Роль государства в стимулировании экономического роста презентация. Презентация по обществознанию "роль государства в экономике". Функции государства в экономике

Слайд 2

«Предвидеть - значит управлять». Паскаль Блез

Слайд 3

План урока

1.Экономические функции государства 2.Налоги, налогообложение, виды налогов 3.Государственный бюджет 4.Государственный долг

Слайд 4

Функции государства в экономике

1.Разработка хозяйственного законодательства 2.Поддержка конкуренции 3.Перераспределение расходов 4.Обеспечение социальных гарантий 5.Регулирование распределения ресурсов 6.Стабилизация экономики 7.Предпринимательская деятельность (поддержка) 8.Организация денежного обращения 9.Поддержка оптимального уровня занятости 10.Реализация национальных экономических интересов в мировой экономике

Слайд 5

Кейнсианство

Теория Кейнса– это теория эффективного спроса, при активном вмешательстве государства в экономическую жизнь. Идея Кейнса состоит в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса (общей покупательной способности) воздействовать на производство и предложение товаров и услуг. Кейнсианская теория придает решающее значение инвестициям.

Слайд 6

Монетаризм

Монетаризм - школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Монетарный - значит денежный (money - деньги, monetary - денежный). Главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров.

Слайд 7

Налоги

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Слайд 8

Сборы

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Слайд 9

Характерные черты налога как платежа:

обязательность; индивидуальная безвозмездность; отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Слайд 10

Характерные черты сбора как взноса:

обязательность; одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

Слайд 11

Функции налогов:

фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства); регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Слайд 12

Виды налогов по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода); прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается); регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Слайд 13

Виды налогов по объекту:

прямые;косвенные.

Слайд 14

Виды налогов по субъекту:

центральные;местные.

Слайд 15

Виды налогов по принципу целевого использования:

маркированные;немаркированные.

Слайд 16

Маркированные налоги

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики - они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Слайд 18

Государственный бюджет

от англ. budget - сум­ка, кошелек - это смета доходов и расходов госу­дарства на определенный период времени, составлен­ная с указанием источников поступления государст­венных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Слайд 19

Государственный долг

Общая сумма обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям.

Посмотреть все слайды

Роль государства в экономике

8 класс. Обществознание


Роль государства в экономике

Зависит от типа экономической системы!

Традиционная система

Командная система

Рыночная система


Традиционная система

  • Господство натурального хозяйства.
  • Приверженность традициям.
  • Нет товарно-денежного обмена.
  • Отсутствие технического прогресса.
  • Земля и капитал находятся в общем владении.


Командная система

  • Государство жестко регулирует производство, обмен и распределение.
  • Планирование.
  • Земля и капитал преимущественно принадлежат государству.



Рыночная система

  • Производитель сам решает, что, как и для кого производить.
  • Земля и капитал находятся в частных руках.
  • Государство обеспечивает в рамках закона порядок в обществе.


«…Чтобы закрыть всякую лазейку, через которую продукция могла бы уйти из-под контроля государства, в марте 1933г. в СССР было издано постановление, по которому, пока район не выполнит план по хлебозаготовкам, 90% намолоченного зерна отдавалось государству, а оставшиеся 10% распределялись между колхозниками в качестве аванса за работу.»


Какой тип системы характеризует текст?

«…В октябре 1922г. В нашей стране был принят новый Земельный кодекс, согласно которому крестьяне получали право … выбора форм землепользования. Строгая централизация … была отменена. Заводы самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции.»


Функции государства

  • Контроль за использованием природных ресурсов, охрана окружающей среды.
  • Помощь бедным, решение социальных проблем.
  • Охрана интересов потребителей и предпринимателей.
  • Защита собственности.
  • Создание законов по вопросам экономики.
  • Регулирование денежной массы в стране.
  • Предотвращение экономических кризисов.

убеждение

Налогообложение

Регулирование

Государство

Экономика


В связи с повышением цены на хлеб жители N-ской области стали запасаться продуктами «впрок». Такой ажиотаж на товары привел к дефициту многих продуктов.


Какой из способов будет иметь успех в данной ситуации и почему?

Автомобилестроительные компании страны стали разоряться в связи с тем, что граждане покупают только иностранные машины, так как они дешевле и практичнее в эксплуатации.


Налоги – обязательные платежи, взимаемые

с населения в пользу государства.

косвенные

прямые


Таблица: Виды налогов

Вопрос

Прямые налоги

Определение

Косвенные налоги

Прочитайте в учебнике текст на стр. 94 и заполните таблицу.


Социальная политика

Социальная политика – совокупность мер, проводимых правительством в социальной сфере.

  • Пенсии.
  • Организация политики занятости, помощь безработным.
  • Стипендии.
  • Помощь семье.
  • Бесплатная медицинская помощь.

Домашнее задание

  • Прочитать § 14.
  • Выучить: традиционная система, рыночная система, командная система, налоги, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация учителя обществознания МОУ «Одесская СОШ №2» Бородавкиной Ирины Александровны

Слабости рыночной экономики Монополизация рынков Экономические кризисы Безработица Инфляция Трудности создания общественных благ Неравенство доходов Возникновение внешних эффектов Экономическая нестабильность Экономические преступления Банкротства

Цель урока: сформировать представление о государстве как субъекте экономических отношений Задачи урока: уметь выделять основные экономические функции государства; уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике; знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику

Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни. Аристотель

Your Topic Goes Here На заре экономической науки А.Смит выдвинул идею невмешательства государства в сферу экономики. Действительно, «мать» богатства – природа, «отец» богатства – труд. А при чем тут государство?

Государство в рыночной экономике

Функции государства 1. Обеспечение правовой базы: предоставление законного статуса предприятиям определение прав собственности гарантирование соблюдения договоров установление «правил игры» для взаимоотношения фирм между собой выполнение роли арбитра

Функции государства 2. Корректировка размещения ресурсов: создание общественных благ государственный сектор нейтрализация (устранение) отрицательных внешних эффектов

Функции государства 3. Защита конкуренции: принятие антимонопольных законов регулирование цен и стандартов в естественных монополиях с помощью общественных комиссий применение финансовых санкций

Функции государства 4. Стабилизация экономики: обеспечение высокой занятости борьба с инфляцией стимулирование экономического роста помощь частному сектору в решении задач

Функции государства 5. Поддержание в стране внутреннего порядка 6. Обеспечение денежной системы страны 7. Единая налоговая политика 8. Применение системы стандартов 9. Обеспечение социальной защиты населения 10.Сохранение и улучшение окружающей среды 11.Реализация национальных интересов

Роль государства в экономике Государство – экономический субъект, который стремится сохранить тот экономический порядок, политическим выражением которого само и является.

государство экономика государство экономика государство экономика государство экономика экономика государство Какая схема в большей степени отражает соотношение государства и экономики? государство

Домашнее задание: Глава 12 Творческое задание (на выбор): Упражнение с газетными статьями – оценка Упражнение «Экономические функции государства» с различными информационными источниками. Вообразите и опишите ситуацию, при которой государство оказалось исключенным из сферы экономики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа Роль государства в экономике. 9 (11) класс

Контрольная работа по разделу Роль государства в экономике, включая тему Налоги. Может быть использована га уроках в 9 классе, если дети изучают предмет в средней школе, или в 11 классе, если эк...

Урок в 10 классе по обществознанию "Роль государства в экономике"

Обучающиеся должны знать, что такое налогообложение; знать виды налогов; уметь характеризовать виды налогообложения, пути и методы эффективного сбора налогов; уметь анализировать ситуацию с внутренним...

Презентация к уроку обществознания в 10 классе "Роль государства в экономике"

В презентации рассматриваются следующие вопросы:1.Экономические функции государства2.Налоги, налогообложение, виды налогов3.Государственный бюджет4.Государственный долг....

1 слайд

Роль государства в экономике. (Практикум). Цели урока: закрепление изученного теоретического материала по данной теме через решение практических заданий.

2 слайд

3 слайд

1.Разминка по терминам: - Экономика - Экономическая система - Налоги - Акциз - Социальная политика

4 слайд

Ответы Экономика -рационально организованная деятельность больших групп людей, вступающих между собой в отношения производства потребления, распределения обмена товаров и услуг. Экономическая система- это форма организации хозяйственной жизни общества, характеризующиеся определенным типом собственности. Налоги- это платежи взимаемые государством с физических и юридических лиц. Акциз-это вид косвенного налога, уплачиваемый при приобретении некоторых товаров, который устанавливается как процент к цене товара.

5 слайд

Социальная политика- совокупность мер, проводимых правительством в социальной сфере.

6 слайд

Какой тип экономической системы, по вашему мнению, считается наиболее прогрессивным? Вопрос к учащимся.

7 слайд

2.Работа с источником. Задание: Проанализировать следующие ситуации и пояснить, какой тип экономической системы они характеризуют

8 слайд

А. «…Чтобы закрыть всякую лазейку, через которую продукция могла бы уйти из-под контроля государства, в марте 1933 г. В СССР было издано постановление, по которому, пока район не выполнит план по хлебозаготовкам, 90% намолоченного зерна отдавалось государству, а оставшиеся 10% распределялись между колхозниками в качестве аванса за работу. Открытие колхозных рынков… зависело от того, справлялись ли колхозы района с выполнением плана… Власти объявили об установлении исключительно высокого денежного обложения крестьян-частников…» Б. «В октябре 1922 г. в нашей стране был принят новый Земельный кодекс, согласно которому крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины, выбора форм землепользования. Строгая централизация в снабжении промышленных предприятий сырьём и в распределении готовой продукции была отменена. Заводы самостоятельно решали вопросы заготовки сырья и реализации готовой продукции». В. «В отечественной истории примечателен конец 20-х годов, когда в июне 1918 г. был издан декрет о национализации крупной промышленности, а в ноябре 1920 г. – мелкой промышленности. Согласно декрету 11 января 1919 г. у крестьян изымались все излишки хлеба. Повсеместно господствовали безденежные расчеты. Оплата за труд осуществлялась продовольствием, предметами первой необходимости. В 1919 г. введено бесплатное питание для детей, а затем и для рабочих промышленности и транспорта.

9 слайд

Способы воздействия государства на экономику. Задания: пояснить, какой из способов будет иметь больший успех в конкретной ситуации и почему? В связи с повышением цены на хлеб жители N-ской области стали запасаться продуктами «впрок». Такой ажиотаж на товары привел к дефициту многих продуктов. Автомобилестроительные компании страны стали разоряться в связи с тем, что граждане покупают только иностранные машины, так как они дешевле и практичнее в эксплуатации. Чтобы обеспечить продуктами питания, одеждой малообеспеченные слои населения, инвалидов и пенсионеров, необходимо выпускать специальные товары для них, продавая их по низким ценам. Однако товаропроизводители не заинтересованы в выпуске такой продукции. Некий пенсионер Григорьев взял землю для ведения хозяйства, вырыл на ней пруд и стал разводить рыбу. Это не понравилось соседу, и он пришёл с приятелем на чужой пруд и стал ловить там бреднем рыбу. Григорьев сходил домой за ружьем и пригрозил, что убьет, что этот пруд его собственность, на что сосед ответил грубо. Тогда Григорьев выстрелил в отчаянии из двух стволов и убил его…» (Из воспоминаний А. Приставкина.)

10 слайд

Налоги. Уровни А) федеральный Б) региональный В) местный Виды налогов 1)налог на содержание жилого фонда 2) подоходный налог 3) налог на имущество Установите соответствие: А-2 Б-3 В -1

11 слайд

1.Одной из функций государства в экономике является: а) решает, что и как производить; б) не вмешательство в экономику; в) обмен продукции; г) решение социальных проблем, помощь бедным. . 2. Акциз –это вид прямого налога: а)да; б)нет 3. Признаком командно-административной экономической системы является: а) жесткое регулирование государством экономики; б) отсутствие обмена; в) государство минимально вмешивается в экономику; 4. К основным функциям государства в рыночной экономике относится: а) установление необходимых объемов производства б) регулирование ценообразования; в) распределение прибыли предприятием; г) проведение антимонопольной политики. 5. Одним из способов воздействия государства на экономику и население: а) убеждение б)карательные меры; в) отсутствие воздействия. 6. Признаком рыночной экономической системы является: а) преобладание государственной собственности; б) централизованное планирование в) централизованное ценообразование; г) конкуренция товаропроизводителей. Налогом облагается: а) пенсия б) стипендия в)пособие по безработице г) заработная плата. 8.Признак традиционной экономики-уравнительность распределения: а)да б)нет

12 слайд

Звучит заставка к передаче «Пусть говорят»

Ведущий входит в класс. Приветствие.

Слово учителя: Уважаемые друзья, сегодня мы с вами присутствуем на программе «Пусть говорят».

Кто отсутствует в нашей студии ?(отмечаю отсутствующих)

Благодарю вас!

Мы обсуждаем невыдуманные истории, о которых невозможно молчать. Итак, тема нашей встречи сегодня «Роль государства в экономике» . Пожалуйста, пометьте тему себе в блокноты. (Тетради учащихся)

I . Мотивация к учебной деятельности

Постановка проблемы урока

«В разрез с желанием людей,

Слова в стране разнятся с делом

Дерут по две, по три цены

И демократ, и бывший левый»

Последовательно участникам программы задаются вопросы:

О чём эти слова?

Кто необходим на рынке?

О чём мы будем сегодня говорить?

(Постановка цели урока)

На прошлых наших встречах мы с вами говорили о таких важных явлениях экономики как спрос, предложение и предпринимательство. Многие экономисты главным понятием экономики считают – государство. Поэтому государство выступает не только политическим, но и экономическим субъектом. Цель нашей встречи сегодня доказать или опровергнуть, что государство главное понятие экономики .

Итак, Несколько советов:

  • Попробуйте не закрывать рот своими мыслями.
  • Когда обсуждение проходит в парах или в четверках важно слышать, что говорит ваш сосед.
  • Будьте доброжелательны друг к другу.

Форма работы: индивидуальная и групповая

II . Актуализация знаний

Ведущий: А что такое государство?

Гости: ответ (Государство – это политическая организация страны, которая имеет свою территорию, суверенитет, издаёт законы, собирает налоги и охраняет своих граждан )

Ведущий: Молодцы! Государство так же является главным участником экономической сферы. Оно стремится сохранить экономический порядок для удовлетворения наших с вами потребностей. А каких?

Гости: ответ ( биологических, социальных и т.д.)

III . Изучение нового материала

Ведущий: Экономическая политика государства имеет свои определенные цели. А какие, сейчас мы с вами рассмотрим.

Экономич цели:(запись в блокноты)

  1. Экономический рост
  2. Регулирование занятости
  3. Поддерживания стабильного уровня цен
  4. Поддержка экспорта

Экономические цели гос-ва бывают:(общие, перспективные, текущие) пояснение:

  1. Общие (обеспечение экономической безопасности и эффективности, забота об обеспечении о полной занятости.)
  2. Перспективные (формирование социально-ориентированного рыночного варианта экономики)
  3. Текущие (снижение инфляции, обеспечение стабилизации, борьба с бедностью, снижение налогов на бизнес)

Ведущий: Но чтобы сохранить экономический порядок в стране, что необходимо создать государству?

Гости: Ответы (условия)

Уважаемые друзья в нашей студии присутствует специальный корреспондент нашей программы, который познакомит вас с этими условиями. Я предоставляю слово Кринице Александру.

Ведущий: Ваша задача во время выступления Александра, зафиксировать у себя в блокнотах условия, которые по вашему мнению могли бы сохранить экономический порядок в стране.

Гости: ответы

Ведущий : Александр, правильно или нет, на ваш взгляд, гости нашей студии назвали условия для сохранения экономического порядка в стране? Подведите итоги.

Александр (речь): основными условиями являются:

  1. Законы;
  2. Гарантия приоритетов личных интересов;
  3. Ограничение монопольных тенденций в экономике.

Ведущий: Роль государства в экономике проявляется через функции государства. Предлагаю открыть учебники на стр 116.

Ведущий: В экономике государство часто защищает предпринимательство. Но оно понимает, что помогает при этом только 10 – 30% населения. Но и оставшаяся, самая значительная часть населения – дети, безработные старики, малообеспеченные, служащие – нуждаются в помощи государства.

Многие вопросы в экономике может решить только государство. Как вы думаете, что может произойти, если школы, больницы, полицию передадут в частные руки – предпринимателю?

Гости: ответы

Ведущий: Ещё одной главной задачей государства является защита окружающей среды.

Уважаемые друзья, в нашей студии присутствуют эксперты, которые познакомят вас с этой проблемой. Я предоставляю слово_______________________________________________

Выходят несколько учащихся к доске, которые могут доказывать разные точки зрения.

Ведущий : С кем из наших экспертов вы согласны (не согласны), почему?

Гости : ответы

Ведущий: Так же хочется сегодня сказать, что существует механизмы государственного регулирования рыночной экономики.

Ведущий: Основными инструментами государственного регулирования это: прямое о косвенное вмешательство в процессы рыночной экономики. Схема на слайде. (объяснение)

Класс делится на три группы.

Ведущий : У вас на столах лежит раздаточный материал. Ваша задача ответить на вопрос: Как действуют механизмы государственного регулирования, какие методы для этого используют?

1гр. Правового регулирование

2гр. Фискальная политика

3 гр. Монетарная политика

Время на выполнение работы 5 минут.

Гости: выполняют задание. Подводим

IV . Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Ведущий: Вы все молодцы! А нам остаётся провести интерактивное голосование по нашей теме.

Каждому из вас я раздам бланки с выражениями по нашей теме. Вам необходимо отметить какое из них верно, а какое нет.

После выполнения поменяйтесь бланками со своим соседом и проверьте друг друга.

Правильные ответы вы видите на экране.

Сдайте свои бланки после окончания передачи.

И в самом конце нашей передачи хотелось бы отметить ценными подарками, сегодня это оценки на передачи «Пусть говорят». (Выставление оценок)

Ведущий: А я вам напомню, что в самом начале нашей передачи мы с вами говорили, что государство является главным понятием экономики. Прошу вас высказать своё мнение!

Наша программа подходит к концу, но чтобы наша следующая встреча прошла так, же активно, я попрошу вас выполнить небольшое задание. Написать сочинение –рассуждение ____________________________________________________

V . Итоги урока. Рефлексия.

Если нет вопросов, на этом наша передача подошла к концу. До свидания! Всем спасибо!

Похожие статьи