой экономической политике, к ускоренному росту по 5 – 6 % в год. Это возможно при одном обязательном условии – следует резко повысить долю инвестиций в ВВП, которая у нас сегодня одна из самых низких (около 20%) и при которой не может возобновиться нормальный экономический рост за счёт внутренних источников.

Роль инвестиций в экономике страны состоит в том, что они создают условия для дальнейшего расширения производства и технологического перевооружения путём использования инновационных технологий.

Конечной целью проведения государственной инвестиционной политики является обеспечение роста параметров социально -экономического развития государства. В условиях кризисных явлений, которые характерны настоящему периоду, важное значение имеет интенсификация инвестиционной деятельности .

Возрастающие инвестиции эффективно направить в основном на технологическое обновление действующих предприятий, на развитие высокотехнологических отраслей, на создание развитой транспортной инфраструктуры, на увеличение объёмов жилищного строительства, на развитие импортозамещения.

При такой новой экономической политике с модернизацией народного хозяйства заметный экономический рост может начаться уже с 2018 года.

  • Я. Я. Иванова и др. – Налогообложение добычи твёрдых полезных ископаемых в Российской Федерации. Проблемы и пути совершенствования: монография/[Я. Я. Иванова и др.]. – М.:ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 175с.
  • Литвиненко В. А. ООО Инвестиционные подходы и направления к интенсификации инвестиционных процессов для совершенствования парадигмы Российской экономики/Аудит и финансовый анализ №3. 2015. С. 280.
  • Лупей Н. А., Соболев В. И. Финансы: учеб. пособие/Н. А. Лупей, В. И. Соболев. – М.: Магистр: ИНФРА-М. 2012, С 77 – 74.
  • Соболев В. И. Финансовая политика Российской Федерации в 2015 – 2017 гг./–М. Экономика и предпринимательство. № 12. 2014. С. 59.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Похожие статьи