Глобализация. Процесс и последствия. Что такое

Глобализация - как много заложено в этом слове. Сегодня нет ни одной страны в мире, которая бы не состояла в каких-либо политических/экономических отношениях с другими. Все государства находятся в определенной зависимости от других. приносит выгоду всем участвующим в ней сторонам. Процесс глобализации необратим. Сегодня возникает все большая необходимость в объединении стран в единое целое. Наша сегодняшняя задача - разобраться в том, что такое глобализация.

Определение

Итак, глобализация - это сложный процесс мировой интеграции стран, который включает объединение полтической, экономической и культурной сфер. Это всенаправленное развитие и распространение капитализма, всемирное разделение труда, мировая миграция рабочих кадров и денежных ресурсов. В процесс глобализации также включается стандартизация различных технологических и экономических процессов, а также сближение и слияние отдельно взятых культур.

О том, что такое глобализация, нам расскажет история. Мелкие проявления глобализации можно наблюдать еще в эпоху Античности. Основным действующим лицом, являющимся источником ее, является Ее господство в Средиземноморье выразилось в том, что многие культуры были переплетены и дополнены друг другом, произошло местное разделение труда. Ну это лишь небольшое ее "подобие". Вообще, истоки глобализации датируются 16-17-ми веками. В это время в Европе устоялся высокий экономический рост, а мореплавание и различные путешествия сопровождались новыми открытиями. Результатом этого явилось всеобщее распространение испанских и португальских торговцев, которые впоследствии занялись колонизацией Америки. Ост-Индская компания (Голландская), раскинувшая свои сети на многие азиатские страны, стала первой межнациональной компанией. После этого в 19-ом веке из-за своевременной индустриализации существенно увеличилась торговля между европейскими странами и их колониями. Глобализация была прервана двумя Мировыми войнами, после которых она возобновилась с удвоенной силой. Чтобы более подробно разобраться в том, что такое глобализация, необходимо рассмотреть ее в определенных сферах деятельности человека.

Политика

Глобализация современного мира неизменно охватывает такие важные сферы, как Влияние ее на политическую сторону государства выражается следующим образом: ослабление национальных государств, развитие и вступление во всемирные организации (такие как ООН, ВТО, НАТО и так далее). Сегодня с помощью таких мировых организаций и проводится глобализация.

Экономика

В экономической сфере процессы глобализации выражаются в движении капитала, снижении налогов. Финансовая информация, благодаря интернету, распространяется неимоверно быстро. В условиях глобализации активное развитие получила Изо дня в день растет объем экспортируемых/импортируемых товаров, международных транзакций. Транснациональные компании получают широкое распространение. и их инструменты набирают обороты. Происходит слияние нескольких предприятий, являющихся представителями разных стран.

Культура

Что такое глобализация в плане культуры? Это, в первую очередь, слияние деловой культуры разных народов, повсеместное использование делового и международного языка (английского) для общения между представителями различных национальностей. Сюда же можно отнести развитие международного туризма.

Таким образом, глобализация носит многосторонний и масштабный характер, затрагивающий практически все страны мира. Глобализация призвана объединить культуру, политику и экономику всех государств в единое целое, тем самым предоставляя людям равные и выгодные права в обществе.

В современном мире значительно усиливаются связи между отдельными го­сударствами, растет взаимозависимость между ними. Этот про­цесс исследователи назвали глобализацией. Глобализация многолика, она охватывает различные сферы жизни общества.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА

Мировое хозяйство образуют национальные хозяйства всех стран мира, связанные между собой экономическими отноше­ниями. Значительную роль в экономиче­ской глобализации играют крупные международные компа­нии - транснациональные корпорации (ТНК). Именно в их рамках устанавливаются сложные производствен­ные цепи. Вот как описывает глобальный размах производства один зарубежный экономист. Одна из деталей автомобиля (к примеру, сенсор в подушках безопасности) может быть раз­работана в Бостоне, собрана и испытана на Филиппинах, упа­кована на Тайване и вмонтирована в автомобиль фирмы «БМВ» в Германии для того, чтобы эта машина была успешно прода­на в Бразилии. Квалифицированный специалист в Массачусет­се сотрудничает в этом процессе с неквалифицированным рабо­чим на Филиппинах, который, в свою очередь, работает с имеющим среднее образование молодым человеком на Тайване. При этом все вместе они осуществляют один и тот же процесс с наиболее высокооплачиваемым в мире персоналом завода «БМВ» в Баварии всего лишь для производства детали, стоя­щей не более 50 долларов.

Масштаб деятельности таких компаний, которые фактиче­ски неподконтрольны национальным правительствам, впечатля­ющ. Около 600 транснациональных корпораций обеспечивают более пятой части общемирового промышленного и сельскохо­зяйственного производства. В частности, в автомобильной про­мышленности 10 компаний обеспечивают 80% производства. 5 крупных ТНК контролируют более половины мирового произ­водства товаров длительного пользования, самолетов, электрон­ного оборудования. Экономическая мощь крупных корпораций сопоставима с внутренним валовым продуктом среднего госу­дарства.

Глобализации экономики способствует и развитие между­народной торговли. В рамках больших региональных объединений произошла либерализация торговли, т. е. устранение различных барьеров и ограничений. Крупная зона свободной торговли сложилась в Западной Европе - Европейский союз, в Северной Америке со­глашение о свободной торговле охватывает США, Канаду и Мек­сику. Собственный торговый блок формируют государства Ази­атско-Тихоокеанского региона. (Вспомните, что вы узнали об этих организациях из курса географии.) Развивать международ­ную торговлю призвана и Всемирная торговая органи­зация (ВТО). Одним из главных принципов ее деятельности являет­ся устранение дискриминации в торговле, т. е. предоставление странам-участницам режима наибольшего благоприятствования в торговле друг с другом и в то же время уравнивание в пра­вах товаров импортного и отечественного производства.

Глубокое взаимопроникновение экономик различных стран было бы невозможно без развития средств транспорта и связи. Особенно революционную роль сыграл бурный прогресс элек­тронных средств связи и коммуникации, в частности появле­ние глобальной компьютерной сети - Интернета. Современные электронные технологии позволяют, к примеру, производить мгновенные финансовые операции между организациями и стра­нами, удаленными друг от друга на десятки тысяч километров. Ежедневный объем таких операций превысил уже 1 трлн дол­ларов, это позволяет говорить о финансовой глобализации.

К ЧЕМУ ВЕДЕТ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ?

Исследователи отмечают противоречивые последствия про­цесса глобализации. Среди положительных моментов выделяют ее стимулирующее влияние на экономику. Товары теперь могут создаваться в любом месте мира в зависимости от того, где про­изводство обойдется дешевле, и сбываться там, где их удается продать по наивысшей цене. Благодаря этому снижаются из­держки производства, растет прибыль, появляются дополнитель­ные возможности для дальнейшего развития производства. Те, кому не удалось включиться в эту новую экономику, будут не­избежно отставать, так как не смогут воспользоваться плодами международного разделения труда, кооперации, техническими достижениями развитых стран. Глобализация сближает государ­ства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и эконо­мике (в противном случае международное сообщество может ис­пользовать различного рода санкции: ограничить торговлю, пре­кратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т. п.).

Вместе с тем высказывается и немало критических сужде­ний в адрес глобализации.

Глобализация производства ведет к глобализации продук­ции, поскольку потребитель стремится приобрести всемирно при­знанное изделие. Это, в свою очередь, может препятствовать раз­витию отечественного производства. Кроме того, насаждается некий единый стандарт потребления: по всему земному шару едят гамбургеры, пишут шариковыми ручками Bic, ис­пользуют компьютерное обеспечение фирды Microsoft и т. п. Распространению этих стандартов способствует реклама в сред­ствах массовой информации. К примеру, транснациональные компании, убеждая население купить тот или иной товар, тра­тят на рекламу около половины тех средств, которые во всем мире расходуются на образование.

Далеко не всегда деятельность международных экономиче­ских организаций является успешной. Так, условия предостав­ления кредитов Международным валютным фондом и Всемирным банком (МВФ создан в 1947 г. и специализи­руется на предоставлении краткосрочных займов; Всемирный банк, или Международный банк реконструкции и развития, обра­зован в 1945 г., он предоставляет главным образом долгосроч­ные займы; Россия стала членом этих организаций в 1992 г.) нередко не учитывают специфику отдельных стран, а диктуют­ся интересами промышленно развитых стран, под влиянием ко­торых находятся обе организации.

Большую тревогу у многих вызывает глобализация в сфе­ре культуры. Развив в наибольшей степени электронные сред­ства информации, именно западные страны распространяют по всему миру свои культурные ценности через такие «продукты», как новые передачи, фильмы, рекламу и т. п. Из 4000 филь­мов, показанных в Бразилии, более 90% американские. Это, считают, ведет к ослаблению национальной культуры.

5. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. (глобальные проблемы современности)

И наконец, глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависят дальнейший социальный прогресс, судьбы цивилизации. В условиях усиле­ния взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов отдельные события, противоречия, конфликты перерастают локальные рамки и приобретают общемировой характер.

Другой причиной возникновения глобальных проблем яв­ляется активная преобразующая деятельность людей, которая по мощи и последствиям (как творческим, так и разрушитель­ным) сопоставима с самыми грозными силами природы. Вызвав к жизни могучие производительные силы, человечество не все­гда может их поставить под свой разумный контроль. Уровень общественной организации, политическое мышление и экологи­ческое сознание, духовно-нравственные ориентиры, преобладаю­щие в общественном сознании, еще весьма далеки от требова­ний эпохи.

К глобальным проблемам относят в первую очередь сле­дующие: предотвращение угрозы новой мировой войны, преодо­ление экологического кризиса и его последствий, сокращение разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами третьего мира, стабилизацию демографической ситуации на планете. Все боль­шее значение в последнее десятилетие приобретают также про­блемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании, возрождения культурных и нравственных ценностей, борьбы с международным терроризмом.

Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение эко­логических проблем невозможно без решения экономических во­просов, экономическое отставание стран третьего мира тесно свя­зано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических про­блем влияла гонка вооружений.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

О разрушительных воздействиях, которые оказывает обще­ство на окружающую среду, прежде всего своей хозяйственной деятельностью, вы уже многое узнали при изучении разных предметов, в том числе и обществознания. Обобщая эти сведе­ния, отметим, что к основным проявлениям экологического кри­зиса относятся:

Постепенное истощение природных ресурсов: запасов уг­ля, нефти, металлов (предполагается, что при нынешних тем­пах потребления запасы нефти могут быть израсходованы к се­редине наступившего века); сокращение территорий, занимаемых лесами;

Загрязнение атмосферы, почв и Мирового океана произ­водственными и бытовыми отходами;

Тенденция глобального потепления (в результате возра­стающего выброса в атмосферу углекислого газа, образующего­ся в процессе сжигания угля и нефти);

Исчезновение многих видов растений и животных (если человечество будет уничтожать биологическое разнообразие столь же интенсивно, как сегодня, то оно сократится через полвека на 30-40%);

Рост заболеваний, вызванных неблагоприятной экологи­ческой обстановкой.

Угрозу собственному существованию вследствие потреби­тельского отношения к природе человечество осознало еще несколько десятилетий назад. Большую роль в этом сыграл Рим­ский клуб - международная общественная организация, осно­ванная в 1962 г. с целью исследования развития общества в эпо­ху научно-технической революции. Именно доклад Римскому клубу, посвященный глобальным проблемам, привлек в 70-е гг. внимание людей к назревающему экологическому кризису.

Вскоре после этого стали выдвигаться взаимные обвинения государств в наибольшем «вкладе» в загрязнение окружающей среды. Страны Запада упрекали развивающиеся страны в недо­статочном внимании к проблеме резкого роста народонаселения в их регионе. Обострившаяся продовольственная проблема за­ставила многие из этих государств начать массовую вырубку ле­сов для расчистки пахотных земель. Страны Восточной Европы уличались в погоне за цифрой плана любой ценой, что вело к расточительному использованию природных ресурсов. В то же время непреложным остается и тот факт, что США, где прожи­вает всего 5% населения, потребляют до 40% всех ресурсов планеты. Если бы весь остальной мир вышел на такой же уро­вень потребления, экологическая катастрофа неминуемо разра­зилась бы.

Так что искать главного «виновника» в обострении эколо­гических проблем - дело бесперспективное. Главное - это осу­ществлять практические действия как на локальном уровне (в своем государстве, городе, поселке), так и в общемировых масштабах, которые помогли если не разрешить, то хотя бы смягчить данные проблемы.

Усилий в этом направлении прилагается немало. В начале 90-х гг. ООН на своей конференции приняла концепцию устой­чивого развития, согласно которой от затрат на восстановление окружающей среды надо переходить к постепенному отказу от технологий, ее разрушающих. В последнем году ушедшего столетия страны Европейско­го союза подписали соглашение о сокращении в течение 5 лет вредных выбросов от автобусов и грузовиков на 60%.

Весьма активно проявляют себя движения и партии «зеле­ных», существующие уже во многих странах мира. Активисты этих движений препятствуют строительству предприятий с вред­ными отходами производства, осуществлению транспортных про­ектов, нарушающих сложившуюся экосистему, защищают ос­тавшиеся виды животных. Правда, некоторые выступления «зеленых», направленные, в частности, против использования биотехнологий, вызывают критику.

Усилия по защите природы требуются и от каждого из нас. В первую очередь необходимо отказаться от некоторых, еще привычных установок: «природа справится сама», ее запасов «на наш век хватит», «от меня ничего не зависит». Важно не только воспринимать природу как среду обитания и кладовую ресурсов, но и видеть ее хрупкость, невосполнимость.

ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Из четырех с лишним тысяч лет извест­ной нам истории лишь около трехсот были полностью мирны­ми. Все остальное время в том или ином месте Земли полыха­ли войны.

Молох войны становился все более прожорливым, множи­лись людские и материальные потери. XX век вошел в историю как эпоха, породившая две мировые войны, в которых участво­вали десятки стран и миллионы людей. Так, во Вторую миро­вую войну было втянуто более 70 государств, а общие потери составили 55 млн человек.

По единодушной оценке многих ученых и политических деятелей, третья мировая война, если она разразится, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилиза­ции.

Три века войн

Количество войн

XVIII в. XIX в. XX в.

В конце 1990-х гг. в социологический обиход вошло понятие «глобализация», которое стали использовать не только ученые, но и политики, и СМИ. Это слово несет в себе целую парадигму, включающую понимание происходящих в мире процессов, эпохальных изменений, подсознательно увязываемых с концом века и тысячелетия. Понятие глобализации - это краткое обозначение совокупности сложных процессов, суть которых в том, что они как бы «сжимают» мир во времени и пространстве и делают условными и проницаемыми все существующие территориальные границы.

Глобализация - это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации. К таким факторам относятся:

  • 1) электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;
  • 2) технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;
  • 3) формирование глобальных идеологий, таких как экологическое или правозащитное движение.

Существует довольно много теоретических интерпретаций процесса глобализации. Иммануил Валлерстайн, к примеру, предлагает «мир-системную модель» объяснения, согласно которой глобализация представляет собой прежде всего экономическое явление, основанное на мировом разделении труда. В соответствии со сложившейся системой разделения труда в мире наблюдаются четкие структурные деления на «экономическое ядро», «полупериферию» и «периферию». Все это в совокупности образует единую систему мировой капиталистической экономики. Наличие в этой системе неразрешимых противоречий, согласно Валлерстайну, приведет к ее трансформации в мировой социализм.

Согласно Энтони Гидденсу, глобализация неразрывно связана с модернизацией и имеет две стороны: экономическую (процессы экономической систематизации межгосударственных связей) и культурную (формирование глобальной культуры сознания).

Как утверждает М.А. Чешков, понятие глобализации относится к совокупности глобальных процессов взаимопроникновения самых разных элементов мирового сообщества. По мнению венгерского экономиста Михая Шимаи, главным следствием этого процесса наряду с ростом взаимозависимости государств стала пространственная и институциональная интеграция рынков. Интернационализация выступает стимулом дальнейшего экономического прогресса. Она представляет собой позитивное явление в той мере, в которой способствует расширению международного обмена материальными и интеллектуальными ценностями и в целом социальных контактов. Тем не менее, считает Шимаи, многие результаты глобализации оказались благоприятными лишь для определенных групп стран, поскольку она сопряжена с процессом транснационализации, в ходе которого определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны попадает в зависимость от решений международных центров. В качестве ведущих сил здесь выступают транснациональные компании (ТНК), которые сами являются одновременно и результатом, и главными действующими лицами интернационализации.

Многие исследователи посвятили научные труды исследованию этого социального явления, однако в определении глобализации единогласия достигнуть так и не удалось. Возможно, это связано с много- аспектностью и многогранностью данного процесса, который в равной степени относится и к политической сфере деятельности, и к экономической. В целом же, с учетом многосторонности процесса глобализации, ее можно определить как процесс формирования и утверждения целостности, взаимосвязанности, взаимозависимости, интегральности мира и восприятие ее как таковой общественным сознанием. Именно на этом делает акцент в своем определении глобализации М.О. Мнаца- канян, который отмечает, что глобализацию не следует отождествлять с унификацией, подразумевая при этом американизацию. В действительности речь идет о собирании, единении человечества в целостном мире, в котором происходит взаимодействие разнородных и разнообразных национальных, религиозных, государственно-политических, цивилизационных составных компонентов .

Реально результаты процесса глобализации можно видеть в том, что условные границы становятся все более прозрачными для экономической, культурной и даже политической деятельности. Транслокальные и транснациональные сети - промышленные монополии, Интернет, обмен в сфере образования (студенты и профессиональные кадры), сфера услуг, организации «зеленых» и движение в защиту прав человека способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы. В силу действия всех этих факторов пошатнулось традиционное для XX в. «геополитическое воображение», сводившееся к восприятию мира разделенным на пространственные, территориальные и идеологические блоки. Глобализация влечет за собой формирование новой геополитики и нового видения мира, все более приобретающего образ единого целого, состоящего из «потоков» и «сетей».

Конечно, в повседневной реальности «границы, структуры и регулярности» все еще очевидны. Глобальное общество пока существует только в форме транснациональных корпораций, транснациональных обществ и структур. Его не следует представлять себе как нечто совершенно однородное, хотя глобализация и порождает некое «сущностное единство» во внешнем облике глобальной социально-политической жизни. Отношения между локализованными акторами и глобализирующими силами, живыми локальностями и виртуальными общностями редко бывают таковы, чтобы глобализирующее давление абсолютно превалировало. Обычно мы наблюдаем глобальную систему, имеющую множество ликов, которые иногда накладываются друг на друга, а иногда оказываются трудносовместимыми.

Первый из таких обликов - это облик мира как единой системы потребления, мира, закусывающего в кафе «Макдональдс» и смотрящего MTV. Второй - это мир, в котором отношения между локальным и глобальным структурированы в виде «привычных значений», связанных с повседневным образом жизни локализованных индивидов. На уровне «привычных значений» мы воспринимаем глобальный мир как пересечение локальных возможностей с глобальными. Третий - это мир, населенный культурными гибридами, мир, в котором индивид в значительной мере утрачивает возможность культурной, религиозной и национальной идентификации. Британский социолог Барри Аксфорд, например, утверждает, что такая гибридизация порождает «шизоидную культуру».

Глобальное сознание может побуждать акторов принимать какие-то аспекты глобализации, а против каких-то протестовать. Сопротивление глобализации в форме неприятия ряда прохладительных напитков, технологии мультимедиа или просто секулярной культуры чаще всего имеет антиамериканскую или антизападную направленность. Другие акторы сопротивляются глобализации потому, что воспринимают ее как часть «бесконечного накопления капитала». Но неприятие глобализации может быть обусловлено и чувством, что гибридная культура вытесняет или дискредитирует традиционные верования и нравственность.

О сложности восприятия глобализации говорят и данные исследования ИКСИ РАН. Они посвящены проблеме понимания российским обществом специфики и сущности глобализации. Изучение структуры распределения ответов показало различия во мнениях респондентов и экспертов. Свыше четверти респондентов (28%) и почти половина экспертов (44%) считают, что в целом процессы глобализации открывают для развития человечества позитивные перспективы. Пессимистично смотрят в будущее 18% респондентов и 27% экспертов. Затрудняются определить свое мнение 54% респондентов и 29% экспертов . Пока глобализация создает в массовом сознании преобладающие настроения неопределенности и слабых оптимистических ожиданий. Эксперты более оптимистично смотрят вперед, но в целом налицо дефицит позитивных ожиданий относительно данного процесса.

Таким образом, единого понимания феномена «глобального» не существует. Скорее в процессе глобализации проявляются противоположные друг другу тенденции к возрастанию взаимосвязей в глобальном масштабе и к дальнейшей фрагментации. Глобализация устанавливает разнообразные типы связей, создавая то, что шведский социолог Ульф Ханнерц назвал «глобальной ойкуменой», совершенно лишенной границ. Системность или единство этого глобального образования представляет собой результат взаимодействия локальных субъектов с глобальными структурами.

Динамика глобализации поддается изучению только при условии, что будут сняты условные различия между уровнями анализа

(микросоциологическим и макросоциологическим) и ни одна из форм человеческой деятельности не будет рассматриваться как приоритетная по отношению к другим. Однако на практике одномерный подход к феномену глобализации встречается гораздо чаще. К примеру, многие экономисты и теоретики менеджмента рассматривают глобализацию как плод современной идеологии и практики неолиберализма. Такая позиция замалчивает наличие культурных и технологических измерений глобализации, а связанные с ней политические проблемы считаются вторичными. Глобализация в таком случае сводится к относительно простому процессу формирования единой мировой торговой и финансовой системы, который проявляется в образовании коалиций богатых государств, мультинациональных корпораций и международных регулятивных институтов. Но такой подход содержит крупный просчет, поскольку упускает из виду связанные с глобализацией культурные процессы.

В действительности культура - это сфера, изучение которой в аспекте глобализации может оказаться необычайно плодотворным. Ведь именно культура влияет на социальную идентификацию индивидов и снабжает их значениями. Но, как показывают последние исследования социологов и социальных антропологов, культура часто отчуждается и рассматривается как своего рода «социальный цемент» или как призванная идеологически обеспечить экономические интересы господствующих слоев. При таком подходе не учитывается, что культура - это продукт реального повседневного взаимодействия индивидов, что она не столько внедряется в них извне, сколько конструируется и творится ими самими одновременно в изменяющемся и в неизменном контексте. Пользователи Интернета сознательно и целенаправленно участвуют в создании глобального культурного пространства, так же как члены глобальных социальных движений, распространяющие глобально санкционированные модели поведения. Наконец, как подметил У. Ханнерц, сам по себе сознательный воинствующий антиглобализм составляет всего лишь часть диалектики процесса глобализации.

Глобализация вносит изменения не только в социальную организацию, но и в сознание мира. Если ее рассматривать в подобном ключе, то это вовсе не принадлежность текущего исторического момента. Американский социолог Джованни Арриджи считает глобализацию одним из звеньев процесса эволюционного изменения мировой капиталистической системы. Однако такое понимание явно остается недостаточным, так как сводит все богатство и сложность мировой истории к одному системному образованию - капитализму.

Еще более широкое в историческом смысле понимание глобализации демонстрируют некоторые российские авторы. Так, А.Н. Чумаков под глобализацией понимает «многоаспектный естественноисторический процесс становления в масштабах планеты целостных структур и связей, которые имманентно присущи мировому сообществу людей, охватывают все его основные сферы и проявляются тем сильнее, чем дальше человек продвигается по пути научно-технического прогресса и социально-экономического развития» .

Представление, согласно которому единственная особенность глобализации конца XX - начала XXI в. состоит в ее масштабности и объеме, глубоко ошибочно. Главное отличие на самом деле в том, что с конца XX в. глобализация приняла нетерриториальный характер. Если в XIX в. глобальное развитие капитализма проявлялось прежде всего в его распространении вширь в территориальном смысле, в развитии колониальной системы империализма, вывоза сырья и капиталов, то ныне глобализация все больше теряет черты социального действия, приобретая информационный и культурный характер.

В последнее время границы между обществами, культурами и индивидами становятся все более неопределенными. Современные концепции пространственно-временных моделей идентификации, связывающие идентификацию индивидов с пространственно-временной организацией их жизни, уступают место постпространственным концепциям глобального порядка. В этом смысле глобализация представляет собой как бы достраивание нового мегапространства над привычным нам социальным пространством каждой отдельной страны. Это дополнительное пространство включает в себя интеллектуальные, информационные, коммуникативные ресурсы. Каждое включенное в данный процесс государство постепенно утрачивает способность к полному контролю над своим внутренним пространством. Нарастает «проницаемость» государств, формируются новые, надгосударственные элиты, частично ограничивается власть старых. Разумеется, этот процесс приводит к коренным изменениям всей внутренней системы организации гражданского общества, социального взаимодействия и его правового обеспечения. Как пишет американский политолог и публицист Бенджамен Барбер, территориальный мировой порядок все более отживает свой век, и на смену ему идет сетевая экономика производства и потребления. Однако представление о «глобальном капитализме без границ», по мнению ряда современных авторов, в значительной мере миф. Например, британские политологи Пол Херст и Грэм Томпсон считают, что идея глобализации - порождение неолиберализма, настаивающего на неизбежной эрозии государственного управления и необходимости глобального свободного рынка.

Вместе с тем то, что называется глобализацией, несводимо к экономическим процессам и к неолиберализму. Современные глобализационные процессы не сводятся только к развитию международного рынка. Это еще и ряд технологических инноваций, обладающих высоким социально-преобразующим эффектом. Это образование глобальных связей на уровне менеджмента, превращающих земной шар в единое операциональное поле. Например, испанский социолог Мануэль Кастельс (р. 1942 г.) считает, что глобализация проявляется в первую очередь в возрастании роли информационного труда - в отличие от других видов труда. Согласно Кастельсу, глобальный экономический порядок - это такой порядок, в рамках которого «исторически сложившаяся архитектоника управления экономикой» борется против совершенно новых сил - технических инноваций нового поколения и экономической конкуренции, не признающей установленных границ.

Наконец, сохраняющаяся сила суверенных государств, не побежденных глобализацией, это в значительной мере миф. Во-первых, современное национальное государство как стандарт организации само представляет собой форму глобализации. Хотя мир фрагментирован и разделен на суверенные территориальные единицы, они сами составляют часть единого сознательно выстроенного мирового порядка. Во-вторых, суверенные государства - это действующие лица мирового экономического процесса и хранители социетальных ценностей. Но их место в процессе глобализации неодинаково. Сила некоторых государств только увеличивается благодаря глобализации, в то время как для других она выступает как ослабляющий фактор. Например, отдельные страны Восточной Азии сумели привлечь и сохранить мобильный капитал. Основы того явления, которое сейчас известно как «азиатский капитализм», кроются в государствоцен- тричной модели глобальной финансовой экспансии. Такая модель позволяет противостоять разрушительному для страны глобализирующему воздействию извне, которое в других случаях вызывает разлад в национальной финансовой структуре. Сегодня «азиатский капитализм» все еще на плаву. Распад Советского Союза показал, что даже мировые державы не могут устоять под натиском глобальной экономики, а ограниченные возможности «квазигосударств», большинство из которых бывшие колонии, делают их еще более уязвимыми. Наконец, процесс размывания государственной власти снизу (региональными сепаратистскими силами) и сверху (глобальными и транснациональными институтами) преобразует саму архитектонику государственного управления.

Таким образом, нет никакой необходимости рассматривать глобализацию как миф, чтобы признавать сохраняющуюся силу государства. Реальность гораздо сложнее, и состоит она в том, что государства и государственная политика теперь сами вплетены в глобализованный контекст.

Оборотной стороной феномена глобализации является отделение власти от ответственности. Сформировавшаяся глобальная элита, будучи надгосударственной, не несет той ответственности перед населением стран, которую традиционно в той или иной степени берет на себя любое государство. Эта ситуация создает возможность безответственной эксплуатации огромного количества людей вне всяких обязательств перед ними. Глобальная элита может позволить себе игнорировать возникающие экологические и социальные проблемы, не думать о судьбе социально незащищенных людей где-то далеко, о еще не родившихся поколениях. Поэтому глобализация - явление глубоко противоречивое. Она не только соединяет, но и разъединяет, не только обогащает, но и существенно ограничивает.

Проявление глобализации можно обнаружить прежде всего на локальном уровне. По мнению британского социолога Роланда Робертсона, глобализация влечет за собой стягивание, столкновение локальных культур, которые должны переопределиться в этом столкновении локальностей. (Именно Робертсон в 1980-х гг. ввел в научный оборот термин «глобализация».) Отсутствие каких-либо границ для финансовых, торговых и информационных потоков оборачивается усиленной фиксацией места жизни и деятельности для многочисленных групп населения. Для многих людей это несет социальную деградацию, утрату публичных пространств: удаленность мест их проживания от единых глобальных центров лишает их возможности самим участвовать в выработке социальных смыслов, в принятии решений. Они становятся пассивными реципиентами смыслов и значений, продуцируемых где-то далеко.

Таким образом, речь идет о своего рода пространственной сегрегации, об установлении и прогрессирующем росте дистанции между глобальными элитами и населением стран. Данный факт признает и Джорж Сорос, известный финансист: «Глобальная капиталистическая система поставила страны мира в неравные условия. Пропасть между богатыми и бедными расширяется. А система, не дающая никакой надежды и не поддерживающая проигравших, толкает их на совершение деструктивных поступков, продиктованных отчаянием, и потому рискует быть подорванной изнутри»".

Глобализация, как ее ни оценивать, представляет собой факт современного существования. Как заметил С. Сильвестров, «необратимый процесс, неотвратимая участь мирового развития, глобализация не может быть плохой или хорошей» .

Понятие глобализации очень многопланово. Ценность его для социальной науки в том, что оно фокусирует внимание на процессах, превращающих мир в единое целое - в глобальную систему. Исследование глобализации составляет часть общего социально-научного признания того, что условные единицы и уровни анализа (индивидуальный, локальный, социетальный, национальный и международный) не являются отдельными сферами социальной практики и организации, а все более накладываются и переплетаются. В этом признании и заключается более глубокое понимание феномена глобализации.

  • Мнацаканян М.О. Глобализация и национальное государство: три мифа //Социологические исследования. 2004. № 5. С. 137.
  • Россия: глобальные вызовы и локальные риски. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2004 г. М.: ИКСИ РАН, 2005. С. 423-433.
  • Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М: ТК Велби; Проспект, 2005. С. 365.
  • Сорос Дж. Открытое общество. Реформируя глобальный капиталкам. М.:Некоммерческий фонд поддержки культурных образовательных и новых информационных технологий. 2001. С. 20,21.
  • Сильвестров С. Глобальная модернизация: последствия для человека и общества // Общество и экономика. 2000. № 5, 6. С. 223.

Глобализация, понимаемая как охват экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества, является преобладающей ориентацией современного этапа мирового развития. Однако противоречия и негативные последствия глобализации, связанные с её неравномерностью и потенциальной конфликтностью, ставят перед политологами вопрос о перспективах вовлечения в этот процесс новых суверенных, в первую очередь, постсоветских государств и региональных межгосударственных объединений.

Актуальность темы данной темы обусловлена расширением глобализации современного мира и ростом в этих условиях важности проблемы сохранения национальной самобытности и культурного своеобразия каждой цивилизованной страны. Культура долгое время была привилегией тех, кто в силу своих знаний, образования, имущественного и социального положения мог иметь доступ к произведениям мысли, литературы и искусства. Однако вместе с материальным и интеллектуальным прогрессом, преобразившим облик стран Европы за последние двести лет, культура, как и другие стороны жизни европейцев, претерпела необратимые демократические мутации, в результате чего к ней смогли приобщиться широкие слои разного общества. Одновременно с этим возник определенный пласт культурных связей и обменов, благодаря которым все народы научились разделять некоторые общие духовные ценности. Причем общая культура, стала основой политической организацией.

Глобализация, как важнейший социальный процесс и тенденция мирового развития, активно исследуется в современной науке. Практически все ведущие политологи мира (Фукуяма, Хантингтон, Тоффлер, Валлерстайн, Неклесса, Барбер, Ротфельд, Розенау) высказали своё видение этого феномена, предложив различные концепции изменения миропорядка, обусловленные глобализацией. Но поскольку предметом научного интереса выступает участие в глобализационных процессах государств, при анализе разработанности проблемы, они сосредоточились на публикациях ученых.

Изучению феномена глобализации, ее важнейших проявлений и последствий посвящена монография Б. Турсункуловой, в которой рассматриваются теоретико-методологические подходы западных ученых к исследованию глобализационных процессов, степень влияния глобализации на государства в переходный период и перспективы развития.

По линии социально-экономической интеграции наиболее известными являются исследования академика Т. Койчуева, в которых рассматриваются основы интеграционных процессов в мировой экономике, анализируется развитие экономики в пространстве глобализации и адаптация ее к мировым экономическим процессам. Даны соответствующие рекомендации по выработке продуманной политики вхождения в мировое экономическое сообщество с учетом особенностей своего развития.


Этой же проблеме посвящены монографии и других исследователей

Таким образом, анализ научной разработанности темы исследования показывает, что эта проблема в мировой науке начинает подниматься.


«Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государственных проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов»

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчет от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических институтов. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.

Вместе с тем, происхождение самого слова "глобализация" указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово "глобализация" (в значении "интенсивная международная торговля") употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: "Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась". На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жесткого протекционизма, что вызвало резкое свертывание международной торговли.


«Глобализация экономики - одна из закономерностей мирового развития. Неизмеримо возросшая по сравнению с интеграцией взаимозависимость экономик различных стран. Связана с формированием экономического пространства, где отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, география размещения производительных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают планетарные масштабы»

Растущая глобализация экономики выражается в резком увеличении масштабов и темпов перемещения капиталов, опережающем росте международной торговли по сравнению с ростом ВВП, возникновением круглосуточно работающих в реальном масштабе времени мировых финансовых рынков. Созданные за последние десятилетия информационные системы неизмеримо усилили способность финансового капитала к быстрому перемещению, что содержит в себе, по крайней мере, потенциально, способность к разрушению устойчивых экономических систем.

Глобализация экономики - сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственное взаимодействие между государствами, создает условия для доступа стран к передовым достижениям человечества, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: закрепление периферийной модели экономики, потеря своих ресурсов странами, не входящими в «золотой миллиард», разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др. Сделать плоды глобализации доступными максимальному числу стран - одна из задач, стоящих перед мировым сообществом.

Возникающие задачи экономики, часто, обсуждаются влиятельными политиками и экономистами вместе (Всемирный экономический форум).

Проблема населения к доступу информационным технологиям в настоящее время имеет важное социальное значение и обозначена как проблема «цифрового неравенства». Как и социальное неравенство «цифровое неравенство» способно существенно дестабилизировать нормальное функционирование общественного процесса и государственного управления. В последнее время в мировом научном сообществе становится все более популярной концепция глобального общества (Global society), с точки, зрения которой все люди нашей планеты являются гражданами единого глобального общества, которое состоит из множества локальных обществ отдельных стран мира. Эта концепция значительно упрощает рассмотрение процессов глобализации, которые в этом случае превращаются в обычные общественные преобразования в рамках глобального общества.

Идеи глобального общества высказывались древнегреческим мыслителем Диогеном, он использовал понятие космополит, то есть гражданин мира или гражданин космополитии (общества мира). В православии использовались такие понятия как «род людской», «человечество», «христианский мир» и т. д. В мировоззрении жителей Китая, Средней Азии, Монгольской империи Чингизхана, важное место занимала идея Поднебесной - всей Земли (под Небом) и человеческого общества, существующего на ее просторах.

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

В XXI веке наряду с процессом глобализации происходит процесс регионализации, то есть регион оказывает все большее влияние на состояние системы международных отношений в качестве фактора, происходит изменение соотношения между глобальным и региональными составляющими мировой политики, а также усиливается влияние региона на внутренние дела государства. Причем регионализация становится характерной не только для государств с федеративной формой устройства, но и для унитарных государств, для целых континентов и частей света. Наглядным примером регионализации является Европейский союз, где естественное развитие процесса регионализации привело к выработке концепции «Европы регионов», отражающей возросшее значение регионов и имеющей целью определить их место в ЕС. Были созданы такие организации как Ассамблея европейских регионов, а также Комитет регионов.

Проблемы глобальной политики решаются в основном двумя клубами, такими как: Большая восьмёрка и Большая двадцатка причём второй касается в основном экономических проблем. Глобализация способствует уменьшению разницы между внешней и внутренней политикой государства. В результате, это позволяет значительно увеличить степень политического участия во всём мире.

Происходит транснационализация политики, когда рост числа межправительственных и неправительственных международных организаций приводит к формированию предпосылок единой международной бюрократии.

Всё это создаёт принципиально новую политическую реальность, основанную на глобальных институтах информационной эпохи.

Глобализация несёт с собой как возможности для развития, так и угрозы самому существованию человечества в виде глобальных проблем. Возникают как минимум два подхода:

1) изоляция от глобализации с целью предотвращения всех её издержек,

2) использование глобализации как панацеи от всех проблем. Но, в любом случае, императивом глобализации и отношения к ней является увеличение управляемости человеческого развития.

В глобализации следует выделять процесс и состояние. Как постоянно развивающийся процесс глобализация существовала всегда, так как сам исторический процесс имел тенденцию идти от локальных сообществ людей к глобальным образованиям, но как о качественно новом состоянии развития человеческой цивилизации о глобализации можно говорить лишь со второй половины XX века.

Как отмечает Р. Робертсон, глобализация представляет собой целый ряд процессов, которые объединяют мир.[ http://www.finam.ru/dictionary/wordf00146/default.asp?n=5]

Глобализацию следует отличать от глобализма, который определяется Беком как идеология господства мирового рынка, так как появились уже достаточное количество глобальных акторов, имеющих иной взгляд на глобализацию (Китай, Индия).

Помимо этого, глобализация отличается от глобальности, под которой понимается состояние, при котором мы уже находимся в несформировавшемся мировом обществе.

В конце ХХ - начале XXI вв. мировая экономика сделалась по-настоящему глобальной. Это стало возможным благодаря созданию новой инфраструктуры, основными компонентами которой стали компьютерные информационно-коммуникационые технологии.

Они позволили окутать все социумы различными сетевыми структурами, активно влияющими на создание более глобализированного общества.

Говоря о процессе глобализации, следует отметить, что государство-территория было продуктом уникальных сочетаний исторических условий. Эти условия исчезают. Современные тенденции подрывают государство и систему государств. Политика поиска идентичности становится одной из главных целей глобализации.

Государственные границы уже не совпадают с границами влияния глобализационных процессов со стороны разных субъектов. Территория глобализируется и виртуализируется. Хотя международный порядок построен на принципе нерушимости границ, формальном равенстве всех государств, суверенитете, глобализация ставит этот принцип под угрозу своей повседневной практикой.

Государствам начала XXI века свойственно стремление после окончания идеологического раскола мира найти новую идентичность, например, это проявляется в этническом ренессансе, усилении требований по формированию национальных, этнических автономий или образованию суверенных государств.

В условиях более динамичного и открытого мира происходит усиление влияния гражданского общества как источника власти и легитимности. Во многом, это происходит через распространение горизонтальных организаций, построенных по принципу сетевых структур, неподконтрольных государствам и могущих подрывать авторитет и легитимность государства, способствовать насаждению антигосударственной идеологии.

Сетевые организации подразделяются на два вида: горизонтальные (взаимодействие государственных и негосударственных организаций) и вертикальные (супернациональные организации транснационального уровня).


Как сто и двести лет назад, конец века ознаменован новым научно-техническим переворотом. Интеллект, знания, технологии становятся важнейшими экономическими активами. В передовых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, более половины валового внутреннего продукта создается в интеллектуально емком производстве. Информационная революция (ИР), базирующаяся на соединении компьютера с телекоммуникационными сетями, коренным образом преобразует человеческое бытие. Она сжимает время и пространство, открывает границы, позволяет устанавливать контакты в любой точке земного шара.

Она превращает индивидов в граждан мира. В новом социальном пространстве время ускоряет свой бег. То, на что раньше уходили месяцы и годы, можно сделать за считанные дни. Процесс социального взаимодействия интенсифицируется, приобретает невиданную ранее динамику. Пространство общественного бытия уплотняется и перемешивается, становясь более однородным.

Не впадая в крайности и преувеличения, можно констатировать: если информационная революция - не победа разума над временем и пространством, то столь существенное ослабление этих естественных ограничителей человеческой деятельности, что многое, казавшееся просто немыслимым, становится возможным. В новых видах коммуникаций, в новых формах взаимодействия, в новых созидательных возможностях человека глобализация обретает свой экономический базис. Глобализация - это общий термин. Обозначающий все более сложный комплекс взаимодействий между физическими лицами, предприятиями, институтами и рынками, который проявляется в расширении потоков товаров, технологий и финансовых средств, в неуклонном росте и усилении влияния международных институтов гражданского общества, в глобальной деятельности транснациональных корпораций, в значительном расширении масштабов трансграничных коммуникационных и информационных обменов, прежде всего через Интернет, в трансграничном переносе заболеваний и экологических последствий и во все большей интернационализации определенных типов преступной деятельности. Также под глобализацией можно понимать постепенное преобразование мирового пространства в единую зону, где беспрепятственно перемещаются капиталы, товары, услуги, где свободно распространяются идеи и передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и шлифуя механизмы их взаимодействия. Глобализация, таким образом, подразумевает образование международного правового и культурно-информационного поля, своего рода инфраструктуры межрегиональных, в т.ч. информационных, обменов.

Системный анализ причин, объясняющих феномен глобализации, позволяет выделить следующие факторы, обусловливающие развитие глобализации:

  1. Экономический – огромная концентрация и централизация капитала, рост мощи международных корпораций, интенсификация международной специализации производства и кооперации, международный маркетинг, электронная торговля, международная логистика.
  2. Политический – государственные границы постепенно становятся все более прозрачными, предоставляя все больше возможностей для свободы передвижения людей, товаров, услуг и капитала.
  3. Международный – увязывает динамику глобализации с датами крупных международных событий, стимулирующих процесс глобализации. Речь идет о Конференции Европейских сообществ в Люксембурге в 1985 г., которая приняла Европейский акт (вступил в силу в 1987 году), провозгласивший четыре свободы в международном движении товаров, людей, услуг и капитала; Конференции ГАТТ в Пунта дель Эсте в 1986 г., открывшей Уругвайский раунд переговоров (главным образом о снижении тарифов и других ограничений в торговле), который продолжался восемь лет; воссоединении Германии; ликвидации СЭВ и Варшавского пакта.
  4. Технический – развитие современных средств транспорта, информационных систем и технологий, связи и телекоммуникаций, гибких автоматизированных производств, которые создают невиданные прежде возможности для быстрого распространения информации, технологий, товаров, финансовых ресурсов. В итоге снижаются издержки настолько, что стало не только возможным, но и выгодным для предприятий размещать свои подразделения в разных странах.
  5. Общественный – ослабление роли традиций, социальных связей и обычаев способствует нарастанию мобильности людей в географическом, духовном и эмоциональном смысле.
  6. Либерализация, дерегулирование рынков товаров и капитала, смягчение и унификация либерализация таможенного, торгового, налогового законодательства многих стран также усилили экономическую взаимозависимость национальных хозяйств и их хозяйствующих субъектов.

Эксперты ООН констатируют, что развивающаяся глобализация неизбежно значительно уменьшает свободу действий тех или иных стран в формировании экономической политики, реализуемой ими. Следовательно, рост степени открытости экономики неизбежен, а степень свободы государств значительно уменьшится. Особо подчеркивается, что упрощенные рецепты, в которых делается упор на повышение открытости и уменьшение вмешательства государства в экономические процессы, а также на необходимость скорейшей интеграции в мировое хозяйство, не подтверждаются ни теорией, ни практикой. Несомненно, роль государства будет сохранять свою важность, даже если масштабы рынка в результате либерализации возрастут.

Возможно, ли России, и ее гражданам противостоять столь изощренным и лицедейным планам мировой закулисы? Возможно, невзирая на то, что механизм деструктуризации России уже глубинно запущен, и медленно, но верно делает свою черную работу. Итак, первое, что необходимо – это создание подлинно государственной Российской идеологии на принципах патриотизма, нравственности, экономической самостоятельности и геостратегической независимости государства. После разрушения коммунистической идеологии в России с успехом нарабатывается новая квазиидеология – это идеология общества потребления, либерально-рыночного реформаторства, свободы слова в виде «Троянского коня» и нравственной вседозволенности, в общем, все та «созидательная программа», которую нам упорно навязывают режиссеры и сценаристы Мирового Правительства под раскрученную мифологему «войны с терроризмом».

Второе. Нужно всемерно содействовать российской традиционности, укреплению национальной науки и культуры, а также традиционных для России религиозных конфессий – Православия и Ислама. Третье. Нужно широкое антиглобалистистское движение, своего рода национальный антиглобалистский фронт, с подключением СМИ, прогрессивно-настроенных политических партий, духовной, интеллектуальной и культурной элиты общества.

И, наконец, четвертое.

Необходим четкий выбор геополитических и геоэкономических приоритетов, консолидация с теми государствами, которые, так или иначе, стоят в оппозиции к «дирижерам» мирового геостатегического сценария, разработка программ национальной безопасности с максимальной концентрацией внутреннего потенциала страны, способствующих перспективам укрепления российской государственности и ее защищенности и на континентальном, и на планетарном уровне. Ведь, как гласит известная русская пословица: «Клин клином вышибают!».

У России – свой собственный исторический путь, и нужны национальная воля и мужество, чтобы этот путь отстоять и быть гражданами действительно свободного, процветающего государства, а не сателлита Америки и придатка Нового Мирового Порядка. Именно это и отражает глобализацию современности.


Из Интернета:

1)Энтони Гидденс. Глобализация социальных процессов в современном мире. [Электронный документ].URL: http://www.ckct.org.ru/study/soc/soc35.shtml Проверенно: 01.04.2010

2)Бессарабова И.С. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) [Электронный документ].URL: http://www.econf.rae.ru/pdf/2005/01/Bessarabova_1.pdf Проверенно:18.03.2009

Из электронной библиотеки СФУ:

1)Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография / А.Н. Чумаков.- М.: Просвещение, 2009.- 428 с.: твердый. - 978-5-392-00290-0.

2)Пфаненштиль И.А. Глобализация: проблемы и перспективы: монография / И.А. Пфаненштиль.- Красноярск.: Феникс, 2006 .- 484 с.: твердый. - 5-7636-0818-6.

Глобализация мира - объективный процесс, обусловленный растущей интернационализацией всех сторон жизни стран и народов. Она проявляется не только и не столько в обострении глобальных проблем современности, сколько в том, что достигнут такой уровень интегрированности мирового сообщества, при котором успешное развитие каждой страны, каждого народа все больше зависит от состояния и изменения мира в целом. И, наоборот, успех в решении проблем всего человечества оказывается в зависимости от активности и согласованности действий отдельных стран, народов мира.

В настоящее время еще не проявились в полной мере все аспекты глобализации, не стали очевидными все последствия этого сложного процесса. Здесь можно говорить лишь об определенных тенденциях.

1. Формирование единого информационного пространств на основе новейших компьютерных технологий- важный фактор трансформации обществ, изменения структуры повседневности. Так, объединение пользователей в сети интернет привело к образованию качественно нового социального пространства, где возможна коммуникация, и интеракция партнеров, находящихся за тысячи километров друг от друга, в разных социальных средах и системах.

В пространстве, созданном благодаря компьютерной коммуникации, возникают новые ассоциации и сообщества, основанные на сходстве определенных целей и интересов. При этом сокращается дистанция между различными социальными слоями и группами. Жители сельских областей, которые до сих пор не имели шансов изменить свое социальное окружение, сегодня могут найти партнеров по интеракциям из самых различных социальных кругов. В связи с этим некоторые социологи говорят о феномене <глобальной деревни>, имея в виду типично сельскую открытость и простоту общения участников подобных коммуникаций. Впрочем, другие социологи считают, что виртуальные контакты в компьютерном сообществе больше напоминают отношения городского типа и поэтому следует говорить о феномене возникновения <телеполиса>.

Массовое использование информационных технологий вносит много нового в повседневную жизнь людей. Вопросы приобретения товаров, поиска работы, получения информации отныне все чаще связаны с выходом в компьютерную коммуникативную сеть. Расширение такой сети порождает новые формы общения между людьми, устраняет социальные барьеры, меняет социальную структуру современного общества. Некоторые социологи сегодня ставят вопрос: возможно ли благодаря новым коммуникативным сетям, развитию кабельного телевидения компьютерных технологий изменение самого характера общества, превращение его из <массового общества> в <общество индивидуальностей>.

Значительные изменения происходят и на планетарном уровне. Мировое сообщество все больше превращается в глобальную коммуникационную систему. Тем самым создаются принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации отношений между странами, народами, людьми. Благодаря средствам массовой информации, развитию глобальных коммуникационных сетей ни одно национальное государство не остается изолированным от других, а оказывается включенным в мировую систему.

2. Важнейшая тенденция глобализации - усиление экономической интеграции , развитие новых форм транснационального бизнеса, контролирующего мировые финансовые и информационные потоки.

Современные транснациональные корпорации (ТНК) - их еще принято называть глобальными корпорациями, - в отличие от прежних ТНК производственного типа, действуют преимущественно на информационных и финансовых рынках. Происходит планетарное объединение этих рынков, формируется единое мировое финансово-информационное пространство. Соответственно возрастает роль ТНК и тесно с ними связанных наднациональных экономических структур и организаций (таких, как Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития. Международная финансовая корпорация и др.).

В настоящее время 80% новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой национальный доход отдельных, довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51 позицию занимают ТНК. Причем сфера деятельности значительной части из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести сетевые компьютеры, новейшие компьютерные прграммы, организационные технологии, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют сегодня финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.

3. Процессы экономической глобализации сопровождаются политической глобализацией, сущность которой составляет формирование транснациональной элиты. Новое качество межэлитного взаимодействия проявляется сегодня в том, что на смену относительно устойчивым альянсам в рамках национальных границ и военно-политических союзов приходит гибкая система современных элитных альянсов. Проведение многочисленных саммитов и встреч на правительственном уровне, организаций и форумов региональных ассоциаций и объединений,- все стимулирует образование взаимозависимых элитарных групп, слабо подотчетных национальным электоратам.

Некоторые исследователи, называя этот феномен <культурой Давоса>, приходят к выводу, что в условиях глобализации происходит постепенное смещение центра принятия решений с национального на наднациональный уровень. Сегодня все наиболее важные стратегические решения принимаются небольшой группой ведущих держав типа <Большой семерки>. Возросла роль в политической сфере и различных интеграционных структур - НАТО, ОБСЕ и др. Все это свидетельствует о централизации мировой системы и консолидации политических элит, <выстраивающих> новую модель мира.

4. Глобальные процессы охватывают также сферу культуры. Благодаря развитию средств массовой информации и коммуникации формируется единое мировое социокультурное пространство. Доминирующей тенденцией становится сближение культур, универсализация образа и стиля жизни, распространение западных культурных образцов и моделей поведения.

Ряд исследователей отмечают появление <новой медиальной культуры> на основе электронных средств информации. Делаются также прогнозы относительно становления <планетарного сознания>, новой гуманистической культуры, в которой человек должен рассматриваться как самоцель общественного развития. Это связывают с резким возрастанием роли в современном обществе интеллектуальных технологий, предполагающих информационное обогащение личности, приобретение ею нового знания в процессе постоянного образования и совершенствования профессиональных качеств.

Многие социологи, философы, политики отмечают противоречивый характер процессов глобализации. С одной стороны открываются новые возможности для экономического и научно- технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, повышения интеллектуального потенциала личности, углубления международного сотрудничества, расширения мировых связей и отношений; с другой - увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, возрастает угроза суверенитету отдельных государств, подрывается национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.

В связи с этим некоторые эксперты и аналитики ставят вопрос о необходимости демократизации международных отношений, создания мировой системы сдержек и противовесов, развития сети негосударственных организаций, экологических и пацифистских движений как основы <глобального гражданского общества>, <космополитической демократии>. Подобные международные объединения граждан могли бы оказывать давление на институты транснационального бизнеса, требовать от корпораций соблюдения принципов социальной ответственности, спасения окружающей среды, решения других общечеловеческих проблем.

Существуют самые различные трактовки глобализации современного мира. Одни исследователи связывают этот процесс с возникновением общечеловеческих проблем (демографических, экологических, продовольственных и др.), решение которых требует объединенных усилий всех народов и государств. Другие делают акцент на целостности и взаимозависимости мировой системы. Третьи отождествляют глобализацию с вестернизацией, всеобщим распространением западных моделей, ценностей, институтов и т.д.

Среди разнообразных концепций глобального общества наибольшую известность получила теория мировой системы, разработанная Я. Валлерстайном (р. 1930)- американским исследователем, возглавляющим с 1994 г. Международную социологическую ассоциацию. Основные положения этой теории сводятся к следующему:

Экономическая организация современного капитализма имеет глобальную, а не национальную основу;

Эта мировая система состоит из экономически и политически господствующего центра и зависимой от него периферии;

Центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырье, находясь в. зависимости от цен, устанавливаемых на него центром;

Существует также полупериферия, обладающая социальными и экономическими характеристиками как центра, так и периферии.

Выдвинутая в 80-е годы теория И. Валлерстайна сегодня существенно дополняется и корректируется. В качестве ядра мировой системы выделяются постиндустриальные страны, представленные тремя основными центрами (США и Канада, Западная Европа, Япония). Это высокоразвитые страны с новым ресурсо-, энерго- и трудосберегающим производством, базирующимся на микропроцессорной технике и наукоемких технологиях.

Полупериферию образуют индустриальные страны (Россия страны СНГ, Китай, некоторые страны Восточной Европы и др.) с обычным ресурсо-, энерго- и трудоемким производством. При этом большинство новейших технологий не разрабатывается самостоятельно, а приобретается у высокоразвитых стран первой группы.

Страны периферии - это развивающиеся страны Латинской и Центральной Америки, Азии и Африки с господством традиционных индустриальных и доиндустриальных производств. Для национальных экономик этих стран характера технологическая отсталость и низкая производительность труда.

В настоящее время взаимоотношения элементов мировой системы претерпели существенные изменения. С распадом СССР ушло в прошлое <великое противостояние> Запада и Востока. Сегодня основой деления глобального мира становится геоэкономическая конструкция Север-Юг. Речь идет о взаимоотношениях между промышленно развитыми государствами Севера и развивающимися странами Южного полушария. Для первых характерны развитая социальная промышленная инфраструктура, высокая концентрация информационно-коммуникативных технологий и наукоемких отраслей производства, эффективное применение достижений научно-технического прогресса; для вторых - преобладание аграрных и сырьевых отраслей экономики, примитивность технической и технологической базы, нерациональное использование трудовых ресурсов, нехватка высококвалифицированных кадров.

Разрыв в уровнях развития стран Севера и Юга становится источником международной нестабильности, ибо крайне неравнономерное распределение мировых ресурсов (четверть человечества потребляет три четверти производимых богатств) вызывает недовольство государств, оказавшихся на периферии современного мира.

По мнению некоторых исследователей, модель Север- Юг не отражает всей сложности нового мирового пространства. Так, российский ученый А.И. Неклесса считает, что модель современного мироустройства носит гексагональный (<шестиярусный>) характер. В ее состав входят такие регио-ны, как североатлантический, тихоокеанский, евразийский и <южный>, расположенный преимущественно в ареале индоокеанской дуги, а также два транснациональных пространства - <Новый Север> (ТНК и международные организа-ции) и <Глубокий Юг> (коррумпированные страны, кланово-мафиозные и криминальные интерсообщества). Нарастание как подспудного, так и все более открытого соперничества между этими центрами глобального сообщества может стать источником противоречий, не менее значимых, чем традиционные формы конфликтов между странами и народами.

В других теоретических схемах современный мир выглядит более гомогенным, главным образом вследствие формирования единого экономического, политического и культурного пространства. Одни исследователи (Ф. Фукуяма и др.) связывают эти процессы с распространением западных ценностей, институтов, моделей образа жизни; другие - с развитием компьютерно-информационных технологий. Так, американский футуролог Э. Тоффлер говорит о становлении <компьютерно-информационной цивилизации>, которая имеет следующие контуры: 1) информационные (гибкие) технологии; 2) демассифицированное общество, в котором классы теряют свое значение; 3) антиципарную (предвосхищающую) демократию, обеспечивающую участие граждан в жизни общества; 4) транснациональные институты, решающие глобальные проблемы современности.

В свою очередь канадский социолог Г. Маклауэн утверждает, что технологическая революция на информационно-компьютерной основе ведет к тому, что мир становится <глобальной деревней> - электронная культура обеспечивает общую вовлеченность и сопричастность в социальных пространственно-временных структурах.

При осмыслении глобализации выдвигаются различные проекты обустройства мирового сообщества. Большинство из них связано с созданием нового мирового порядка. При этом одни аналитики и эксперты считают, что этот процесс должен проходить под контролем наиболее экономически развитых и политически влиятельных стран; другие - отводят решающую роль международным организациям и институтам. В любом случае создание нового мирового порядка не должно ставить под вопрос сохранение национальной и культурной самобытности народов, суверенитета их государств.

Представители развивающихся стран предлагают свой проект нового мирового экономического порядка, который предполагает:

Решение проблем финансовой задолженности отстающих в развитии стран путем предоставления льготных кредитов, отсрочки выплаты долгов, аннулирования части задолженности;

Увеличение экономической и технической помощи этим странам;

Передачу им передовой технологии, содействие развитию ключевых отраслей производства;

Осуществление программ модернизации аграрного сектора с целью решения продовольственных проблем;

Перестройку системы международной торговли, ликвидацию <ценовых ножниц> на сырье и готовую промышленную продукцию, устранение препятствий на пути экспорта товаров из развивающихся стран.

Проблема создания нового мирового порядка рассматривается исследователями и специалистами не только в экономическом, но и гуманитарном аспекте. Речь идет о таком переустройстве международных отношений, при котором зависимость будет заменена взаимозависимостью, а доминирование одних стран над другими уступит место солидарности между людьми и народами. Это предполагает разработку системы этических ценностей, основанных на идее справедливости, а также развитие международного сотрудничества в области культуры, науки и образования. Уважение национального суверенитета каждого народа, его прав и культурной самобытности - основа строительства многополярного мира с несколькими сильными центрами, которые обеспечивали бы новое равновесие сил и интересов в мировой политике

Похожие статьи