Государственная пошлина. Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с частных лиц при их обращении в государственные органы. Государственная пошлина: плательщики, обьект налогообложения, порядок исчисления и уплаты Виды госпошлины, принцип

Государственная пошлина является основной формой сборов, установленных законодательством о налогах и сборах РФ.

Понятие сбора дано в ст. 8 НК РФ. Согласно данной статье под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Как видно из определения, сбор существенно отличается от налога. При взимании сборов отсутствует существенный признак налога - безвозмездность. Сбор представляет собой плату за определенные государственные услуги плательщику. Так, заплатив пошлину за выдачу паспорта, гражданин получает собственный паспорт, а при уплате пошлины за государственную регистрацию юридического лица зарегистрирована будет именно фирма-плательщик. Поэтому в методике исчисления и уплаты сборов отсутствуют такие обязательные при налогообложении элементы, как объект налога, налоговая база, налоговый период. По большинству пошлин не установлены определенные сроки их уплаты.

Поскольку уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий, а значит, платеж носит предварительный характер, то за уплатой сборов не нужен налоговый контроль. Если плательщик не заплатит, то он не получит соответствующую услугу. Поэтому плательщик сборов не подает налоговые декларации по уплаченным сборам.

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. Порядок исчисления и взимания государственной пошлины установлен гл. 25.3 НК РФ.

Плательщиками государственной пошлины (ст. 333.16 НК РФ) признаются организации и физические лица при обращении за юридически значимыми действиями, а также в том случае, когда они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями при условии, что решение суда принято не в их пользу и истец, соответственно, освобожден от уплаты государственной пошлины.

Плательщики должны заплатить государственную пошлину в следующих случаях при обращении:

  • 1) в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • 2) за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;
  • 3) за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов);
  • 4) за проставлением апостиля - до проставления апостиля;
  • 5) за совершением иных юридически значимых действий.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком

в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

При взимании государственной пошлины предусмотрены значительные льготы, как для организаций, так и для физических лиц. Порядок их предоставления установлен в ст. 333.35-333.39 НК РФ.

Уплаченная государственная пошлина может быть возвращена плательщику частично или полностью в случаях:

  • 1) уплаты государственной пошлины в большем размере;
  • 2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами или должностными лицами;
  • 3) прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции;

  • 4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до момента обращения в соответствующий уполномоченный орган или к должностному лицу;
  • 5) отказа в выдаче паспорта гражданина РФ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации и на ее территории, проездного документа беженца.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган или должностному лицу, в который он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

При уплате государственной пошлины по ходатайству заинтересованного лица может быть предоставлена отсрочка или рассрочка. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который она предоставлена.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Контрольные вопросы

  • 1. В чем заключается отличие сбора от налога?
  • 2. В каких случаях организации и физические лица признаются плательщиками государственной пошлины?
  • 3. При совершении каких юридически значимых действий взимается государственная пошлина?
  • 4. Все ли обязательные элементы налогообложения устанавливаются в государственной пошлине?
  • 5. Должны ли плательщики государственной пошлины - физические лица подавать налоговую декларацию?
  • 6. Можно ли получить льготы по государственной пошлине?
  • 7. В каких случаях плательщик может претендовать на возврат государственной пошлины?
  • 8. Предусмотрена ли при уплате государственной пошлины возможность ее зачета?
  • 9. Предусмотрена ли при уплате государственной пошлины возможность ее отсрочки?
  • 10. Начисляются ли проценты при рассрочке государственной пошлины?

Тема 3. Налоги, относимые на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг)

3.7. Пошлины и сборы, относимые на затраты по производству и реализации продукции

3.7.1. Государственная пошлина

Государственная пошлина представляет собой денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями за совершение действий в интересах предприятий, организаций и граждан и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Разновидностью государственной пошлины является гербовый налог (сбор). Гербовый налог - это налог на документы, оформляющие различного рода деловые сделки, регистрацию компании или увеличение ее акционерного капитала и др. Уплата гербового налога подтверждается либо наклейкой гербовой марки на установленную сумму, либо наложением гербовой печати на отметку об уплате налога на документе.

В зависимости от характера документа могут применяться фиксированные (твердые) ставки налога или пропорциональные (в процентах от суммы сделки или операции, оформляемой документом).

Гербовый сбор в 1917-1919 г. г. взимался по несколько измененному дореволюционному законодательству. В 1920 г. в связи с натурализацией хозяйства был отменен. Вновь был введен в 1922 г. В соответствии с уставом о сборе им облагались письменные обращения частных лиц и предприятий в правительственные учреждения и письменные ответы последних, документы и бумаги, оформляемые по гражданско-правовым сделкам. Размер сбора определялся по специальному табелю в твердых или пропорциональных ставках. Сбор уплачивался гербовыми знаками (специальными бланками для составления коммерческих или финансовых документов) или наличными деньгами. В связи с налоговой реформой 1930 г. сбор был отменен и заменен единой государственной пошлиной . Плательщики пошлины делились на три категории. В зависимости от категории плательщиков устанавливались размеры и порядок уплаты пошлины. Наиболее высокие ставки вводились для нетрудового населения. Пошлина уплачивалась наличными деньгами, марками установленного образца или смешанным способом. В 1942 г. единая государственная пошлина была заменена государственной пошлиной. Практика взимания пошлины неоднократно корректировалась. Рассмотрим основные положения взимания государственной пошлины в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Налогоплательщиками государственной пошлины являются предприятия (организации) и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий либо выдачей документов:

В суды общей юрисдикции;

В арбитражные суды;

В Конституционный суд РФ;

К нотариусам государственных нотариальных контор или уполномоченным на то должностным лицам органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или консульских учреждений РФ;

В органы записи актов гражданского состояния.

Виды действий и документов, за совершение или выдачу которых взимается государственная пошлина.

Государственная пошлина уплачивается:

1) за обращение с исковыми или иными заявлениями либо жалобами в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или Конституционный Суд РФ;

2) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;

3) за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

4) за выдачу документов судами, учреждениями и органами;

5) за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ;

6) за патентование изобретения, полезной модели, промышленного образца, за регистрацию товарного знака, знака обслуживания, наименование места происхождения товара, предоставление права пользования наименованием места происхождения товара;

7) за государственную регистрацию предприятий, предпринимателей, общественных объединений, средств массовой информации, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Государственная пошлина уплачивается в рублях в наличном или безналичном порядке через банк. Факт уплаты государственной пошлины налогоплательщиком подтверждается квитанцией, установленной формы, выдаваемой банком, а в безналичном порядке может быть подтвержден копией платежного поручения с отметкой об исполнении.

Адрес зачисления . Государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами или Конституционным Судом РФ, а также за государственную регистрацию предприятий, предпринимателей, общественных объединений, средств массовой информации, за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, за регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименования мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованием товаров уплачивается в федеральный бюджет . В остальных случаях государственная пошлина уплачивается в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Ставки государственной пошлины устанавливаются в процентах к сумме, указанной в документе (пропорциональная или прогрессивная государственная пошлина), а также в процентах от базовой ставки или кратными базовой ставке.

Размер государственной пошлины может ставиться в зависимость от того, кто ее уплачивает: юридические или физические лица, наследники определенной категории и т.п.

Порядок уплаты государственной пошлины характеризуется способом и временем уплаты, а также процедурой возврата пошлины. Государственная пошлина уплачивается путем внесения соответствующей суммы в банковское учреждение, которое выдает квитанцию об уплате установленного образца.

Предыдущая

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом для целей уплаты государственной пошлины выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты государственной пошлины, с 1 января 2005 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.3 «Государственная пошлина»).
Плательщиками государственной пошлины признаются:
– организации;
– физические лица.

Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:
– обращаются за совершением юридически значимых действий;
– выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины. По общему правилу плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:
– при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

– ответчики, если решение суда принято не в их пользу, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
– при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

– при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);

– при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;
– при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
Размеры государственной пошлины и особенности ее уплаты определены в ст. 333.19-333.34 НК.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций установлены в ст. 333.35-333.39 НК.

Например, от уплаты государственной пошлины освобождаются:
– федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации;
– суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей;
– физические лица – Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

– уплаты государственной пошлины в большем размере, чем предусмотрено в НК;
– возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;
– прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;
– отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

– отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина.

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы , и .

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20
Вид пошлины Объект обложения
Судебная

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Нотариальная Нотариальные действия (26 видов, ст. 33324)
Регистрационная

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Административная

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период , определяемый ст. 55 , применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть : условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.

Похожие статьи