Обязательные фактические и избыточные резервы. Банковская система: Центральный банк и коммерческие банки. Экономическая теория: практикум

1. Фактические резервы (Rf) коммерческого банка составляют 220 тыс. руб. Депозиты равны 950 тыс. руб. Норма обязательного резерва (r) составляет 20%. Как может измениться предложение денег (M), если банк решит использовать все свои избыточные резервы (Re) для выдачи ссуд?

Известно, что изменение денежной массы равно произведению банковского мультипликатора и избыточных резервов коммерческого банка:

Величина mb обратно пропорциональна норме обязательных резервов, то есть

mb = 1/r = 1/0,2 = 5.

Размер избыточных резервов равен разности фактических и обязательных резервов:

Re = Rf – Rr = Rf - D´r =

220 - 950´0,2 = 30 (тыс. руб.)

Тогда M = 30´5 = 150 (тыс. руб.).

2. Норма обязательных резервов r равна 20%. Коммерческий банк хранит еще 5% от суммы депозитов в качестве избыточных резервов. Величина депозитов составляет 10000. Какую максимальную сумму L банк может использовать для выдачи ссуд.

Величина L равна в данном случае фактическим резервам банка: L = Rf = D – Rr – Re =

D - D´r - D´0,05 =

10000 - 10000´0,2 - 10000´0,05 = =7500.

Еще по теме 13.6 ЗАДАЧИ И РЕШЕНИЯ:

  1. Крушвиц Л, Шефер Д., Шваке М.. Финансирование и инвестиции. Сборник задач и решений / Пер. с нем. под общей редакцией 3. А. Сабова и A. Л. Дмитриева. - СПб: Питер,2001. - 320 е.: ил. - (Серия «Учебники для вузов»)., 2001
  2. АМИР Е.С.. ПРАКТИКУМ ПО ФИНАНСОВОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ Учебно-деловые ситуации, задачи и решения, 1997, 1997

Банковские резервы – сумма, имеющаяся у банка для немедленного удовлетворения требований вкладчиков. Резервы состоят из обязательных резервов и избыточных резервов . Величина обязательных резервов определяется Центральным Банком посредством установления нормы обязательного резервирования.

Норма обязательных банковских резервов представляет собой выраженную в процентах долю от общей суммы депозитов, которую коммерческие банки не имеют права выдавать в кредит, и которую они хранят в Центральном банке в виде беспроцентных вкладов.

В начале ХХ века в связи с нестабильностью банковской системы, частыми банковскими кризисами и банкротствами функцию установления нормы обязательных банковских резервов взяли на себя Центральные банки, что дает им возможность контроля за работой коммерческих банков.

Обязательные резервы – минимальный размер вклада, который коммерческий банк должен держать в Центральном банке. Для того, чтобы определить величину обязательных резервов банка, нужно величину депозитов умножить на норму резервных требований:

где R об. – сумма обязательных резервов, D – величина депозитов, rr – норма резервных требований. Очевидно, что при системе полного резервирования норма резервных требований равна 1, а при системе частичного резервирования 0 < rr < 1.

Избыточные резервы – средства, имеющиеся у банка сверх обязательных резервов.

На сумму избыточных резервов банк может выдавать кредиты.

Если резервы банка падают ниже необходимой величины резервных средств (например, в связи с «набегами вкладчиков»), то банк может предпринять три варианта действий:

1) продать часть своих финансовых активов (например, облигации) и увеличить количество наличных денег, теряя при этом процентный доход по облигациям;

2) обратиться за помощью к центральному банку, который дает банкам взаймы деньги для устранения временных трудностей под ставку процента, называемую учетной ставкой процента;



3) взять взаймы у другого банка на рынке межбанковского кредита; выплачиваемый при этом процент называется ставкой межбанковского процента.

Если банк выдает в кредит все свои избыточные резервы, то это означает, что он использует свои кредитные возможности полностью. Однако банк может этого не сделать, и часть избыточных резервов оставить у себя, не выдавая в кредит. Сумма обязательных резервов и избыточных резервов, т.е. средств, не выданных в кредит, представляет собой фактические резервы банка:

R факт. = R об. + R избыт (6.2)

Потенциальная способность отдельного коммерческого банка создавать деньги ограничена размером той суммы, которую банк может предоставлять в кредит. Коммерческий банк не имеет права использовать обязательные резервы, поэтому создание новых денег ограничивается размером избыточных резервов. Например, если банк получает вклад на 1000 долларов, а резервная норма равна 20%, то при этом банк получает возможность выдать кредит на 800 долларов (избыточные резервы). Выдавая кредиты в безналичной форме путем записи на счет клиента, коммерческий банк тем самым увеличивает денежное предложение.

Центральные банки и их функции. Баланс Центробанка. Денежная база.

Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Германии – Bundesdeutchebank, в Беларуси – Национальный банк Беларуси и т.п.

Центральный банк выполняет следующие функции :

1) Является единственным банком, осуществляющим эмиссию денег;

2) Хранит золотовалютные резервы страны;

3) Является финансовым агентом правительства

4) Является банком банков

5) Выступает межбанковским расчетным центром

6) Проводит кредитно-денежную политику

7) Осуществляет кредитно-денежную политику

8) Контролирует и координирует деятельность коммерческих банков

Операции Центробанка отражаются в его балансе (Таблица 6.2).

Таблица 6.2 - Баланс Центрального банка

На основе баланса построим балансовое уравнение Центробанка.

ЗВР + ЦБ + ЗКБ + ЗП = НДО+ ДКБ + ДП(6.3)

ЗП - ДП = ЧЗП (чистая задолженность правительства)

ЗВР + ЦБ + ЗКБ + ЧЗП + СПАП = НДО+ ДКБ (6.4)

· Левая часть балансового уравнения Центробанка показывает, как образуется денежная база.

· Правая часть показывает, на какие части распадается денежная база в каждый данный момент

Денежная база (H) - деньги высокой степени эффективности - сумма наличных денег в обращении и резервов (депозитов) коммерческих банков в Центробанке.

Кредитные способности КБ определяются величиной избыточных резервов. K(R изб) – максимальное количество денег, которое может выдать КБ в виде кредитов. K=R факт - R обяз. Если предположить, что КБ направят в резервы всю сумму депозита, то K=D – R обяз =D – rr*D=D(1 - rr). Получаем R обяз = rr*D. Один КБ может изменить предложение денег в экономике на величину избыточных резервов, т.е. на величину K. Но, вся банковская система может изменить предложение денег на большую величину.

Процесс мультипликации депозитов. Банковский мультипликатор.

Банк1: D 0 =1000, в том числе R обяз =100 и K 0 =900. При условии, что rr=0.1, получаем.

Банк2: D 1 =900, в том числе R обяз =90 и K 1 =810. Далее аналогично.

Банк3: D 2 =810, в том числе R обяз =81 и K 2 =729. И так далее.

M=D 0 +D 1 + D 2 +…= D 0 + D 0 *(1-rr)+ D 0 *(1-rr) 2 …=D 0 =D 0 . Получили убывающую геометрическую прогрессию со знаменателем (1-rr)<1. Где M – максимальная сумма депозитов, открытых в банковской системе, с учетом первоначальной суммы.

это максимальная сумма, которую может создать банковская система из первоначального депозита, в то время как один банк может изменить предложение денег только на сумму выданного кредита.

В нашем случае при rr= 0.1 Mult =10, он показывает какую сумму депозитов может создать банковская система из каждой единицы вложенной на счет в коммерческие банки.

Денежный мультипликатор. Факторы, определяющие величину денежного мультипликатора.

Банковский мультипликатор учитывает только поведение банковской системы. Денежный мультипликатор учитывает не только поведение банков, но и поведение населения. – предложение денег или денежная масса. – денежная база или деньги повышенной мощности.

, где rr – коэффициент резервирования или отношение ”резервы-депозиты”; cr – коэффициент депонирования или отношение “наличность-депозиты”. Мультипликатор денег показывает сколько денег будет создано в экономике при изменении денежной базы на 1 рубль.

Допустим, что новый вкладчик выписывает на другое депозитное учреждение чек на 100 000 долл. и вкладывает его в банк /. Трансакционные депозиты в банке 1 сразу увеличатся на 100 000 долл. и составят 1,1 млн. долл. В то же время суммарные резервы банка 1 возрастут до 200 000 долл. Общий объем трансакционных депозитов в 1,1 млн. долл. означает, что обязательные резервы теперь составляют 110 000 млн. долл. Избыточные резервы банка / будут равны 200 000 долл. минус 110 000 долл., или 90 000 долл. Это отражено в Т-счете (рис. 14-2).  

Обратим внимание на избыточные резервы (рис. 14-2). Они равнялись нулю перед внесением депозита в 100 000 долл., затем возросли до 90 000 долл. эти активы не приносят дохода. Банк / теперь ссудит 90 000 долл. для получения дохода. Объем кредитования увеличится до 990 000 долл. Заемщики не оставят средства на депозите в банке 1 - ведь их занимают, чтобы потратить. По мере того как эти средства расходуются, фактические резервы со временем уменьшатся до 110 000 долл. (т. е. до объема обязательных резервов), а избыточные резервы снова станут равны нулю (рис. 14-3).  

В этом примере вкладчик обратился в банк 1 и депонировал чек на сумму 100 000 долл., выписанный на другой банк. Эта сумма стала частью резервов банка /. Поскольку этот депозит сразу создает избыточные резервы, то банк 1 смог и далее выдавать ссуды, чтобы получать проценты. Банк не может выдать ссуды в размере, превышающем избыточные резервы, так как по закону он должен хранить определенную сумму в виде обязательных резервов.  

Рассмотрим Т-счет банка 1 (рис. 14-6). Если этот баланс выглядит знакомым, то это потому, что он в точности повторяет рис. 14-2. Покупка облигаций со стороны ФРС увеличила резервы на 100 000 долл. (до 200 000 долл.) и также изначально увеличила трансакционные депозиты на 100 000 долл. Поскольку обязательные резервы по трансакционным депозитам (1 100 000 долл.) составляют только 110 000 долл. (т. е. 1 100 000 долл. X 0,10 = 110 000 долл.), существует 90 000 долл. (т. е. 200 000 долл. - 110 000 долл. = 90 000 долл.) избыточных резервов.  

Банк / не склонен хранить избыточные резервы, не приносящие процентов. Он увеличит объем кредитования на 90 000 долл., как показано на рис. 14-7, в точности повторяющем рис. 14-3, но там не было соответствующего уменьшения объема кредитования любого другого депозитного учреждения.  

Напомним, что в данном примере первоначальный вклад в 100 000 долл. был чеком, который выписал банк на ФРС. Эта сумма немедленно увеличила денежную массу на 100 000 долл. Процесс создания денег (в дополнение к первоначальной сумме) происходит вследствие дробления резервов в банковской системе , плюс склонность депозитных учреждений поддерживать избыточные резервы на нулевом уровне (при условии достаточного спроса на ссуды).  

Банк Новые депозиты Возможные ссуды и инвестиции (избыточные резервы) Обязательные резервы  

Даже при системе частичного резервного покрытия и нулевых избыточных резервах объем депозитов и денежная масса не могут увеличиваться без прироста суммарных резервов . Первоначальный депозит в банк 1 в предыдущем примере был в форме чека, выписанного на федеральный резервный банк соответствующего округа. Поэтому он представлял собой новые резервы для банковской системы . Если бы чек был выписан, к примеру, на банк 3, то общий объем трансакционных депозитов не претерпел бы изменений и денежная масса осталась бы прежней. Еще раз повторим чеки, выписанные на другие банки, представляют собой взаимоисключающие активы и пассивы. Только при создании избыточных резервов в банковской системе денежная масса может увеличиться.  

Выводы будут те же, как и в том случае, если бы в нашем примере депозитные учреждения использовали свои избыточные резервы вместо выдачи ссуд для покупки ценных бумаг, приносящих проценты. Владельцы этих ценных бумаг получат чеки от депозитного учреждения , осуществляющего покупку продавцы ценных бумаг затем депонируют эти чеки в свои депозитные учреждения . Процесс расширения депозитов будет продолжаться точно так же.  

Мы можем выявить математическую зависимость между максимальным увеличением трансакционных депозитов и изменением резервов. Опять же при условии, что в банковской системе существуют только трансакционные депозиты и что банковские избыточные резервы равны нулю. Рассмотрим следующее уравнение, где дельта (Д) означает изменение переменной  

Другими словами, изменение суммарных резервов в банковской системе равняется произведению требуемой нормы резервного покрытия и изменения объема трансакционных депозитов при условии, что до этого момента у банков не было избыточных резервов, что клиенты банка не снимают наличность со счетов и что других видов вкладов в банковской системе не существует.  

По этой формуле рассчитывается максимальная величина, на которую могут измениться объем депозитов и денежная масса вследствие изменения резервов, или максимальные депозитный и денежный мультипликаторы . Эта формула описывает весьма упрощенную ситуацию, в которой существуют только трансакционные депозиты с определенной требуемой нормой резервного покрытия, клиенты банка не снимают наличность со счетов, а банковские избыточные резервы всегда равны нулю. В действительности требуемая норма резервного покрытия для различных трансакционных депозитов далеко не одна и та же. Например, в апреле 1992 г. требуемая норма резервного покрытия для первых 42,2 млн. долл. на текущих счетах для всех банков была 3% 10-процентная ставка применялась ко всем депозитам сверх этой суммы.  

К тому же банки могут хранить избыточные резервы, даже если они не приносят дохода в виде процентов. Более того, когда небанковский сектор захочет снять определенную гумму наличности с банковских счетов , величина денежного мультипликатора изменится. Теперь мы приступим к рассмотрению общего денежного и кредитного мультипликаторов , которые учитывают вышеперечисленные факторы.  

Когда продавец снял деньги со счета, остаток вклада уменьшится до 80 000 долл. Следовательно, общий объем трансакционных депозитов банка / после снятия денег со счета будет равным 1 080 000 долл., как показано в правой части Т-счета (рис. 14-14). Другими словами, чистый прирост депозитов в банке / составит 80 000 долл. и отношение наличных денег продавца к трансакционным депозитам будет равно 20 000 долл./ 80 000 долл. = 0,25. Продавец достигнет ожидаемого соотношения наличных денег в его распоряжении и депозитов. Когда продавец снял деньги с банковского счета , общие резервы банка / снизились на величину этого снятия, т. е. на 20 000 долл., как показано в левой части Т-счета (рис. 14-14). Объем его трансакционных депозитов будет равен теперь 1 080 000 долл., а обязательные резервы - 108 000 долл. (общая сумма трансакционных депозитов, умноженная на требуемую норму резервного покрытия, или 1 080 000 долл. X 0,10), а избыточные резервы - 72 000 долл. (суммарные резервы минус обязательные резервы , или 200 000 долл. - 108 000 долл.).  

Для упрощения предположим, что банки хранят избыточные резервы в постоянной пропорции к сумме новых трансакционных депозитов. В частности, пусть эта пропорция равна 5% от всех дополнительных трансакционных депозитов. Это означает, что если текущие избыточные резервы равны 72 000 долл., то банк 1 будет держать только 4 000 долл. (трансакционные депозиты, умноженные на ожидаемый уровень избыточных резервов, или 80 000 долл. X 0,05). Таким образом, остается 68 000 долл. нежелательных избыточных резервов, которые банк / хотел бы выдать в виде ссуд.  

Ясно, что расширение депозитов в нашем примере значительно меньше при утечке наличности и избыточных резервах банков. И это вполне логично. Расчет нового депозитного мультипликатора Поскольку расширение депозитов в нашем примере будет меньше, то и депозитный мультипликатор будет соответственно ниже. Отметим, что суммарные резервы банковской системы изменятся в размере  

Левая часть уравнения (14-7) - общее изменение предложения денег со стороны государства. Правая часть уравнения показывает, что такое изменение зависит от изменения объема депозитов в банковской системе , которое в свою очередь зависит от требуемой нормы резервного покрытия, уровня избыточных резервов, ожидаемого банками, и отношения наличных денег к объему трансакционных депозитов, ожидаемого небанковским сектором.  

В первом примере, где не было утечки наличности и избыточных резервов, депозитный мультипликатор показывал, насколько увеличится денежная масса вследствие покупки ФРС ценных бумаг на сумму 100 000 долл. Теперь следует напомнить, что денежная масса в соответствии с определением ФРС денежного агрегата Ml (см. главу 3) равна  

Если предположить, что требуемая норма резервного покрытия для всех депозитов была 10%, то максимальный денежный мультипликатор будет равен 10. Снятие наличности со счетов и избыточные резервы являются серьезным тормозом расширения банковских депозитов. Начиная с 1983 г. мультипликатор М1 значительно увеличился мультипликатор М2 снижался с середины 1984 г. Как показано в главе 24, если денеж-  

Объясните своими словами, не используя уравнений или формул, почему увеличение избыточных резервов, которые банки склонны хранить (при неизменности других факторов), уменьшает величину общего кредитного мультипликатора.  

Отдельно взятый банк может кредитовать своих клиентов только исходя из избыточных резервов. Когда у этого банка они есть, он может выдавать ссуды и изменять денежную массу . Если их нет, то делать это банк не может. Только банковская система в целом может изменить объем депозитов и, следовательно, денежную массу . Это станет очевидным по мере того, как Т-счета (T-a ounts) - упрощенные

Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах. Величина обязательных резервов различается в зависимости от видов вкладов: по срочным вкладам она ниже, по вкладам «до востребования» она выше. Обязательные резервы (Rоб) – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Она определяется как произведение суммы депозитов, фактических резервов банка (Rф) нанорму обязательных резервов (R′об):

Rоб = Rф · R′об.

Размер кредитных ресурсов коммерческого банка определяется величиной избыточных резервов (Rиз), которые представляют собой разницу между фактическими резервами и величиной обязательных резервов:

Rиз= Rф– Rоб.

В результате пассивных операций у коммерческого банка возникают обязательства перед вкладчиками: выплачивать проценты по вкладам. В результате активных операций, кредитной деятельности, коммерчcкий банк обеспечивает получение дохода.

Чтобы обеспечить получение дохода коммерческий банк выдаетв качестве кредита сумму избыточных резервов под больший процент,чем его обязательства по вкладам. Разница между полученными и выплаченными процентами составляет доход банка. Из полученного дохода вычитаются издержки банка (зарплата, содержание сейфов, кассовое обслуживание и т. п.) в результате получается банковская прибыль.

Кредитная деятельность коммерческих банков увеличивает денежную массу в стране по принципу мультипликатора. Банковский мультипликатор (мультипликатор предложения денег) – это величина, определяющая максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов при

данной норме обязательных резервов (Km):

Km= 1 / R′об.

Дополнительное количество денег, которое может быть создано

в стране в результате кредитной деятельности коммерческих банков,

определяется следующим образом:

Банковский мультипликатор может действовать как на увеличение денежной массы, так и на уменьшение, его эффект зависит от нормы обязательных резервов. Центральный банк, изменяя норму обязательных резервов, может менять величину предложения денег в стране.

41. Денежно-кредитное регулирование. Монетаризм. Правило Фридмена

Денежную политику государства можно условно разделить на два

направления: монетарная и кредитная политика.

Для обеспечения надежного функционирования денежного рынка государство должно обеспечить относительную стабильность стоимости денег, т. е. устойчивость национальной валюты. Это предполагает контроль над регулированием денежного предложения. Предложение денег определяется размером денежной эмиссии, т. е. Выпуском бумажных денег, который осуществляет Центральный банк страны. Значит, объем выпускаемых денег во многом зависит от политических решений. На предложение денег оказывают влияние и другие факторы, среди которых деятельность коммерческих банков, движение иностранной валюты и др.

Кредитная политика государства возникла и развивается в связи

с появлением и развитием отношений займа денег. Кредитная политика – это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления.

Основной субъект кредитной политики – Центральный банк, который, не являясь правительственным институтом, как правило, выполняет целевые установки правительства.

В России законодательно закреплено положение о том, что Центральный банк РФ является органом денежно-кредитного регулирования. Объектами регулирования выступает объем и структура денежной массы. Законом определяются и инструменты, которые использует Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику.

Инструменты кредитно-денежной политики:

1. Учетная (дисконтная) политика и ломбардная политика.

Здесь Центральный банк выступает в качестве основного кредитора всех других банков. Кредиты он выдает при условии переучета векселей (дисконтная политика) обращающихся к нему банков или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Ставку, определяемую центральным банком по таким кредитам, в экономической науке и практике именуют официальной учетной ставкой.

Центральный банк вправе в любое время изменить эту ставку, повысить или понизить ее. Манипулирование учетной ставкой и есть

тот рычаг, с помощью которого банк регулирует спрос и предложение

на рынке капиталов. Теоретически механизм такого регулирования

прост: коммерческие банки, взяв в центральном банке кредиты, сужа-

ют эти средства, но уже под более высокий процент, другим субъектам

экономики. Рост процентной ставки, то есть «удорожание» кредита,

ограничивает спрос на заемные ресурсы, гасит стремление фирм к новым инвестициям. Снижение же ставки делает кредит «дешевле», доступнее, что стимулирует частный сектор к новым инвестициям.

Учетная политика является для экономических субъектов индикатором действий правительства. Если, например, учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить, что правительство намеренно свертывает деловую активность. И наоборот, снижение учетной ставки свидетельствует о стремлении правительства стимулировать развитие экономических процессов.

2. Операции на открытом рынке.

Центральный банк, покупая и продавая ценные бумаги на открытом рынке, может эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений в стране. Многие экономисты считают этот инструмент наиболее важным. Он предполагает покупку и продажу государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Принято считать, что продажа государственных облигаций уменьшает денежную

массу, а покупка (погашение) увеличивает ее. Ограничением для применения этого инструмента является необходимость существования устойчивого доверия населения и банков к правительству в целом и государственным облигациям в частности. При отсутствии такого доверия эффективность использования данного инструмента ограничена. Другим недостатком данного инструмента является ограниченность временных рамок его действия. Время действия здесь определено сроком, на который были выпущены ценные бумаги. Связь здесь прямая:

чем длительнее срок действия ценных бумаг, тем продолжительнее

период использования данного инструмента кредитной политики. Фактором, снижающим эффект от использования операций на открытом рынке, является ограниченность ресурсов ценных бумаг центрального банка. На практике этот недостаток устраняется двумя способами: либо государство предоставляет центральному банку дополнительные ресурсы ценных бумаг, либо дает ему право выпускать их самостоятельно. Практика проведения операций подобного рода в кредитной политике России пока находится в зародышевом состоянии, но ее роль постепенно растет.

3. Политика минимальных резервов.

Практика банковской деятельности, сложившаяся в конце ХIХ – начале ХХ в., показала, что операции в сфере кредитных отношений требуют определенного страхования. Даже при незначительной негативной информации вкладчики одновременно и в массовом порядке предъявляли банкам требования о возврате своих вкладов. Крах одного банка неизбежно сказывался и на других банках. Таким образом, у правительства разных стран появился повод к изданию законов о защите интересов вкладчиков. Так родилась и практически реализовалась идея о создании системы минимальных резервов, впоследствии названных обязательными резервами.

Обязательные резервы – это определенные денежные суммы, которые коммерческими банками предписывалось держать на счетах центрального банка. Суммы эти необходимы для гарантированного выполнения коммерческими банками своих обязательств перед вкладчиками. Впервые такой порядок был введен в США в 1933 г.

Сумма, представляющая собой обязательные минимальные резервы коммерческих банков, хранится в центральном банке в форме беспроцентных вкладов. Эти средства должны гарантировать работу банков в течение определенного периода. Если коммерческий банк не выполняет данного требования, ему приходится выплачивать штрафные проценты.

Например, если норма обязательных резервов составляет 20 %,

то коммерческий банк, имеющий обязательства на сумму 1 млн долл.,

должен держать в центральном банке резерв на сумму 200 тыс. долл.

Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до

2 млн долл., то коммерческий банк должен увеличить свой резерв до

400 тыс. долл.

Таким образом, центральный банк, повышая норму обязательных

резервов, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая – стимулирует. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению денежной массы и, наоборот, уменьшение нормы обязательных резервов приводит к увеличению количества денег. Несмотря на то, что данный инструмент денежной политики является мощным и эффективным, он используется достаточно редко; причинами этого являются законодательные ограничения на его использование и жесткость данной меры.

В России система минимальных резервов была введена в 1990 г.

Норма обязательных резервов колеблется в пределах 12–20 %.

Имеющиеся рычаги кредитно-денежной политики позволяют Центральному банку в зависимости от сложившейся ситуации осуществлять или политику «дорогих» денег, направленную на ограничение предложения денег, сокращение расходов и снижение инфляции или политику «дешевых» денег, направленную на стимулирование роста предложения денег, совокупных расходов и занятости.

Кредитно-денежная политика имеет ряд преимуществ перед другими видами экономической политики, она более гибкая и мобильная, менее зависима от политических решений и является фактором стабилизации национальной экономики.

Похожие статьи