Финансовая система государственного социального страхования. Финансовый механизм социального страхования. II. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов

Характеристика системы ОСС будет незаконченной и неполной, если не рассмотреть ее финансовые основы и соответствующую им систему финансово-экономических отношений. Это предполагает выяснение особенностей финансовой деятельности фондов обязательного социального страхования, порядка формирования и использования ими страховых средств, места и роли их бюджетов в обеспечении социальной защиты населения, путей повышения эффективности финансовой деятельности ОСС.

Начнем с вопроса, что такое финансы?

В повседневной жизни каждый человек в том или ином варианте встречается с понятием (термином) “финансы” (дефицит финансов, финансовое положение, финансовые резервы и т. д.). Обыкновенно в обыденном сознании “финансы” понимаются как денежные средства. Однако в научном отношении такое понимание неточно. Дело в том, что часть денежных средств, находящихся в обществе, к финансам не относится. В них, в частности, не входят денежные средства, которые обслуживают личное потребление и операции купли-продажи населения - розничный товарооборот, оплату транспортных, жилищно-коммунальных услуг, куплю-продажу между гражданами и др. Уже в силу этого обстоятельства сводить финансы к денежным средствам неправомерно. Но дело здесь не только в этом, айв том, что экономические функции у них разные. Денежные средства обслуживают движение товаров, являются средством платежа, обмена и т. п., финансы же являются важнейшим инструментом обеспечения, функционирования и накопления денежных ресурсов, регулирования экономики, обеспечения задач и функций государства, включая и социальную защиту населения.

Что касается научной тарктовки понятия “финансы”, то здесь следует иметь в виду следующее.

  • 1. Финансы и соответствующая им система отношений являются экономическими категориями.
  • 2. Определяющим, сущностным признаком финансов является консолидация денежных средств в специальных фондах, будь то федеральный бюджет, или внебюджетные фонды социального страхования, или региональные бюджеты и т. д.

Таким образом, финансы представляют собой денежные средства, аккумулированные в специальных фондах, имеющих статус кредитно-финансовых организаций, для решения задач, поставленных перед ними действующим законодательством. Возникающая же при этом совокупность экономических отношений между государством и предприятиями (организациями), регионами и федеральным центром, отдельными гражданами и властью и т. д. образует финансовые отношения общества.

В ходе экономических реформ, в процессе создания системы ОСС была сформирована финансовая система обязательного социального страхования для решения задач защиты населения от социальных и профессиональных рисков, носящих массовый характер. Эта система характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, финансовая система ОСС организационно не является единой. Это означает, что аккумуляция, хранение и использование накопленных денежных средств осуществляется через отдельные специальные внебюджетные фонды.

В настоящее время, как известно, существует три федеральных фонда: Пенсионный фонд (ПФР), Фонд обязательного социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и 84 территориальных фонда обязательного медицинского страхования

(ТФОМС). Все они входят в финансовую систему России, являясь крупнейшими финансовыми институтами по мобилизации денежных средств, используемых на выплату страховых пособий (пенсий по старости, инвалидности, по потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству, страховых выплат в связи с травматизмом на производстве и профессиональными заболеваниями, на оплату оказанной застрахованным медицинской помощи и др.).

Одновременно внебюджетные фонды являются важнейшими элементами бюджетной системы России. Вместе с тем, несмотря на организационно-финансовую самостоятельность каждого из фондов социального страхования, есть все основания говорить о единой финансовой системе обязательного социального страхования. Здесь имеет место некое единство многообразия, которое не случайно. Оно обусловлено следующими факторами:

  • 1. Сконцентрированные финансовые ресурсы в этих фондах используются для достижения единой цели - обеспечение воспроизводства индивида или поддержание нормального уровня его жизнедеятельности при наступлении страхового случая за счет страховых средств. Именно благодаря этому общему финансовому ресурсу обеспечивается страховая защита человека на протяжении всего жизненного цикла - от рождения до смерти.
  • 2. По своей экономической сущности (природе) финансовые ресурсы всех этих фондов идентичны: они представляют собой часть необходимого продукта, или отложенную часть заработной платы работника для поддержания своей жизнедеятельности при наступлении страхового случая.
  • 3. Средства, аккумулируемые в фондах социального страхования, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это обстоятельство необходимо учитывать при установлении государством размера страховых тарифов в фонды ОСС. Однако, скажем прямо, это требование в процессе формирования финансовой системы обязательного социального страхования практически не всегда учитывалось в должной мере. И лишь в Федеральном законе “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” (2009 г.) более или менее полно оно было реализовано. Экономически же необоснованное перераспределение ограниченных финансовых ресурсов системы ОСС в пользу одних фондов за счет средств других фондов всегда ведет к снижению уровня социальной защиты по отдельным видам социального страхования. Действующая система ОМС является наглядным примером того, что по причине недофинансирования уровень и качество медицинских услуг до последнего времени находились в критическом состоянии. Для исправления сложившейся ситуации в ОМС (далее нетерпимой) страховой тариф с 2011 г. был увеличен с 3,1 до 5,1 процентных пункта от фонда оплаты труда.

Финансы фондов ОСС обладают рядом качеств, придающих фондам статус самостоятельного финансового института. Эта самостоятельность обусловливается:

  • 1) тем, что во внебюджетных фондах консолидируются финансовые ресурсы застрахованных, которые по своему экономическому содержанию принципиально отличаются от бюджетных средств;
  • 2) строго целевым характером их использования, а именно на обеспечение жизнедеятельности на социально приемлемом уровне застрахованных при наступлении страхового случая;
  • 3) особым организационно-правовым статусом, предполагающим автономность и независимость от государственного бюджета.

При этом целевая направленность использования финансовых ресурсов в финансовой системе ОСС носит долговременный и устойчивый характер. Расходные статьи внебюджетных фондов, в отличие от бюджетов разных уровней (федерального, регионального и т. п.), не подвержены резким изменениям. Если здесь и имеют место колебания, то они незначительны. Так, в порядке исключения в 2003-2004 гг. Пенсионный фонд по решению Правительства вносил платежи в территориальные фонды ОМС за неработающих пенсионеров. В настоящее время эта практика прекращена.

Важно также подчеркнуть и такой момент: финансовая система ОСС концентрирует значительные финансовые ресурсы. В совокупных расходах Правительства доля этих расходов превысила 28,6%. Из этого можно сделать однозначный вывод, что финансовая система ОСС в значительной мере сняла бремя социальных расходов с государства. Поэтому от ее устойчивости и эффективности во многом зависят уровень и качество социального обеспечения застрахованных. Вместе с тем, как показывает опыт западных стран, потенциал возможной концентрации финансовых ресурсов в системе ОСС далеко не исчерпан. Данные о доле расходов на социальное страхование в расширенных бюджетах развитых стран наглядно это подтверждают (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Доля расходов на социальную защиту в консолидированном бюджете государств, %

Страховые принципы, с учетом которых функционирует и отечественная система соцстрахования, основаны на аккумулировании финансов в специально созданных организациях. Особенность финансовой системы соцстрахования заключается в том, что полученные средства могут быть потрачены только с определенной целью - возмещение дохода трудоустроенным гражданам и их семьям. Право на возмещение возникает при наступлении одного из страховых событий: временной потери трудоспособности, инвалидности, безработице и так далее.

Основы финансирования

Страховщиком, осуществляющим непосредственное руководство финансовыми потоками соцстрахования, является организация, правовой статус которой регламентирован профильными законами федерального уровня по каждому виду страхования (пенсионному, медицинскому, социальному). В соцстраховании такие организации обязаны предоставлять места в управленческом секторе всем участникам системы: выступающим в роли страхователей работодателям, застрахованным сотрудникам. При этом страховщики подотчетны государственным органам, что выражается в утверждении бюджетов (реализованных и планируемых) на уровне Правительства в виде федеральных законов. Главные особенности финансов соцстрахования:

  • Хранение на счетах Центробанка и (или) в уполномоченных государством иных банковских учреждениях;
  • Обособленность от госбюджета;
  • Запрет на изъятие любыми исполнительными органами;
  • Размещение средств, которые временно не используются для выплаты компенсаций, только под правительственные гарантии;
  • Доход от инвестирования освобождается от налогообложения;
  • Отсутствие платы за услуги банков;
  • Контроль использования средств осуществляется госнадзором, Счетной палатой.

Все доходы страховщиков, независимо от источников, могут использоваться только для социальных нужд. Работа организаций носит некоммерческий характер, поэтому получение прибыли не является главной целью, в отличие от добровольного, личного, иных видов страхования. К базовым функциям финансовой системы соцстрахования относятся формирование страховых организаций (фондов-страховщиков), начисление и выплата пенсий, пособий, прием взносов.

Принципы формирования ресурсов соцстрахования

Существует 6 принципов, на которых основано формирование финансов соцстрахования. Первый - экономико-финансовая приемлемость, обуславливающая посильность взносов для работодателей. Принцип тесно связан с налогообложением, поскольку налоговая нагрузка на зарплатные фонды может быть уменьшена при повышении страховых тарифов. Второй принцип подразумевает социальную справедливость, согласно которой величина пенсий и компенсаций напрямую связана с длительностью перечисления взносов и их размером. Социальная эффективность, как третий принцип, демонстрирует успешную компенсацию страховыми выплатами утраченного дохода. При небольшом страховом стаже страховка должна защитить застрахованное лицо от бедности. Четвертым принципом является эквивалентность доходной и расходной части системы соцстрахования. В любой период стоимость расходов должна равняться стоимости будущих доходов, учитывая резерв. В рамках данного принципа солидарность застрахованных приближает соцстрахование к соцобеспечению, уравнивая всех участников.

Пятый принцип заключается в солидарном перераспределении ресурсов. Это значит, что размер взносов устанавливается вне зависимости от индивидуального уровня социальных рисков и других особенностей жизнедеятельности застрахованного лица. Например, взносы обязательного медстрахования не зависят от состояния здоровья плательщика, наличия хронических заболеваний, возраста и др. Солидарность в системе соцстрахования должна ограничиваться установленными рамками, иначе страхование будет приближено к соцобеспечению. Последний принцип базируется на эквивалентности участия поколений в финансировании соцстрахования. Практически это проявляется в рамках «социального контракта» поколений, когда трудоспособное население обеспечивает своими взносами выплаты пенсионерам. Дополнительные принципы: субсидиарность, когда государство покрывает дефицит средств соцстрахования; государственная ответственность, предусматривающая создание законодательной базы, контроль работы фондов.

Источники получения денежных средств

Механизм финансирования сферы обязательного соцстрахования - это совокупность финансовых и страховых отношений, система сбора и размещения средств, методы и модели управления финансами, а также законодательная база, с учетом которой работает система. Эффективность работы Фонда соцстрахования зависит от предусмотренных законом уровней компенсации социальных рисков, величины взносов, нагрузки на фонды и форм контроля, обеспечивающих регулярность перечисления взносов на соцстрахование. Источники финансирования Фонда:

  • Взносы страхователей (работодателей, ИП). Это процент от оплаты труда, который предназначен для защиты от социальных рисков;
  • Взносы сотрудников госпредприятий и самозанятых лиц. Средства удерживаются из зарплаты;
  • Штрафы за нарушение законов соцстрахования;
  • Пени за просрочку взносов;
  • Взносы, выплачиваемые государством за неработающих граждан;
  • Средства, изъятые по решению суда. Эти платежи - результат регрессных исков, когда страховщик требует возврата средств от лиц, которые несут ответственность за причиненный застрахованному лицу вред;
  • Деньги из регионального либо федерального бюджета. Такие перечисления обусловлены дефицитом средств в ФСС или необходимостью покрытия страховщиком нестраховых выплат (по решению госорганов).

Бюджет соцстрахования может быть также дополнен добровольными перечислениями, если они не противоречат действующим нормам. Взносы соцстрахования перечисляются каждый месяц на счета профильных фондов (пенсионного, медицинского, социального). Важнейшим признаком страховых взносов является их целевое предназначение: компенсация заработка при наступлении официально подтвержденного страхового события.

Виды расходов

В современной системе отечественного соцстрахования существует три вида расходов: на пенсии и пособия, на административные расходы, на оплату издержек, связанных с инвестиционной деятельностью фондов. Грамотная классификация рисков способствует оптимизации расходов и удобству при получении страхового покрытия. Пенсионное соцстрахование включает риск смерти кормильца, наступления старости и долговременной утраты трудоспособности, инвалидизации. Краткосрочные пособия (оплата больничных листов, выплаты роженицам) базируются на минимальном страховом стаже. Ограниченность выплат по времени позволяет за короткий срок стабилизировать финансовую систему. Для этого ресурсы распределяются ежемесячно, а для резерва формируется небольшой фонд.

Долгосрочные выплаты (пенсии по возрасту, инвалидности) требуют стабильных тарифов, действующих длительный период. Также важен размер взносов, не превышающий возможностей страхователей. На административные издержки средства идут из дохода соцстрахования, а не из госдотаций. Данным видом расходов можно эффективно управлять, оценивая его уровень и качество предоставляемых услуг. Инвестиционные расходы обусловлены необходимостью создания резервного фонда. Средства для инвестиций - это излишек, который образуется при долгосрочном страховании (взносы некоторое время превышают выплаты).

Анализ доходов и расходов бюджета ФСС за 2014-2017 года

2014 год был последним, когда доходная часть бюджета Фонда соцстрахования превышала расходную. Уже в 2015 г. дефицит составил 55,42 млрд. рублей. Подобная тенденция сохранялась в 2016 г. (дефицит - 37,37 млрд.) и в 2017 г. (дефицит - 41,21 млрд.). Наличие постоянного дефицита бюджета оказывает отрицательное влияние на эффективное функционирование системы соцстрахования, что обуславливает снижение уровня соцзащиты россиян. Причиной уменьшения доходной части бюджета являются кризисные явления этого периода, негативно воздействующие на фонд оплаты труда, из которого платятся страховые взносы.

Увеличение выплат, связанных с материнством, демонстрирует положительные тенденции в демографической сфере: в 2017 г. объем выплат увеличился на 24% по сравнению с 2013 г. Размер бюджета на 2018 г. утвержден законом «О бюджете Фонда соцстрахования РФ на 2018 год…». Доходная часть составляет 708 905 255,7 тыс. рублей, расходная - 736 603 500,1 тыс. рублей. Предусмотрен дефицит в размере 27 698 244,4 тыс. рублей.

Заключение

Финансирование системы соцстрахования основано на страховых взносах, субсидиях государства, штрафных выплатах, взысканиях по решению суда. С 2014 г. бюджет Фонда соцстрахования утверждается с учетом дефицита.

Принципы управления системой обязательного социального стра­хования

Тема 6. Управление системой социального страхования

Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации осущест­вляет управление системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, со­здаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федераль­ными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Средства обязательного социального страхования являются федераль­ной государственной собственностью.

Организационно-правовая форма страховщиков определяется феде­ральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования.

Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обя­зательного социального страхования.

Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на пари­тетное представительство в органах управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов.

Контроль за финансовой деятельностью страховщиков в системе обя­зательного социального страхования осуществляется в соответствии с законо­дательством Российской Федерации.

Профсоюзы в соответствии с законодательством Российской Федера­ции имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использовани­ем средств обязательного социального страхования.

Бюджетный процесс в системе обязательного социаль­ного страхования:

1. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхо­вания на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.

2. Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных ви­дов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в установленном федеральным законом порядке.

Бюджеты фондов обязательного социального страхования не входятв состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источниками поступлений денежных средствв бюджеты обязательногосоциального страхования являются:

страховые взносы;

дотации, другиесредства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пеня;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;


доходы от размещения временно свободных денежных средств обяза­тельного социального страхования;

иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Установление тарифов страховых взносов на обяза­тельное социальное страхование:

1. Тарифы страховых взносов на обязательноесоциальное страхованиеустанавливаются федеральным законом.

2. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное со­циальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

3. Особенности установления тарифов страховых взносов на обязатель­ное социальное страхование, порядок их разработки и рассмотрения опреде­ляются федеральными законами о конкретных видах обязательного социаль­ного страхования.

Расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования и отчеты, об их исполнении:

1. Денежные средства бюджетов обязательного социального страхова­ния расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о кон­кретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах обяза­тельного социального страхования на очередной финансовый год.

2. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхо­вания за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерально­го Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Хранение денежных средств обязательного социального страхования:

1. Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных бан­ков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

2. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательно­го социального страхования не взимается.

Государственные гарантии устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования:

1. В случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных уста­новленных федеральными законами расходов Правительство Российской Фе­дерации при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного со­циального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.

2. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства Российской Федерации, обеспечивающие их доходность в по­рядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.


Зарождение социального обеспечения в каждой стране происходило в соответствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества.

Система обязательного социального страхования в нашей стране была сформирована в советский период. Заложенные в это время подходы к видам и механизмам социального обеспечения застрахованных в ряде случаев сохраняются и в период построения рыночной экономики.

Как известно рынок играет позитивную роль и негативную роль в социально-экономической жизни общества.

Позитивная роль рынка состоит в том, что он:

обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу, предприимчивость;

рационально распределяет трудовые, материальные и денежные ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу продуктов;

оперативно изменяет объем и структуру предложения приспосабливая ее к платежеспособному спросу, обеспечивая корректировку равновесия; способствует НТР;

заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления ориентируясь на цены соответствующие затратам;

оздоравливает экономику, очищая ее от нежизнеспособных неустойчивых хозяйственны единиц, повышает устойчивость всего хозяйства в целом;

повышает эффективность хозяйственной деятельности и является стихийным регулятором воспроизводственного процесса.

Негативная роль рынка проявляется в том, что он:

стимулирует чрезмерность в личном потреблении; не имеет механизмов защиты окружающей среды;

не обеспечивает сохранение невоспроизводимых ресурсов;

не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры, осуществлять крупные сдвиги в экономике, обеспечить равновесие национальной экономики;

не содержит мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований в подготовке научных кадров;

не создает стимулов для производства товаров массового пользования - обороны, охраны общественного порядка, водоснабжения и др.;

не гарантирует право на доход, порождает поляризацию общества;

не обеспечивает социальной защиты нетрудоспособных, безработных, многодетных семей, низкооплачиваемых слоев населения, не удовлетворяет их нужд в жилье, медицинских услугах, образовании, культуре и т.д.;

порождает монополизм, инфляцию, кризис перепроизводства.

Поэтому государство берет на себя выполнение таких функций как регулирование экономики, социальную, оборонную, управленческую и др.

Конституция РФ гарантирует право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государством и общественными делами и т.д.

В настоящее время в РФ, действующие до 2000 г. внебюджетные фонды, утратили свою автономность и были консолидированы в бюджетах соответствующего уровня. Исключение составили три государственных внебюджетных фонда социального назначения - пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти фонды представляют собой основу обязательного социального страхования, являющейся частью государственной системы социальной защиты населения, специфика которой состоит в осуществлении в соответствии с федеральным законом страхования возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Мировой опыт в области социального страхования подтверждает, что по сравнению с другими формами коллективного социального обеспечения (например, социальной помощью или корпоративными системами) данный институт защиты обладает важными преимуществами:

трудящиеся (от которых, как правило, требуется внесение страховых взносов) вовлекаются - материально и морально - в процесс защиты своего здоровья и поддержания трудоспособности;

создаются специализированные (а потому высокоэффективные) страховые учреждения, занимающиеся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием и денежными выплатами, которые осуществляются одной и той же организацией, что обеспечивает максимум удобства для страхуемых;

гарантируются («материализуются») конституционные права граждан, делающих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий;

выплаты гарантируются путем выделения определенных ресурсов и распределения расходов в течение длительного периода в соответствии со страховыми расчетами.

Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения:

устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов обязательного социального страхования;

ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

обеспечение надзора и общественного контроля;

автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются:

страхователи - организации и граждане, обязанные уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);

страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;

застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законодательством.

Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.

Социальное страхование направлено на защиту от социальных страховых рисков, к которым относятся риски, связанные с:

необходимостью получения медицинской помощи;

временной нетрудоспособностью;

трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

материнством;

инвалидностью;

наступлением старости;

потерей кормильца;

признанием безработным;

смертью застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:

оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

пособие по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, по безработице и др.;

пособие на санаторно-курортное лечение;

социальное пособие на погребение;

оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. ФЗ РФ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Внебюджетные фонды составляют и исполняют свои бюджеты, что является составной частью бюджетного процесса в РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. БК РФ. Гл. 17.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ, в порядке, установленным БК РФ.

Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, также определяются в соответствии БК РФ.

В бюджетах внебюджетных фондов отражаются их доходы и расходы.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Сбор и контроль за поступление обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между ними и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды обязательного социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств федерального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобрета-ют государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

Похожие статьи