Когда закончится кризис в беларуси прогноз. Будущее беларуси мнение ясновидящих. ВВП: рост будет, но недостаточный

Цели Минска прежние: маневры между Москвой и Брюсселем, найти деньги и воздержаться от реформ. 2017-й год, по мнению экспертов, станет для Минска годом лавирования между Западом и Москвой, а также будет определяться уже традиционными поисками денег на стороне вместо перехода к реформированию всей экономики.

2016 год завершался очередным обострением экономических споров между Минском и Москвой: Беларусь считает цену на российский газ завышенной, а Россия подсчитывает и напоминает соседке о растущем долге. Накануне нового года отказался ехать в Санкт-Петербург для подписания Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, правда, затем одобрил его, но только в качестве основы для проведения переговоров.

Политолог Андрей Егоров, глава Центра политической трансформации, полагает, что Минск в 2017 году продолжит реализовывать осторожный уход из-под опеки Москвы.

Андрей Егоров : Противоречия между тем, чтобы решать проблему институционального строительства реально независимого государства и уходить от сателлитной зависимости от - она будет как-то решаться. Но при том, чтобы уходить так, чтобы не навлечь на себя особо резкие телодвижения со стороны «большого брата». С Европой, я думаю, все будет опять же идти по накатанной. То есть мы будем двигаться к постепенному улучшению, если не случится каких-то эксцессов, на которые опять же чревата наша власть: то есть она может кого-то брутально разогнать, побить, посадить, случайно убить, неслучайно убить и так далее. И это может вызвать обострение отношений, но если такого рода эксцессов не случается, то они (официальный Минск и Брюссель - RFI) заполняют простор намеченных отношений.

В 2015-м и 2016 годах Минску удалось отбиться от навязчивой идеи Москвы разместить в Беларуси военную авиабазу, но, как отмечает в комментарии для RFI военный обозреватель Андрей Поротников, вероятность возвращения проблемы в этом году достаточно высока. При этом, как подчеркивает эксперт, с практической точки зрения такая авиабаза Кремлю уже и не нужна: концентрация войск на западной границе России позволяет уже и не брать Беларусь во внимание в противостоянии с НАТО. Но авиабаза в Беларуси - серьезный аргумент внутри самого российского общества накануне президентских выборов в России 2018 года.

Андрей Поротников : Что касается единой системы ПВО, то после принятия на вооружение комплексов С-400 Россия в состоянии со своей территории отслеживать ситуацию в воздушном пространстве практически всей Беларуси, радиус применения радиолокационных станций новых - 600 километров. Согласно характеристикам, заявляемым предприятием-производителем комплексов С-400, они в состоянии контролировать своими системами ПВО со своей территории больше половины воздушного пространства Беларуси. Это чисто имиджевый, политический вопрос. И идеологический: показать, что это (Беларусь) - зона влияния России, и остальным здесь делать нечего. Никакого практического соображения с точки зрения безопасности России эта база не несет. Но она создает проблемы для безопасности Беларуси.

Что касается отношений с Европой, заметно потеплевших в 2016-м, то тут, по мнению Андрея Поротникова, ничего «революционного и прорывного» не произойдет.

Андрей Поротников : Белорусские власти не понимают Запад, они не воспринимают западные ценности… И давайте будем откровенны, они не собираются идти ни на какой Запад и ни в какую Европу. Все это риторика с целью, во-первых, расширить поле для политического маневра, во-вторых, получить дополнительные финансовые ресурсы в виде прямой поддержки, кредитной поддержки либо в виде инвестиций. Ну и плюс, конечно, выйти на европейские рынки. Не более того. Все стороны это понимают, в Европе тоже очень четко это видят. Второй момент: Евросоюзу сейчас не до Беларуси. Масса внутренних проблем, грядущие президентские выборы во Франции, правительственный кризис в Италии, непонятная ситуация с выборами в Германии, как будет проходить Brexit, позиция Трампа - Европа будет занята внутренними вопросами и вопросами сохранения трансатлантического единства. Это повестка дня на ближайшие два года - и тут будет не до Беларуси.

Старший аналитик Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов, в свою очередь, полагает, что развитие отношений Беларуси и ЕС принесет в 2017-м вполне осязаемые результаты.

Денис Мельянцов: В 2017 году вполне вероятно будет наконец-то подписано Соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии с ЕС. Велика вероятность отмены или, по крайней мере, пересмотра Евросоюзом квот на белорусский текстиль. Для Беларуси откроются новые возможности для финансирования из фондов ЕС.

Александр Лукашенко три раза в декабре 2016 года упомянул о своем указании любой ценой поднять среднюю зарплату в Беларуси с нынешних 350-и до 500 долларов в месяц. Старший финансовый аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб подчеркивает, что такой рост возможен только при включении печатного станка, так как экономика страны показывает падение два года подряд. «Рост возможен, но только на короткое время. Экономика отреагирует инфляцияей - и после краткосрочного подъема зарплаты опустятся ниже нынешних, до 300 долларов в месяц», - считает Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб : Более того, если проанализировать самые серьезные обвалы национальной валюты за последние несколько лет - и 2011 год, и конце 2014 года - каждому из этих обвалов как раз предшествовал административный рост средних зарплат. Мне кажется, что уже ни для кого не секрет, что печатать деньги на рост зарплат нельзя по одной простой причине: это не работает. Краткосрочный рост зарплат заканчивается обвалом. Более того, сейчас Беларусь очень сильно надеется на получение последующих траншей кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС, надеется заключить кредитную программу с МВФ - ни одна, ни другая организация, очевидно, не поддержит подобный искусственный рост зарплат за счет печатного станка. Вероятнее всего, таким образом (заявлениями о росте зарплат) неумело пытаются успокоить население. Но бесперспективность такого роста зарплат за счет станка уже очевидна не только всем в правительстве, Нацбанке, любому здравомыслящему экономисту, но это очевидно уже и широким слоям населения. Подобные заявления уже вызывают не столько положительный эффект, а ровно обратную реакцию со стороны населения: рост инфляционных и девальвационных ожиданий.

Финансовый аналитик отмечает, что не стоит преувеличивать влияние российского кризиса на белорусский. Белорусская модель на данный момент полностью исчерпала себя и будет падать даже при росте у соседей, считает Вадим Иосуб.

Вадим Иосуб : Основные причины белорусского кризиса - это не проблемы в российской экономике и не низкая стоимость нефти. Это - предельно неэффективная структура белорусской экономики. И даже начало роста в России, устойчивые цены на нефть при такой структуре белорусской экономике помогут белорусам мало. В лучшем случае это может помочь перейти от падения экономики к стагнации, но роста ждать не стоит. Разговоры о переориентации на другие рынки, о притоке каких-то иностранных инвестиций - это, грубо говоря, разговоры в пользу бедных. Нет в белорусской экономике продукции, которая при существующих издержках производства, может в больших объемах кого-то в мире заинтересовать. Очередей иностранных инвесторов, желающих вложить, а может быть, похоронить свои деньги в белорусской экономике, тоже не наблюдается.

По мнению финансиста, при начале реформ в 2017 году через три-пять лет можно было бы рассчитывать на пусть и небольшой, но устойчивый рост. «Но политической воли к реформам пока не видно», - сказал Вадим Иосуб.

А что же видно? В новогоднем поздравлении Александр Лукашенко заявил, что 2017-й «должен стать переломным и дать мощный импульс для развития страны». Ставку глава государства намерен сделать «на создание новых производств и рабочих мест, активизацию бизнеса». «Уровень жизни народа должен быть гораздо выше, чем сегодня, - заявилАлександр Лукашенко. - Достичь этого непросто. Однако, чего бы нам ни стоило, мы уже в наступающем году существенно повысим доходы граждан».

К концу 2016 года политические отношения Минска и Москвы достигли рекордного похолодания. Причем ни в Москве, ни в Минске не видят перспектив и путей их улучшения. Обе стороны остались при своих обидах и не идут на компромиссы. В декабре Россия так и не согласилась ни на один белорусский вариант разрешения «нефтегазового кризиса», перенеся переговоры о поставках углеводородов на 2017 год. Минское руководство, в свою очередь, арестовало трех российских журналистов на своей территории, а президент страны Александр демонстративно проигнорировал саммиты ОДКБ и , где Москва играет лидирующую роль.

Кремль требует от своего союзника «больше лояльности за те же деньги». Белорусский лидер между тем демонстрирует Кремлю: появились «красные линии», которые ему не стоит переходить, иначе кризис станет полноценным и острым.

Для Лукашенко, видимо, опасения испортить отношения с Россией уже неактуальны. Они уже испорчены, и потому белорусский лидер ощущает большую свободу маневра. Маневрирует он в сторону Запада, с которым на протяжении всего 2016 года Лукашенко успешно восстанавливал когда-то разрушенные отношения. При этом часть западных политиков все внимательнее относятся к Белоруссии как к мосту в Россию и рассчитывают через работу с Минском воздействовать на Москву.

Зима близко

«Идеологических расхождений между странами нет, но Россия ждет, что Белоруссия начнет выполнять ранее взятые обязательства по продаже интересных ей промышленных объектов. Это, как правило, доходные активы, — рассуждает эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog Виктор Евмененко. — Белорусская власть на приватизацию прибыльных активов однозначно не пойдет, так как расценивает приватизацию как утрату власти, что поставит ее в более уязвимую позицию».

Белоруссия требует снизить цены и увеличить поступление энергоресурсов, что необходимо для поддержания ее экономической модели. Поэтому в 2017 году стоит ждать, что позиция Минска на переговорах с Россией будет только ужесточаться.

Впрочем, по мнению собеседника «Газеты.Ru», несмотря на остроту конфликтов в экономической сфере, белорусская сторона продолжит заверять российскую сторону в любви и верности, а также проявлять жесты доброй воли — подобно выносу российского флага на Паралимпиаде или объявлению совместного траура по трагедиям в России.

Этот сценарий можно назвать наиболее вероятным. и Александр Лукашенко продолжат здороваться, серьезных политических подвижек не произойдет, а в экономике все межгосударственные трения будут сводиться к «конфликтам хозяйствующих субъектов».

В экономическом плане продолжится использование нефтегазовых аргументов, а спорные вопросы останутся в подвешенном состоянии. Уже известно, что за этот год Белоруссия получит сокращенные объемы нефти, 18 млн тонн вместо обещанных 24 млн тонн. В следующем году, вероятно, будет то же самое.

Не станет лучше ситуация с доступом белорусской продукции на российский рынок. Создание единой службы сельхознадзора Союзного государства уже отложено на неопределенный срок, так что претензии российских проверяющих органов к белорусским продуктам наверняка сохранятся. Официальный Минск в ответ может пойти на угрозы: заявить об отказе от создания новой военной базы России на территории Белоруссии, а также от переориентации белорусского транзита на порты северо-запада России.

Дотаций и новых кредитов от Москвы Минск не получит, а потому будет продолжать обустраивать сотрудничество с ЕС. Тут следует ожидать подписания с Брюсселем договоров о сотрудничестве между Белоруссией и ЕС. Сохранится только риторика белорусского руководства о «братских народах России и Беларуси».

«Гибридные» слухи

Смена власти в Минске — один из самых обсуждаемых экспертным сообществом Белоруссии сценариев. Вот декабрьские заголовки крупных белорусских СМИ: «Есть ли у Москвы силовой сценарий для Беларуси?», «В России принято решение об отстранении Лукашенко от власти», «Дни Лукашенко сочтены».

Опасения, что Белоруссия может стать следующим полем «гибридной войны», в белорусском обществе появились с 2014 года. Достаточно вспомнить, как быстро была изменена военная доктрина Белоруссии, куда включили понятие «гибридная война».

Своего апогея обсуждение «гибридного» сценария в Белоруссии достигло к концу 2016 года. На этот раз все началось с данных о том, что в 2017 году планирует отправить в Белоруссию и вывезти обратно 4162 вагона с войсками и военными грузами. Эту цифру белорусские журналисты нашли в документации конкурсных торгов по воинским грузовым перевозкам в прямом международном железнодорожном сообщении для нужд Минобороны РФ. Новость шокировала белорусскую общественность, так как в 2015 и 2016 годах такого рода перевозки составили всего 125 и 50 вагонов соответственно.

С этого и началась активная полемика относительно того, осуществит ли Россия в отношении Белоруссии силовой сценарий, если Минск продолжит заигрывать с Западом. Позднее ее подогрели как аресты пророссийски настроенных публицистов, так и отставки руководства и перестановки в генштабе Белоруссии.

Как заявил 28 декабря координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» , недавно спецслужбы показали Лукашенко документы, которые подтверждают существование в Кремле плана по отстранению главы Белоруссии от власти. Вот и началась зачистка в высших эшелонах. По этим данным, на саммит ЕАЭС Лукашенко не поехал по той же причине — чтобы не жать руку Путину.

Как интеллигентные люди

Очень многое в 2017 году будет зависеть от того, как станут развиваться события внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС), амбициозного интеграционного проекта Кремля на постсоветском пространстве. Иными словами — самая значимая за 25 лет попытка восстановить единое экономическое пространство на территории бывшего СССР.

За два года существования этого союза никаких проблем у России (как лидера этого объединения) не возникало только с Арменией и Киргизией. С Казахстаном трения возникают, но пока не критичные. С Белоруссией, однако, проблемы возникают постоянно, причем чаще всего — в формате скандала.

Последний такой скандал мы видели совсем недавно — 26 декабря, когда Лукашенко демонстративно не явился на саммит ЕАЭС в Санкт-Петербург и, соответственно, не стал подписывать Таможенный кодекс — ключевой для экономического союза документ.

Между тем региональные интеграционные площадки дают Александру Лукашенко шанс восстановить отношения с Москвой. Для этого достаточно будет прекратить саботировать инициативы ЕАЭС и заняться реализацией декларируемых целей союза: построением единого экономического пространства, зоны свободной торговли, свободного перемещения людей, гармонизации национальных законодательств.

«Я думаю, что проблемы, которые были в этом году, сохранятся и в году следующем. Я не жду легкого года. Но все будет иначе, если наши чиновники будут жестче отстаивать национальные интересы Белоруссии. В ситуации с сельхозпродукцией, по газу, да много о чем есть нужда разговаривать с Россией», — заявил «Газете.Ru» зампредседателя оппозиционной Олег Гайдукевич.

По его мнению, Минску нужно «жестко говорить» о своих интересах и «в конечном итоге находить точки соприкосновения». «Надо объяснять, что если мы строим Союзное государство, декларируем, что мы братские народы, то надо и вести себя соответствующим образом, а не мелочиться из-за разных вещей», — добавил он.

В свою очередь депутат парламента Белоруссии Алена Анисим считает, что главное для отношений между Минском и Москвой в 2017 году — это культура диалога. «Я исхожу из желаемого развития событий. Думаю, что пришло время, чтобы отношения Беларуси и России развивались цивилизованно и взаимоуважительно, без нагнетания отрицательных эмоций», — заявила собеседница «Газеты.Ru».

«Я считаю, что задавать тон в отношениях между нашими странами должны люди интеллигентные и культурные. Тогда и все вопросы будут решаться на взаимовыгодной основе», — считает Анисим.

В конце года эксперты традиционно представляют свои прогнозы на будущий год. Экономике Беларуси, которая постепенно оживает после двухлетней рецессии, прочат относительно благополучное будущее, предупреждая, что она остается слишком уязвимой и не способной генерировать устойчивый рост.

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик, представляя прогноз , отметил, что пока восстановление набирает обороты: рост реального ВВП ускоряется пятый квартал подряд.

График: www.research.by

В третьем квартале рост реального ВВП ускорился до 2,8% год к году, а в октябре-ноябре достиг и вовсе 4,6% (год к году). Эксперт обращает внимание на то, что в основе роста лежат циклические факторы, а темпы роста долгосрочного тренда все еще отрицательные, хотя и уменьшаются (дно - март 2016 г., темпы прироста долгосрочного тренда -1,44% год к году; ноябрь 2017 г. - темпы прироста долгосрочного тренда - 0,99% год к году).

Александр Чубрик предположил, что рост реального ВВП начнет замедляться уже в первом квартале 2018 г. Прогноз Исследовательского центра на 2018 год для Беларуси выше июньского на 0,5 процентного пункта. Как ранее сообщалось, базовый сценарий прогноза Исследовательского центра ИПМ на 2018 год . При этом источником прироста была как благоприятная внешняя конъюнктура, так и рост потребления из-за увеличения доходов граждан.

В 2018 году директор Исследовательского центра ИПМ прогнозирует замедление роста потребления вследствие замедления увеличения реальной зарплаты. При этом, считает Чубрик, номинальная зарплата, вероятно, достигнет 1000 рублей в месяц к концу 2018 года.

Ранее эксперты ИПМ прогнозировали увеличение реальной зарплаты на 4% и 7,8% год к году в 2017 и 2018 годах соответственно. Однако, предполагали они, восстановление потребления домохозяйств будет более медленным из-за падения занятости. Причем снижается занятость при всех сценариях развития экономики примерно одинаково — более 2% в 2018 году. «Зарплата растет вслед за производительностью труда, но занятость сокращается, как вследствие старения, так и под влиянием падения экономической активности», — поясняют специалисты.

Международный валютный фонд , эксперты которого в конце года работали в Беларуси в рамках традиционных ежегодных консультаций по статье IV. МВФ прогнозирует прирост экономики Беларуси на 1,7% в нынешнем году и 1,8% - в 2018-м, темпы прироста совокупного внутреннего спроса будут соответственно 0,3% и 2,3%.

Ожидается, что неблагоприятная демографическая динамика, слабые условия кредитования, связанные с проблемными балансами предприятий и банков, а также отставание в области конкурентоспособности в рамках строящейся вокруг государственного сектора экономической модели ограничат среднесрочные темпы экономического роста приблизительно 2 процентами, предупреждают эксперты Фонда.

Президент недавно , что оснований для самоуспокоенности в связи с ростом экономики нет. Лукашенко заявил, что 2018 год будет особым, так как предстоит преодолеть отставание, допущенное в 2016 году, для выхода на траекторию пятилетней программы социально-экономического развития.

«Экономика за 2015−2016 годы потеряла 6%. В этом году отыграли только 2%, что явно недостаточно», — отметил президент.

По словам Лукашенко, возникает закономерный вопрос: почему при росте ВВП нет запланированного увеличения доходов населения? «Я не настаиваю на том, чтобы это был заоблачный рост — приемлемый рост, и он определен. Даже за два года мы не восстановили уровень, который был в конце прошлой пятилетки. Да и с выполнением моего поручения по достижению средней заработной платы в тысячу рублей много вопросов и проблем» — признал глава государства.

При этом в качестве безусловно достижения все эксперты признают то, что в 2017 году в Беларуси будет самый низкий уровень инфляции за всю историю независимости - около 6%.

Коммуналка: 100-процентная оплата всего, кроме отопления и горячей воды

С 1 января услуги ЖКХ вновь подорожают. Причем за все коммунальные услуги, кроме отопления и горячего водоснабжения, мы будем платить по полной стоимости. То есть субсидируемые тарифы останутся лишь в двух строчках. И государство нас будет меньше упрекать за то, что мы платим только за часть услуг. Что это будут за тарифы? На момент сдачи номера в печать (25 декабря) они пока не были известны. Напомним, что предельные тарифы на коммуналку утверждаются Совмином. К слову, по 550-му указу президента раз в год, 1 января, тарифы на услуги ЖКХ повышаются на $5. Но не все одинаково! На 5 долларов должна вырасти жировка типичной семьи из трех человека, которые живут в двушке площадью 48 квадратных метров.

Пенсии будут повышать только один раз в год

По закону пенсии в Беларуси должны повышать не менее одного раза в год. Но в середине этого года депутаты заговорили о том, что в бюджет на следующий год уже заложены два повышения пенсий. Правда, в окончательной версии бюджета на 2018 год слова депутатов не подтвердились. Итак, в следующем году пенсии повысят один раз, но сразу на 12%. Правда, как пояснили те же депутаты, если экономика страны будет развиваться быстрее и лучше, то возможны еще повышения. Но минимум - повысить их один раз - точно будет соблюден.

В 2018-й шагнем с новой базовой величиной

Депутаты обещали, что с 1 января в Беларуси поменяется базовая величина - с 23 до 25 рублей. По крайней мере, об этом не раз говорила депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Ольга Политико. Однако 26 декабря стало известно, что базовая повысится до 24 рублей 50 копеек.

Собственно, базовая величина повышается традиционно раз в год и именно 1 января. Она влияет на президентские премии и стипендии, на единовременные пособия в связи с рождением ребенка, стипендии студентам, матпомощь безработным и т. д. То есть с увеличением базовой все эти выплаты тоже увеличатся.

От базовой величины также зависят штрафы. Соответственно, вырастут и они. Например, за переход в неположенном месте с 1 января 2017 года надо будет заплатить 24 рубля 50 копеек, а не 23 рубля. За проезд без билета в общественном транспорте штраф составит уже 12 руб. 25 коп., а не 11 руб. 50 коп.

Увеличатся также пошлины за женитьбу и развод. Так, чтобы пожениться, надо будет заплатить 24 руб. 50 коп. (вместо 23). Чтобы развестись в первый раз - 98 рублей, а во второй и последующие разы - 196 рублей.

Существенно подорожает и плата за допуск автомобилей к движению. Так, для авто массой от 1,5 до 2 тонн, надо будет заплатить 147 рублей вместо прежних 115. Напомним, депутаты предложили платить за допуск к движению автомобилей частями, то есть помесячно - правда, это пока предложение, а не закон. Возможно, он появится в следующем году.

Развиваем IT -технологии

Декрет о развитии цифровой экономики Александр Лукашенко подписал 22 декабря, и большая часть пунктов вступит в силу через три месяца. Президент, а также члены правительства не раз называли его революционным. Что же в нем такого революционного?

Во-первых, айтишникам продлевают льготы. Например, они будут платить подоходный налог в 9% (у всех остальных он 13%), а взносы в ФСЗН работодатель будет делать не с фактической зарплаты, а со средней по стране. Во-вторых, увеличивается количество видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты Парка высоких технологий, - туда вошло развитие киберспорта, обучение по программам, которые одобрены администрацией ПВТ, а также оборот криптовалют (это виртуальные деньги, которые можно добыть - читай, заработать - а также купить и обменять. Самая известная криптовалюта - биткоин, которая еще в начале года стоила $1000, а на 22 декабря уже $14 тысяч. - Ред.). Обычные граждане также могут добывать криптовалюту, менять ее, покупать и даже дарить и завещать, причем это не считается коммерческой деятельностью - со всеми вытекающими льготами по налогам.

Беларусь не будет больше покупать электричество в России

По словам министра энергетики Владимира Потупчика, с 2018 года Беларусь перестанет покупать электроэнергию в России . Причем политики тут нет никакой. Просто нам стало невыгодно закупать электричество у соседей. Ведь мы провели модернизацию белорусской энергосистемы и сократили себестоимость выработки электроэнергии в Беларуси. Соответственно, импортная нам просто не нужна. Напомним, что ранее чиновники говорили о том, что отказаться от импорта энергии мы сможем только с 2020 года. Но это не значит, что за электричество население будет меньше платить. Но бюджет точно сэкономит $300 миллионов в год.

Похожие статьи