Аттестация и образование аудитора. Образование аудитора (аттестация). К аудиторским услугам также причисляются

Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ранее №119-ФЗ от 07.08.2001 г.), заменивший Временные правила аудиторской деятельности, положил начало новому этапу в развитии российского аудита. Ко времени принятия данного Федерального закона в Российской Федерации уже функционировали организации, регулирующие аудиторскую деятельность на государственном уровне, действовали общественные аудиторские организации, система подготовки аудиторов, их аттестации, а также лицензирования аудиторской деятельности. За это время были разработаны Кодекс профессиональной этики аудиторов, тридцать восемь централизованных правил (стандартов) аудиторской деятельности. В Российской Федерации насчитывалось около 8000 аудиторских фирм, в том числе совместно с иностранным капиталом. Вступление в силу данного Федерального закона в течение последующих полутора лет было обеспечено большим пакетом законодательных и нормативных актов по аудиту, значение которых весьма велико.

Аттестация аудитора - это проверка и контроль квалификации физических лиц, изъявивших желание заниматься аудиторской деятельностью, с выдачей кандидатам, образование и стаж которых отвечают установленным требованиям и успешно сдавшим необходимые квалификационные экзамены (прошедшим квалификационные испытания), документа установленного образца - квалификационного аттестата аудитора.

В настоящее время (в соответствии со ст.15 ФЗ-307 от 30.12.2008 г.) к аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ образовательного учреждения иностранного государства и свидетельство Министерства образования и науки РФ эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании. Кроме того, необходимо наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

К аттестации не допускаются лица, которым по приговору суда запрещается занятие определенных должностей или работа в определенной области до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

Успешно сдавшие квалификационные экзамены получают аттестат аудитора единого образца без ограничения срока действия по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.04.2002 г. № 34н. По итогам квалифицированного экзамена выдаются квалифицированные аттестаты аудиторов в области:

  • -общего аудита;
  • -аудита бирж, внебюджетных и инвестированных фондов;
  • -аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • -аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Если аудитор в течение 2 лет с момента получения аттестата не приступил к аудиторской деятельности, аттестат утрачивает силу.

Аудиторы и аудиторские фирмы (организация) могут заниматься аудиторской деятельностью только после получения лицензии на ее осуществление.

Нормативные документы, регламентирующие аудиторскую деятельность, предусматривают не только порядок выдачи аттестатов, но и правила их продления и аннулирования, а также санкции для аудиторов за допущенные в работе ошибки и злоупотребления. Особое внимание уделяется контролю за соблюдением этических норм поведения.

С целью контроля за качеством аудиторских проверок могут проводиться контрольные проверки как по инициативе аттестационно-лицензионной комиссии, так и по инициативе заинтересованных экономических субъектов.

Если факт неквалифицированной аудиторской проверки подтверждается, то аудиторская фирма несет материальную ответственность (возвращает средства, уплаченные за проверку, платит штраф), кроме того, у нее может быть аннулирована лицензия.

В соответствии с п.13 ст.15 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» каждый аудитор, имеющий квалифицированный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Образование аудитора (аттестация)

Контроль знаний аудитора осуществляется в форме аттестации. Аттестация определяется статьей 15 ФЗ-119. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности (далее - аттестация) - это проверка квалификации физических лиц. Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, в форме квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

  • · в области общего аудита;
  • · в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • · в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • · в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора соответствующего типа без ограничения срока действия. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена после устной сдачи - квалификационный аттестат без ограничения срока действия.

Требования к претендентам:

К аттестации допускаются лица : имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании; а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов Российской Федерации через учебно-методические центры следующие документы:

  • а) заявление, заполненное в печатном виде, о допуске к аттестации по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению;
  • б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы, либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • г) свидетельство Министерства образования Российской Федерации о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

Для обеспечения проведения аттестации Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов, а также комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и тестов, и утверждается состав указанных комиссий.

База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов рекомендуется Советом по аудиторской деятельности и используется Министерством финансов Российской Федерации в процессе аттестации. База данных для формирования экзаменационных билетов и тестов состоит из не менее 800 вопросов по экзаменационным билетам, не менее 1000 вопросов тестов для проведения квалификационного экзамена в соответствии с разделами Программ; не менее 150 практических задач по аудиту. Обновление базы данных для формирования экзаменационных билетов и тестов осуществляется на регулярной основе с учетом внесенных изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты. На основе полного комплекта документов учебно-методические центры формируют списки групп претендентов на сдачу квалификационного экзамена в количестве не менее 10 и не более 20 человек. Указанные списки представляются в Министерство финансов Российской Федерации не менее чем за 15 дней до даты проведения квалификационного экзамена и рассматриваются Министерством финансов Российской Федерации в срок, не превышающий 10 дней. Представители учебно-методических центров получают в Министерстве финансов Российской Федерации списки претендентов, допущенных Министерством финансов Российской Федерации к сдаче квалификационного экзамена, не позднее чем за 5 дней до даты проведения квалификационного экзамена. В случае ненадлежащего оформления списков групп претендентов указанные списки возвращаются на переоформление в учебно-методический центр. Министерство финансов Российской Федерации рассматривает результаты квалификационных экзаменов в срок, не превышающий 45 дней со дня представления учебно-методическими центрами соответствующих документов, с учетом предварительного рассмотрения результатов квалификационных экзаменов Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации и принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных аттестатов аудитора. Министерство финансов Российской Федерации выдает квалификационные аттестаты аудитора по установленной форме в месячный срок со дня принятия решения об их выдаче. Выдача квалификационных аттестатов осуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность, самому аудитору либо иному лицу на основании заверенной в установленном порядке доверенности. За проведение аттестации взимается плата (на дату подачи претендентом полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации. При неудовлетворительных итогах аттестации плата за ее проведение не возвращается. Квалификационные экзамены по направлениям аудита, соответствующим отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно - устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно - устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно - устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке без помощи переводчика. Результаты квалификационного экзамена объявляются претендентам экзаменационной комиссией в срок не более 2 дней после их проведения. При проведении квалификационных экзаменов претендентам запрещается пользоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, инструктивными и справочными материалами, за исключением периода решения практической задачи. Вести переговоры с другими претендентами запрещается. Претенденты, нарушившие эти требования, удаляются из аудитории и считаются не сдавшими экзамены. Лицам, не принимающим участие в экзамене, присутствовать на квалификационных экзаменах не разрешается. Необходимо каждый год проходить курсы повышения квалификации не менее 40 часов. Обучение проходит в учебно-методических центрах, имеющих соответствующую аккредитацию. Квалификационный аттестат может быть аннулирован если:

  • 1. Установлен факт получения квалификационного аттестата с помощью подложных документов.
  • 2. Вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание лишения права заниматься аудиторской деятельностью (на срок).
  • 3. Установлен факт не соблюдения аудиторской тайны или нарушения принципа независимости аудитора.
  • 4. Установлен факт систематического нарушения аудитором требований установленных законодательством и стандартов.
  • 5. Установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки.
  • 6. Установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд не осуществляет аудиторскую деятельность.
  • 7. Аудитор нарушает требования о повышении квалификации.

Решение принимается уполномоченным федеральным органом. В течение 3х месяцев аудитор может обжаловать это решение.

Срок, на который аудитора лишают аттестата, как правило, составляет 3 года (п.1-5).

Порядок привлечения аудитора к проверке

Право выбора аудитора предоставляется предприятию.

Если в уставном капитале предприятия доля государственной или муниципальной собственности больше либо равна 25%, то заключение договора заключается по итогам открытого конкурса.

После того, как обе возможных стороны определились в своем желании заключить договор о проведении аудита, экономический субъект обращается в аудиторскую фирму с официальным предложением об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг.

Письмо-обязательство

Аудитор должен письменно подтвердить свое согласие на проведение аудита. Таким подтверждением является письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо - обязательство в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации является офертой.

В соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое является достаточно определенным и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с тем адресатом, который примет это предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Экономический субъект должен письменно подтвердить согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия соглашения о проведении аудиторской проверки.

Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо - обязательство может не составляться, либо его содержание должно представлять дополнительную информацию для экономического субъекта.

Письмо - обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.

Письмо-обязательство должно содержать обязательные указания:

  • 1. по условиям аудиторской проверки (объект и цели аудиторской проверки и т.п.),
  • 2. по обязательствам аудиторской организации (о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы, об ответственности аудиторской организации, по соблюдению коммерческой тайны),
  • 3. по обязательствам экономического субъекта (об ответственности экономического субъекта за полноту и достоверность предоставленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки и т.д.).

I. Область знаний: «ПРАВО»
Тема 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений
Тема 2. Организационно-правовые формы юридических лиц
Тема 3. Корпоративное управление в коммерческих организациях
Тема 4. Объекты гражданских прав
Тема 5. Сделки
Тема 6. Представительство. Доверенность
Тема 7. Право собственности и иные вещные права
Тема 8. Обязательства, способы их обеспечения, порядок и сроки исполнения и взыскания
Тема 9. Гражданско-правовой договор
Тема 10. Правовое регулирование трудовых отношений
Тема 11. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Тема 12. Внешнеэкономическая деятельность. Валютное регулирование и валютный контроль
Тема 13. Несостоятельность (банкротство) организации
Тема 14. Правовое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики
Тема 15. Основы системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Основы системы противодействия коррупции

II. Область знаний: «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ»
Тема 1. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации
Тема 2. Общие требования к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации
Тема 3. Порядок представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (РСБУ)
Тема 4. Учет основных средств
Тема 5. Учет затрат на освоение природных ресурсов
Тема 6. Учет нематериальных активов
Тема 7. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
Тема 8. Учет финансовых вложений
Тема 9. Учет материально-производственных запасов и незавершенного производства
Тема 10. Учет денежных средств и их эквивалентов
Тема 11. Учет расчетов и обязательств
Тема 12. Учет капитала, резервов и других источников финансирования организации
Тема 13. Учет финансовых результатов
Тема 14. Учет налога на прибыль
Тема 15. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
Тема 16. Учет операций в иностранной валюте
Тема 17. Учет совместной деятельности
Тема 18. Принципы подготовки и представления, раскрытие информации в финансовой отчетности в соответствии с МСФО
Тема 19. Формирование учетной политики в соответствии с МСФО
Тема 20. Порядок учета основных средств в соответствии с МСФО
Тема 21. Порядок учета нематериальных активов в соответствии с МСФО
Тема 22. Учет инвестиционной недвижимости в соответствии с МСФО
Тема 23. Учет обесценения активов в соответствии с МСФО
Тема 24. Порядок учета активов, предназначенных для продажи, в соответствии с МСФО
Тема 25. Учет договоров аренды в соответствии с МСФО
Тема 26. Порядок учета налогов на прибыль в соответствии с МСФО
Тема 27. Учет оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в соответствии с МСФО
Тема 28. Учет вознаграждений работникам в соответствии с МСФО
Тема 29. Учет финансовых инструментов в соответствии с МСФО
Тема 30. Учет операций по выплатам на основе акций в соответствии с МСФО
Тема 31. Порядок учета запасов в соответствии с МСФО
Тема 32. Учет выручки по договорам с покупателями в соответствии с МСФО
Тема 33. Учет валютных операций и пересчет финансовой отчетности в валюту представления в соответствии с МСФО
Тема 34. Учет затрат по заимствованиям в соответствии с МСФО
Тема 35. Оценка справедливой стоимости в соответствии с МСФО
Тема 36. Учет и раскрытие информации о государственных субсидиях и других формах государственной помощи в соответствии с МСФО
Тема 37. Порядок отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых в соответствии с МСФО
Тема 38. Учет операций объединения бизнесов, виды долевых инвестиций и консолидированная финансовая отчетность в соответствии с МСФО
Тема 39. Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций финансового сектора экономики

III. Область знаний: «НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Субъекты налоговых правоотношений
Тема 2. Налоговое обязательство и его исполнение
Тема 3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Тема 4. Налог на прибыль организаций
Тема 5. Налог на добавленную стоимость
Тема 6. Акцизы
Тема 7. Налог на доходы физических лиц
Тема 8. Имущественные налоги
Тема 9. Налог на добычу полезных ископаемых
Тема 10. Страховые взносы

IV. Область знаний: « ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ»
Тема 1. Финансы организации
Тема 2. Бюджетирование в системе управления финансами
Тема 3. Финансовый анализ и его методы
Тема 4. Анализ и оценка доходов организации
Тема 5. Анализ и оценка расходов организации и себестоимости продаж
Тема 6. Анализ и оценка финансовых результатов
Тема 7. Анализ и оценка внеоборотных активов
Тема 8. Анализ и оценка оборотных активов
Тема 9. Анализ и оценка рентабельности активов и собственного капитала
Тема 10. Анализ и оценка финансового состояния организации
Тема 11. Методы комплексного финансового анализа и оценки эффективности бизнеса
Тема 12. Основы финансового менеджмента
Тема 13. Управление рисками
Тем 14. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита

V. Область знаний: «АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Тема 1. Понятие и содержание аудиторской деятельности
Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации
Тема 3. Профессиональная этика аудиторов
Тема 4. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций
Тема 5. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций
Тема 6. Общие принципы аудита финансовой отчетности и обязанности аудитора
Тема 7. Планирование аудита, оценка рисков и аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски
Тема 8. Аудиторские доказательства
Тема 9. Использование работы, выполненной другими лицами
Тема 10. Выводы и составление аудиторского заключения
Тема 11. Специальные области аудита
Тема 12. Задания по проведению обзорных проверок
Тема 13. Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорных проверок финансовой информации
Тема 14. Сопутствующие аудиту услуги

Знание бухгалтерского учета

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Аттестат аудитора выдается саморегулируемыми организациями (СРО) при условии, что на дату подачи заявления о выдаче аттестата претендент имеет стаж работы, связанный с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Регистрация на экзамен осуществляется слушателями самостоятельно на сайте Единой аттестационной комиссии (ЕАК) .

Квалификационный экзамен состоит из двух этапов: компьютерного тестирования и выполнения письменной работы. Компьютерное тестирование проводится каждый месяц. Претенденты, успешно сдавшие тестирование, допускаются к письменной работе. Сдача письменного экзамена организуется Единой аттестационной комиссией два раза в год, как правило, в декабре и июле.

Вы можете получить Заказ в нашем офисе (бесплатный самовывоз ) или заказать доставку. Доставка осуществляется курьерской компанией по всей территории России на основе индекса почтового отделения.

Человек, занимающийся аудиторской деятельностью, должен пройти соответствующую подготовку. Это касается не только их образования, но и лицензии. А право на её получение дает только аттестация аудиторов . Для того, чтобы пройти эту проверку знаний, получить сертификат и заняться означенной деятельностью, необходимо соответствовать определенным нормам и критериям, прописанным в законодательстве. Также аттестация аудиторских кадров должна проводиться по определенным правилам и соответствовать установленным правовыми актами требованиям.

Аттестация аудиторской деятельности

Аттестация аудиторской деятельности подразумевает под собой проверку профессиональных знаний специалиста, прошедшего соответствующее обучение. После того, как они проходят это оценивание, им предоставляется один из квалификационных классов:

  • Люди, получившие первый класс квалификации, имеют право работать в областях, связанных только с общим аудитом;
  • Люди, получившие второй класс квалификации, могут работать в областях общего аудита, которые связаны с ведением биржевой деятельности, работы внебюджетных фондов и деятельности разнообразных инвестиционных организаций;
  • Люди, получившие третий класс квалификации, получают право заниматься аудиторской деятельностью в компаниях, косвенно или напрямую связанных со страховкой;
  • Специалист, получившие четвертый класс квалификации, получает право работать в общих областях аудиторской деятельности, которые связаны с деятельностью банков и финансовых учреждений;

Аттестация аудиторской деятельности проходит в несколько этапов. Они длятся на протяжении трех дней и включают в себя письменные работы на такие темы, как:

  • Аттестация аудитора в областях хозяйственного права;
  • Налоги и части правовой деятельности, которые связаны с ними;
  • Учет и ведение бухгалтерской деятельности;
  • Аудиторская деятельность.

Аттестация аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности для отдельного специалиста возможны только в том случае, если он соответствует определенным нормам и критериям, установленным законодательными нормами. В список этих требований входят:

  • Наличие законченного высшего образования, и документа, который может подтвердить факт его получения. Сотрудник должен пройти обучение на экономических или юридических специальностях, в вузах, зарегистрированных на территории Российской Федерации и имеющих официальную аккредитацию от Правительства.
  • Также сотрудник должен иметь не меньше 3 лет рабочего стажа на экономических или юридических должностях.

Только в том случае, если он соответствует всем выдвинутым критериям, человек имеет право поучаствовать в аттестации и, если проверка будет сдана, получить официальную лицензию. И если сотрудник будет заниматься аудиторской деятельностью без соответствующего сертификата, то таким образом он нарушит законодательство и его накажут.

Стоит отметить, что подобное касается и других специалистов, которые должны проходить аттестацию для подтверждения их квалификации. Потому что само наличие подобной проверки знаний говорит о том, что государство внимательно наблюдает за их деятельностью и придает ей большое значение.

И надо помнить, что единожды полученная квалификация и лицензия не остаются с человеком навечно. Она может быть аннулирована в определенных случаях:

  • Если ответственные государственные органы с точностью установили, что документы, предоставленные человеком при прохождении аттестации, являются фальшивыми;
  • Если есть постановление, изданное и подтвержденное судом, где говорится, что лицензию следует аннулировать;
  • Если ответственные государственные органы точно установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, зависим от другого лица и поэтому принимает решение в его пользу, и если специалист не соблюдает принцип конфиденциальности;
  • Если ответственные государственные органы контроля установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, постоянно и систематически проводит проверки с нарушениями норм и требований, которые выдвинуты в законодательстве;
  • Если государственные органы контроля установили, что человек, занимающийся аудиторской деятельностью, подписал заключение проверки, не проводя её;
  • Если государственные органы контроля узнали, что специалист, получивший квалификацию и лицензию, не занимался аудиторской деятельностью на протяжении двух лет;
  • Если аудитор проходит обучение и курсы по повышении квалификации, при этом нарушая требования, которые выдвинуты в законодательстве.

Если у человека отобрали лицензию из-за фальшивых документов, зависимости в решениях, постоянных нарушений в проведении аудиторских проверок или подписания заключения проверки без её проведения, то такой специалист лишается права пройти аттестацию повторно. Эта сфера деятельности для него полностью закрыта из-за тяжести вскрывшегося проступка.

Решение о том, что у человека нужно отобрать лицензию, может принять только уполномоченный орган федерального контроля. Но специалист, если он считает, что подобное решение неправомерно, может обжаловать его в судебном порядке. Для того, чтобы обратиться в суд, у него есть три месяца, и срок начинается с того момента, как уведомление об аннулировании лицензии попадает в руки к специалисту. И если суд не удовлетворит его требования, то следующие три года он лишается права обращаться в аттестационные комиссии с целью получить новую лицензию.

Порядок аттестации аудиторов

Перед тем, как подать заявление о получении квалификации аудитора, человек должен пройти через несколько этапов подготовки.

Для того, чтобы пройти аттестацию и получить соответствующую квалификацию, лицензию, необходимо обратиться в соответствующие органы. Это могут быть не только территориальные структурные подразделения федеральных исполнительных организаций, но и учебные центры, получившие разрешение на проведение подобных проверок знаний. Об этом говорится в Федеральном законе №307 от 30.12.2008.

Обратившись туда, специалист должен подать соответствующее заявление и отправить пакет необходимых документов, о котором написано выше. После того, как вся документация пройдет обработку и проверку, претенденту на получение аудиторской квалификации придет уведомление, где будет сказано о времени и месте проведения письменного экзамена.

Проверка профессиональных знаний проходит по определенной программе, которая длится два дня.

  • Первый день – каждый претендент получает три задания из экзаменационного билета, который ему дают индивидуально;
  • Второй день – каждый претендент получается по два экзаменационных задания из индивидуального билета и одно практическое задание;

После того, как специалист сдаст аттестацию на получение лицензии аудитора, его обучение не заканчивается. Он обязан получать знания на специальных курсах для повышения квалификации. Подобное дополнительное обучение должно проходить каждый календарный год, начиная с того момента, как аудитор прошел аттестацию и получил лицензию. Минимальное количество часов, которое человек должен провести на таких курсах, составляется той аудиторской организацией, где он работает. Но законодательство говорит о том, что подобное обучение должно занимать больше 20 часов в год.

Также стоит обратить внимание на то, что обучение и аттестация проводятся не бесплатно. В организациях, которые занимаются подобными кадровыми процессами, есть четко установленная сумма, которую необходимо уплатить, чтобы получить нужные навыки и, в конце концов, пройти лицензирование.

Лицензирование аудиторской деятельности

После того, как специалист-аудитор прошел всё необходимое обучение, получил требующуюся для такой должности подготовку, сдал аттестацию и подтвердил свою квалификацию, начинается этап, во время которого человек получит действующую лицензию.

Процедура лицензирования, и все положения, которые на неё распространяются, утверждены в Постановлении Правительства №190 от 29.03.2002. Срок действия лицензии – 5 лет. После того, как это время закончится, человек должен будет подтвердить свои знания и продлить действие сертификата. Стоит отметить, что нет никаких ограничений на то, сколько раз сотрудник имеет право продлевать свое разрешение на аудиторскую деятельность.

Для того, чтобы получить лицензию, человек должен соответствовать некоторым требованиям:

Только соблюдение всех этих требований гарантирует получение соответствующей лицензии. И если человек нарушает хотя бы один из описанных выше пунктов, то это может привести к тому, что процесс лицензирования будет приостановлен. Также федеральные органы контроля получат юридическое основание для того, чтобы провести процедуру аннулирования лицензии.

Также стоит отметить, что подобный контроль за аттестацией и лицензированием аудиторского персонала объясняется тем, что правительство уделяет много внимания деятельности этих специалистов. Последствия их ошибок, или специально сделанных допущений, могут принести тяжкий вред не только отдельному человеку, но и государству в целом.

Чаще всего специалисты, претендующие на должность аудитора, проходят аттестацию и экзамен в единой аттестационной комиссии. Она создается на основе саморегулирующихся организаций аудиторов в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации. О том, как такая комиссия формируется и по каким порядкам действует, можно узнать в приказе Министерства Финансов Российской Федерации №51 от 27.05.2010.

Подобные организации не всегда находятся в удобных для претендентов местах. Так что к средствам, которые придется затратить на обучение и получение практических навыков, человеку придется добавить затраты на то, чтобы отправиться на аттестацию в город, где подобная комиссия уже сформирована.

Аттестация представляет собой процедуру проверки квалификации лица, претендующего на получение квалификационного аттестата аудитора. Требования к квалификационному аттестату аудитора определены ст. 11 Закона №307-ФЗ.

Квалификационный аттестат аудитора выдается СРО аудиторов при условии, что претендент :

1) сдал квалификационный экзамен;

2) на дату подачи заявления о выдаче аттестата имеет стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности или ведением бухучета и составлением финансовой отчетности, не менее трех лет . Не менее двух лет из последних трех лет стажа – работа в аудиторской организации.

Порядок проведения квалификационного экзамена , в том числе порядок участия в нем претендента, а также порядок определения результатов экзамена, установлен Минфином России в Положении о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора от 19.03.2013 г. № 32н.

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Право проведения квалификационного экзамена предоставлено единой аттестационной комиссии (ЕАК), что закреплено п. 2 Порядка создания единой аттестационной комиссии (приказ Минфина России от 27.05.2010 г. № 51н). Комиссия создается совместно всеми СРО аудиторов. Ее деятельность основана на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается ЕАК из областей знаний, одобренных Советом по аудиторской деятельности. Перечень вопросов в форме тестов с многовариантным ответом, и вопросов экзаменационных билетов должен включать не менее 800 вопросов экзаменационных билетов.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата , размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

ЕАК может принять решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора, если:

Претендент не соответствует требованиям части 1 и 3 ст. 11 Закона № 307-ФЗ;

Со дня принятия ЕАК решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения СРО от претендента заявления о выдаче аттестата аудитора прошло более одного года.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждены приказом Минфина России от 06.12.2010 г. № 161н «Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и формы квалификационного аттестата аудитора».

СРО аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. СРО аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора , размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия СРО аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан ежегодно начиная со следующего года после получения квалификационного аттестата аудитора проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым СРО аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается СРО аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год .

Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях (ст. 12 Закона №307-ФЗ):

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов или его получения лицом, не соответствующим требованиям ст. 11 Закона №307-ФЗ к претенденту;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» и 9 «Аудиторская тайна» Закона №307-ФЗ;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований Закона №307-ФЗ или стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении (неосуществлении индивидуальным аудитором) аудиторской деятельности в течение трех последовательных календарных лет , за исключением:

Лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов СРО аудиторов;

Лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов СРО аудиторов;

Лиц, исполняющих в СРО аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

Работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

Лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

Иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного ч. 9 ст. 11 Закона № 307-ФЗ, за исключением случая, когда СРО аудиторов с одобрения Совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается СРО аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной СРО аудиторов, – саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот аттестат. Решение об аннулировании аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

Похожие статьи