Виды безработицы и их характеристика. Занятость и безработица. Типы безработицы

Безработица – следствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Ее уровень изменяется в зависимости от хода экономического цикла.

Предложение рабочей силы определяется рядом различных факторов: уровнем заработной платы, альтернативной стоимостью наемного труда, численностью, мобильностью и семейным положением работников, демографической ситуацией, действующей системой налогообложения, силой профсоюзов.

Важнейшими детерминантами спроса на рабочую силу являются уровень цен на трудовые услуги, спрос в экономике на производимые блага, техническая оснащенность производства.

Теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда

Существуют различные теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда и объяснению причин существования безработицы.

До 1930х гг. доминировала точка зрения представителей классической теории занятости , утверждавших, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике за счет действия механизма автоматического саморегулирования, основанного на гибкости цен и заработной платы. По мнению экономистов-классиков, конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу (т.е. безработицу, возникающую, когда квалифицированные работники, готовые трудиться за существующую ставку заработной платы, не могут найти работу), поскольку избыток предложения рабочей силы способствует снижению ставок заработной платы и в результате установления более низкой равновесной ставки оплаты труда обеспечивается полная занятость.

Таким образом, безработица может снижать уровень заработной платы, что повышает занятость. Отсюда следуют два вывода. Во-первых, безработица на самом деле является добровольной: работники требуют слишком высокой оплаты труда и предпочитают не работать за существующую заработную плату. Во-вторых, авторы классической теории добровольной безработицы отказывают государству в праве на проведение экономической политики, поскольку вмешательство правительства в механизм рыночной самонастройки, по их мнению, может привести только к негативным последствиям.

Несостоятельность этого подхода стала очевидной в начале 1930-х гг., когда возникла массовая безработица, охватившая в ряде стран до 25 % совокупной рабочей силы. В 1936 г. вышла в свет книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой были сформулированы основные положения новой теории занятости . Дж. М. Кейнс, исходя из того, что рыночная система в основном неконкурентна, сделал вывод о ее предрасположенности к продолжительным деловым циклам и отсутствии механизма, обеспечивающего экономическую стабильность. Возможность существования устойчивой безработицы он, в частности, объяснял негибкостью заработной платы. Утверждая, что спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства, Дж. М. Кейнс предложил использовать в качестве регулятора рынка труда государство. Правительство может и должно воздействовать на состояние экономической активности, обращаясь к инструментам фискальной и кредитно-денежной политики, повышая совокупный спрос в периоды низкой конъюнктуры или сокращая расходы в периоды подъемов, ликвидируя тем самым неравновесие на рынке труда.

В 1970-е гг. кейнсианству был брошен вызов представителями новой классической экономической теории и монетаристами. Новая классическая макроэкономика близка по духу к классическому подходу и основывается на двух гипотезах: заработная плата и цены являются гибкими; ожидания людей формируются эффективным и рациональным образом. Безработица, с точки зрения новых классиков, носит исключительно добровольный характер: люди оставляют работу в поисках новой, более привлекательной и высокооплачиваемой. Рост безработицы в периоды рецессии обусловлен этим поиском или неверным представлением работников относительно сложившейся экономической ситуации, а не тем, что люди вообще не могут найти работу. Свое отношение к участию правительства в регулировании рынка труда представители новой классической макроэкономической теории сформулировали в виде теории неэффективности политики: при наличии рациональных ожиданий и гибкости цен и заработной платы ожидаемые мероприятия государственной политики не могут повлиять на реальный выпуск или безработицу.

Таким образом, правительству предписывается избегать дискреционных макроэкономических мероприятий, так как любые изменения в бюджетной или монетарной политике заранее обречены на неудачу из-за своей неэффективности.

Подход монетаристов ближе к кейнсианским рецептам регулирования рынка, но упор сделан на роль денег, а не на активную политику правительства. Монетаристы считают, что фискальная политика слабо влияет на выпуск и цены, а дискреционная кредитно-денежная политика должна уступить место политике, подчиняющейся неизменным правилам денежного обращения. Частный сектор экономики рассматривается как достаточно стабильный, а возникающие диспропорции – следствие, как правило, государственного вмешательства. Возврат к идеям свободного рынка сочетается у экономистов монетаристской школы с верой в примат денег.

Исходя из предположения о том, что главным фактором темпов роста номинального ВНП являются темпы роста предложения денег, они предлагают для обеспечения устойчивого экономического роста и достижения полной занятости установить неизменные темпы роста денежной массы на уровне от 3 до 5 % в год. Монетаристы также считают, что кейнсианцы преувеличивают негибкость заработной платы и цен и рассматривают установление государством минимального уровня заработной платы, а также законодательную деятельность в интересах профсоюзов как негативные факторы, усиливающие эту негибкость.

Типы (формы) безработицы

При всем многообразии подходов к объяснению механизма функционирования рынка труда принято выделять три типа (формы) безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная (текучая, временная) безработица существует в результате того, что люди меняют место работы или ищут новую работу. Эта безработица связана с движением населения из региона в регион, от профессии к профессии, со сменой этапов жизни – поиском работы в связи с получением образования, выходом женщин из декретного отпуска. Фрикционно не занятые работники рассматриваются как добровольно безработные.

Структурная (технологическая) безработица – тип безработицы, вызванной несоответствием структуры спроса на рабочую силу и структуры ее предложения. Структурная безработица является результатом изменений в характере потребительского спроса и структуре производства, в технологии и технике. В число структурных безработных входят люди, имеющие либо низкую квалификацию труда, либо профессию, спрос на которую уменьшился (прекратился). В отличие от фрикционной структурная безработица носит вынужденный и более долгосрочный характер.

Циклическая (конъюнктурная) безработица возникает в периоды спадов производства и связана с общим низким спросом на рабочую силу во всех отраслях, сферах и регионах в условиях сокращения совокупных расходов. Циклическую безработицу определяют как разницу между числом занятых на данный период времени и числом работников, которых можно было бы занять на производстве при достижении потенциального уровня ВВП. Другими словами, циклическая безработица – это безработица, превышающая структурную и фрикционную безработицу, возникающая, когда текущий выпуск продукции становится ниже уровня ее выпуска при полной занятости.

Уровень безработицы.

Экономисты рассматривают фрикционную и структурную безработицу как «нормальное» и неизбежное явление, преодолеть которое невозможно. Поэтому под полной занятостью подразумевается не абсолютное отсутствие безработицы, а уровень занятости, при котором существует лишь фрикционная и структурная безработица, но нет циклической безработицы.

Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает при сбалансированности рынков труда, когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Таким образом, естественный уровень безработицы отражает сочетание фрикционной и структурной безработицы и определяется как сумма их уровней. Циклическая безработица в этом случае должна быть на нулевой отметке. Вопрос о том, какой уровень безработицы соответствует полной занятости, является дискуссионным. Некоторые экономисты определяют естественный уровень безработицы как долгосрочный средний уровень безработицы. В таком случае уровень безработицы в среднем на протяжении длительных отрезков времени, по определению, равен естественному уровню, которому соответствует потенциальный объем производства.

К факторам, определяющим естественный уровень безработицы , относятся демографическая структура рабочей силы, организация рынка труда (наличие служб информации и занятости, центров по трудоустройству и других инфраструктурных элементов), состав рабочей силы и спрос на нее, возможность привлечения к труду новых работников, государственная политика на рынке труда и в социальной сфере (выплата пособий по безработице, их уровень, продолжительность получения). Например, на протяжении последних десятилетий на динамику естественного уровня безработицы в сторону повышения большое влияние оказали демографические сдвиги: в структуре рабочей силы все большее место занимают женщины, подростки, представители национальных меньшинств.

Сложность расчета естественного уровня безработицы усугубляется тем, что даже статистическая оценка фактического уровня безработицы – дело непростое.

Уровень (норма) безработицы определяется как процентное отношение числа безработных к совокупной рабочей силе. Совокупная рабочая сила включает в себя всех работающих и безработных, но активно ищущих работу. Величина совокупной рабочей силы вычисляется как разница между численностью всего населения и совокупностью лиц, не достигших 16 лет, находящихся в тюрьмах и психиатрических больницах, не работающих и не ищущих работу (пенсионеры, учащиеся, домохозяйки).

К категории безработных обычно относятся трудоспособные граждане, не имеющие работу на момент проведения статистического обследования (зарегистрировавшиеся в органах службы занятости), ищущие работу и готовые приступить к ней немедленно.

В настоящее время используются два основных способа подсчета безработных. Первый способ – регистрация не имеющих работу людей, подавших заявку на пособие по безработице или обратившихся на биржу труда. На основании этих данных ведется ежемесячный учет безработных во всех европейских странах (кроме Швеции) и в России.

Вторым способом учета безработных является выборочный опрос семей, ежемесячно проводимый в США, Канаде, Японии и Швеции. Этот способ оценки считается статистически более точным, чем по данным регистрации, однако обоим методам присущи недостатки, как несовершенен и сам показатель «уровень безработицы». В частности, он может быть завышен за счет существования теневого сектора в экономике и ложной информации респондентов, утверждающих, что они ищут работу, и идущих на обман ради получения компенсации по безработице или пособия по социальному обеспечению. Занижение уровня безработицы связано с тем, что в число безработных не включаются люди, потерявшие надежду найти работу, а также частично занятые.

Последствия безработицы.

Высокий уровень безработицы оборачивается для общества огромными экономическими потребностями, но не менее важен и другой аспект проблемы, не поддающийся количественному выражению, – социально-психологический.

К экономическим издержкам безработицы могут быть отнесены:

· недополученный выпуск продукции – отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

· сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;

· прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;

· рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т.д.

Социальные (внеэкономические) издержки безработицы:

· маргинализация общества, потеря квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у безработных;

· ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно-сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и самоубийств;

· падение морали в обществе, распад семьи и рост преступности;

· обострение социальной напряженности, общественные и политические беспорядки.

Закон А. Оукена

Для расчета величины потерь от циклической безработицы используется закон А. Оукена , описывающий зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменениями уровня безработицы и устанавливающий взаимосвязь между рынком труда и рынком товаров (услуг).

Американский экономист А. Оукен открыл, основываясь на эмпирических наблюдениях, следующую зависимость: ежегодный прирост ВВП на 2,5 % удерживает уровень безработицы на одной точке, с каждым дополнительным превышением ежегодного прироста ВВП на 2,5 % уровень безработицы снижается на 1 %. Согласно этому закону при понижении фактического ВВП относительно потенциального на 2,5 % уровень безработицы возрастает на 1 % (в соответствии с более ранними исследованиями зависимость выражалась соотношением 3:1).

Закон А. Оукена играет важную роль в анализе динамики и взаимозависимости основных макроэкономических показателей. Он может быть использован:

· для оценки потерь в реальном ВВП из-за циклической безработицы в виде разницы между потенциально возможным и фактическим ВВП;

· для определения необходимого роста выпуска продукции с целью уменьшения уровня безработицы на один процентный пункт;

· для прогнозирования изменения безработицы во время экономического цикла на основе динамики фактического ВВП и потенциального;

· при расчете времени, которое понадобится для снижения безработицы до естественного уровня в условиях реализации различных программ экономического роста (при выборе темпов роста фактического ВВП).

Проблемы современного рынка труда

Современному рынку труда присущ целый ряд проблем:

· достаточно высокий уровень и долгосрочный характер безработицы в большинстве развитых стран (до 10 % совокупной рабочей силы в Западной Европе);

· низкая географическая, горизонтальная и вертикальная мобильность рабочей силы (как следствие раздела рынка труда на региональные и профессиональные сегменты);

· значительные расовые и возрастные различия в составе безработных – более высокий уровень безработицы среди молодежи и национальных меньшинств;

· периодические повышения уровня безработицы в результате рецессии, затрагивающих все группы населения примерно в одинаковой степени.

Важнейшим показателем ситуации на рынке труда выступает продолжительность безработицы, т.е. средняя длительность времени, в течение которого человек остается безработным. В последние 20 лет долгосрочная безработица превратилась в серьезнейшую социальную проблему. Рост безработицы в западноевропейских странах в 1980-е гг. был вызван не увеличением числа «лишних людей», а большей продолжительностью времени на поиск новой работы. Если уровень длительной безработицы (в эту категорию попадают лица, не работающие более одного года) в начале 1990-х гг. составлял в США и Канаде всего 6-7 % от всех безработных, что свидетельствует о краткосрочном характере значительной части безработицы в этих странах, то в Голландии, Германии, Испании – около 50 %, а в Италии и Бельгии – почти 70%. В целом более половины всех западноевропейских рабочих искали новую работу больше года.

Комплекс мер, направленных на сокращение безработицы

По оценкам Международной организации труда, стране, где безработных больше 10% экономически активного населения, грозит социальный взрыв. Многое в этой ситуации будет зависеть от экономической политики, проводимой правительством. Очень важно использовать опыт, накопленный в области регулирования рынка труда и мер, направленных на сокращение безработицы в развитых странах, начавших проводить политику занятости уже в 1930-е гг. Комплекс таких мер включает:

· развитие государственных программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях;

· улучшение качества информации о наличии рабочих мест и информационного обмена на рынке труда за счет повсеместной организации банков рабочих мест, создания компьютерных баз данных о существующих вакансиях;

· разработку программ по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

· сокращение сравнительно высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах и повышение географической мобильности трудовых ресурсов за счет выплаты подъемных людям, желающим переехать в регионы с благоприятными возможностями трудоустройства, предоставления им налоговых льгот и кредитов на выгодных условиях;

· организацию общественных работ;

· исключение любых видов дискриминации, включая дискриминацию женщин, лиц пожилого возраста, дискриминацию по национальному и расовому признакам;

· организацию служб занятости молодежи, разработку программ ученичества по специальностям и установление стипендий для обучающихся, снижение налогов с предприятий, использующих труд подростков;

· развитие сферы самостоятельной занятости населения, предоставление кредитов на «обзаведение собственным делом» или единовременных пособий;

· разработку новой системы выплат пособий по безработице в целях повышения стимулов к поиску работы;

· снижение возраста выхода на пенсию и увеличение срока получения образования.

Таким образом, государственное регулирование спроса и предложения на рынке труда сочетает в себе мероприятия в области фискальной, монетарной, социальной политики и политики занятости, направленные на снижение уровня безработицы.

Вопросы для повторения и закрепления:

1. Суть понятия « безработица».

2. От чего зависит уровень безработицы?

3. Какими факторамиопределяетсяпредложение рабочей силы?

4. Какими факторамиопределяетсяспрос на рабочую силу?

5. Особенности теоретических подходов к анализу механизма функционирования рынка труда

6. Как проявляются типы (формы) безработицы?

7. Что понимают под «полной занятостью» и «естественным уровнем безработицы» ?

8. Какие факторы определяют естественный уровень безработицы?

9. Как определяется величина совокупной рабочей силы?

11. Экономические и социальные последствия безработицы.

12. В чем суть закона А. Оукена?

13. Какие проблемы характерны для современного рынка труда?

14. Комплекс мер, направленных на сокращение безработицы

Безработица и ее виды

Естественный уровень безработицы и закон Оукена. Зависимость ЕУБ от общественных институтов страны

Безработица и ее виды

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг.

Естественная безработица (6% - 8%) считается необходимым спутником развития рыночной экономики. Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к экономически активному населению.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались поисками работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, имевшие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного.

Социальные издержки безработицы связаны, прежде всего, с утратой профессионального и человеческого общения, причастности к общему делу.

Безработица подразделяется на естественную и вынужденную.

Естественная норма безработицы - это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен.

Естественная безработица может быть фрикционной и структурной.

Термин «фрикционная безработица» используется в отношении безработных, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем.

Фрикционная безработица характеризует процесс миграции рабочей силы с одних предприятий на другие в поисках лучшего и более выгодного приложения своих способностей и усилий.

Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, которые по своей воле самоустранились от трудовой деятельности, т. е. просто не желают работать.

Институциональная безработица вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на этом рынке.

Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда.

Затем это может проявиться в адаптивном эффекте безработицы, когда люди, испытавшие однажды на себе праздность, сопровождаемую получением пособия по безработице, в дальнейшем нередко время от времени прибегают к использованию данной формы получения дохода.

Другой тип безработицы представляет собой, так называемая, вынужденная безработица, которая навязывается или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности.

Различают три формы вынужденной безработицы: технологическую, структурную и региональную.

Технологическая безработица сопряжена с приходящими на смену друг другу технологическими принципами функционирования производства, основными из которых являются инструментализация, механизация и автоматизация.

Структурная безработица обусловлена высвобождением рабочей силы в результате происходящих изменений в структуре национальной экономики (изменения потребительского спроса, изменения в технологиях) и географического распределения рабочих мест.

«Структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства.

Региональная безработица связана с целым комплексом факторов исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных государств.

Особое место в структуре вынужденной безработицы занимает скрытая безработица, характеризуемая неполной занятостью в течение рабочего дня, рабочей недели, месяца, года.

Застойная безработица охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности.

Самостоятельную значимость имеет циклическая безработица, которая предопределяется характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса.

Естественный уровень безработицы и закон Оукена.

Зависимость ЕУБ от общественных институтов страны

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости – естественный уровень безработицы.

Производственный потенциал экономики – реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, то есть реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при полном использовании ресурсов.

Экономические издержки безработицы, выраженные в отставании объема ВНП, - это товары и услуги, которые общество теряет, когда его ресурсы находятся в вынужденном простое.

Развитие циклической формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным. Экономическая цена этого превышения выражается в отставании фактического объема ВНП от его потенциальной величины. Его размер рассчитывается на основе закона Оукена: 1% прироста безработицы сверх естественного уровня приводит к 2,5%- ному увеличению отставания ВНП фактического от потенциального.

Внеэкономические издержки безработицы выражаются в деквалификации незанятой рабочей силы, распаде нравственных устоев и морали, в острых социальных и политических коллизиях.

Уровень безработицы в разных странах сильно варьируется и целиком зависит от общественных институтов страны: пособий по безработице; законодательства о минимальном размере оплаты труда; монопольной силы профсоюзов; регулирования предпринимателями уровня ЗП; программ дополнительного обучения и переквалификации, предлагаемых безработным.

Первая причина институциональной безработицы - страхование по безработице, предполагающее получение безработным пособия по безработице и, поэтому, делающее безработного более инертным в поисках работы.

Вторая причина институциональной безработицы - жесткость заработной платы, неспособность заработной платы к гибкому изменению, чтобы привести в соответствие предложение труда со спросом на него. Если реальная заработная плата превышает равновесную, то предложение труда становится больше спроса на труд, что порождает безработицу ожидания на рынке труда.

Причины жесткости ЗП следующие: законы о минимальной заработной плате; монопольная сила профсоюзов; установление фирмами стимулирующей заработной платы.

Решение типовых задач:

Задача 1

Предположим, что безработица в стране характеризуется следующими параметрами (%):

Уровень естественной безработицы – 6;

Уровень фактической безработицы – 10;

Коэффициент Оукена- 2,5.

Определите, чему должны равняться темпы прироста ВНП, чтобы в течение 4 лет в стране была достигнута полная занятость.

Решение:

Воспользуемся математической записью закона Оукена, чтобы рассчитать соотношение, в котором находятся в рассматриваемой стране фактический и потенциальный уровни ВНП:

ВНПфакт ВНПпот , ВНПфакт 0,9ВНПпот.

ВНПпот 1/0,9 ВНПфакт.

Обозначив через среднегодовые темпы роста фактического ВНП, можно записать = 1/0,9, откуда = 1,027.

Или, переходя к темпам прироста, получим 2,7%.

Задача 2

Численность населения составляет 100 млн. чел., 24 млн. чел. – дети до 16 лет, а также люди, находящиеся в длительной изоляции (в психиатрических больницах, в исправительных учреждениях); 30 млн. чел. выбыли из состава рабочей силы; 4 млн. 600 тыс. чел. – безработные; 1 млн. чел. – работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу. Используя эти статистические данные, рассчитайте:

а) величину рабочей силы;

б) уровень безработицы.

Решение:

а) Численность рабочей силы = Общая численность населения – Численность нетрудоспособных (лица до 16 лет и лица, находящиеся в институциональных учреждениях) – Численность покинувших рынок рабочей силы = 100 млн. чел. – 24 млн. чел. – 30 млн. чел. = 46 млн. чел.;

б) Уровень безработицы = Численность безработных / Численность рабочей силы 100% = 4,6 млн. чел. / 46 млн. чел. 100% = 10%.

Задача 3

Естественный уровень безработицы в текущем году составляет 6%, а фактический – 10%.

1) Определите величину относительного отставания фактического ВНП от потенциального при условии, что коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы равен 2.

2) Если фактический объем выпуска в том же году составил 600 млрд. долл., то каковы потери ВНП, вызванные циклической безработицей?

Решение:

а) Величина относительного отклонения реального ВНП от потенциального может быть найдена с и использованием закона Оукена:

где – коэффициент чувствительности динамики ВНП к динамике циклической безработицы;

Потенциальный объём ВНП;

Фактический объём ВНП;

Подставив данные задачи в приведенную модель, получаем:

Это означает, что из-за циклической безработицы фактический объем производства снизился относительно потенциального на 8%.

б) Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо найти экономический потенциал из уравнения:

После алгебраических преобразований имеем: = 652,2 млрд. долл.

Потери ВНП, вызванные циклической безработицей, составляют: = 652,2 – 600 = 52,2 млрд. долл.

Задача 4

В прошедшем году экономика условной страны характеризовалась следующими параметрами:

Потенциальный уровень ВНП – 4125 ден.ед.;

Фактический уровень ВНП – 3712,5 ден. ед.;

Фактический уровень безработицы – 10%.

Определите естественный уровень безработицы в стране, если коэффициент Оукена 2,5.

Решение:

Для решения данной задачи целесообразно воспользоваться законом Оукена, который в формализованном представлении имеет вид: , где

– коэффициент чувствительности динамики ВНП к динамике циклической безработицы;

Потенциальный объём ВНП;

Фактический объём ВНП;

Естественный уровень безработицы;

Фактический уровень безработицы.

Подставим исходные данные в приведенную формулу:

10% = ,

Следовательно, естественный уровень безработицы = 6%.

Задача 5

Количество работающих равно 180 чел., безработных – 20 чел., взрослых – 400 чел. Найти уровень безработицы (УБ), уровень участия (УУ) и долю безработных во взрослом населении (ДБ).

Решение:

Рабочая сила (экономически активное население) – совокупность работающих и безработных:

Численность рабочей силы равна 180 + 20 = 200 чел.

Уровень безработицы – доля безработных в рабочей силе:

УБ = 100% = 10%

Уровень участия – доля рабочей силы во взрослом населении:

УУ = 100% = 50%.

Доля безработных во взрослом населении – произведение уровня безработицы и уровня участия.

ДБ = 100% = 5%.

Тесты:

1. Если всё население страны составляет 100 млн. чел., рабочая сила - 50 млн. чел., число фактически работающих – 47 млн. чел., то уровень безработицы составит:

д) для ответа не хватает информации.

2. Предположим, рабочий добровольно ушёл с одной работы, а через неделю начнёт работать в другой компании. Сейчас он считается:

а) циклическим безработным;

б) фрикционным безработным;

в) структурным безработным;

г) работающим.

3. Циклическая безработица также называется:

а) безработицей ожидания;

б) безработицей поиска;

в) сезонной безработицей;

г) безработицей недостаточного спроса.

4. Трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации:

а) фрикционных безработных;

б) структурных безработных;

в) циклических безработных;

г) все ответы верны.

5. Фактор, непосредственно влияющий на уровень выпуска продукции и безработицу – это:

а) структура потребительских расходов;

б) отношение продукции, произведенной в государственном и частном секторах экономики;

в) уровень общих расходов;

г) размер рабочей силы.

6. Кто из следующих людей является безработным:

а) студент, который хотел бы работать, но ещё не начинал поиски работы;

б) человек, который потерял работу 3 месяца назад и до сих пор продолжает поиски новой;

в) пенсионер, который каждую неделю просматривает объявления в газетах на случай подходящей работы;

г) человек, который ищет работу в течение 6 месяцев, а затем прекращает поиски, решив дождаться улучшения экономической конъюнктуры.

7.Если естественный уровень безработицы составляет 5%, а фактическая безработица равна 9%, то:

а) экономика в высшей фазе экономического цикла;

б) потенциальный ВВП больше фактического ВВП;

в) фактический ВВП больше потенциального ВВП;

г) фактический ВВП равен потенциальному ВВП.

8. Уровень безработицы определяется как отношение в процентах числа безработных к:

а) численности населения страны;

б) численности трудоспособного населения;

в) числу желающих работать;

г) численности экономически активного населения.

9. Уровень безработицы при полной занятости:

а) равен нулю;

б) не учитывает циклическую безработицу;

в) не учитывает только структурную безработицу;

г) не учитывает только фрикционную безработицу.

10. В экономике условной страны естественный уровень безработицы равен 5%, а фактический – 9%. В текущем году предполагается рост потенциального объёма ВНП на 8%. Фактический объём ВНП, чтобы в данном году была обеспечена полная занятость ресурсов при естественном уровне безработицы, должен возрасти (коэффициент Оукена – 2,5%) на (%):

Ответы на тесты:

1) б; 2) б; 3) г; 4) б; 5) в; 6) б; 7) б; 8) г; 9) б; 10) г.

1. Елисеев, А.С. Экономика: учеб. для бакалавров / А.С. Елисеев. – М.: Дашков и К°, 2014. – С. 491-502.

2. Аносова, А.В. Макроэкономика: учеб. для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина; под ред. С.Ф. Серегиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – С. 421-437.

3. Шимко, П.Д. Экономика: учеб. для бакалавров / П.Д. Шимко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 605 с. – С. 339-355.

4. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 464с. – [С. 171-184].

Одно из самых острых и негативных социально-экономических явлений – безработица . Ситуация, при которой значительная часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу, чревата целым рядом серьезных последствий. В политическом и социальном плане, это большой стресс для общества, ведущий к росту недовольства народа. С точки зрения экономики безработица говорит о неэффективном и неполном использовании трудовых и производственных ресурсов. Но при всем при этом, совершенно избавиться от безработицы невозможно, всегда будет сохраняться некоторый естественный ее уровень.

Понятие безработицы и экономически активного населения

(unemployment ) – наличие в стране части экономически активного населения, которая желает и способна трудиться, но не может найти работу.

Экономически активное население – жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь.

  • занятыми (наемные работники, предприниматели);
  • безработными.

Синонимом понятию экономически активного населения является термин – рабочая сила (labor power ).

Безработный - человек, в возрасте 10-72 лет по определению МОТ (в России в возрасте 15-72 лет по методологии Росстата), который на дату проведения исследования:

  • не имел работы;
  • но искал ее;
  • и был готов к ней приступить.

Показатели уровня безработицы и ее продолжительности

Одни из важнейших показателей, характеризующих явление безработицы, это ее уровень и продолжительность.

Уровень безработицы – доля безработных в общей численности экономически активного населения определенной возрастной группы.

где: u – уровень безработицы;

U – численность безработных;

L – численность экономически активного населения.

Важное понятие – естественный уровень безработицы, «естественный» потому что даже при самых благоприятных экономических условиях будет пусть небольшой, но некоторый процент безработных. Это люди, которые могут, но не хотят работать (например, у них имеются выгодные инвестиции и они живут на проценты, как раньте).

Естественный уровень безработицы – уровень безработицы при обеспечении полной занятости рабочей силы.

То есть это процент безработных в ситуации, когда все желающие трудиться могут найти себе работу. Этого можно достичь при условии максимально рационального и эффективного использования рабочей силы.

Полная занятость экономически активного населения предполагает наличие в стране только структурной и фрикционной безработицы. Поэтому естественный уровень безработицы можно рассчитать как их сумму:

где: u * – естественный уровень безработицы;

u фрикц. – уровень фрикционной безработицы;

u структ. – уровень структурной безработицы;

U фрикц. – численность фрикционных безработных;

U структ. – численность структурных безработных;

L – численность рабочей силы (экономически активного населения).

Продолжительность безработицы – период, в течение которого человек ищет и не может найти работу (то есть является безработным).

Фрикционная, структурная, циклическая и другие формы безработицы

Можно выделить следующие важнейшие формы безработицы :

1. Фрикционная – безработица, обусловленная добровольным поиском работником нового лучшего места работы.

В этом случае работник сознательно увольняется с прежнего рабочего места и ищет другое, с более привлекательными для него условиями труда.

2. Структурная – безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на рабочую силу, вследствие которых образуется несоответствие между требованиями к претендентам на свободные рабочие места и квалификацией безработных.

Причинами структурной безработицы могут быть: ликвидация устаревших профессий, изменения в технологии производства, масштабная перестройка всей экономической системы государства.

Различают две разновидности структурной безработицы :

  • деструктивная - с негативными последствиями;
  • стимулирующая - побуждающая работников повышать квалификацию, переучиваться на более современные и востребованные профессии и пр.

3. Циклическая – безработица, вызванная спадом производства во время соответствующей

Кроме того, различают и другие виды безработицы :

а) добровольная – вызвана нежеланием людей трудиться, к примеру, при снижении уровня заработной платы.

Добровольная безработица особенно велика во время фазы экономического пика или бума. При спаде экономики ее уровень снижается.

б) вынужденная (безработица ожидания) – появляется тогда, когда люди могут и согласны работать при данном уровне заработной платы, но они не могут найти работу.

Причиной вынужденной безработицы, к примеру, может быть негибкость рынка труда в отношении заработной платы (борьба профсоюзов за высокие зарплаты, установление государством МРОТа). Часть работников готова работать за маленькую зарплату, но работодатель просто не может их устроить по таким условиям. Поэтому он возьмет меньшее число работников, более квалифицированных и на более высокую зарплату.

в) сезонная – безработица характерная для некоторых отраслей экономики, где потребность в рабочей силы зависит от времени года (сезона).

Например, в сельскохозяйственной отрасли во время посева или сбора урожая.

г) технологическая – безработица, вызванная механизацией и автоматизацией производства, вследствие которой производительность руда резко возрастает и требуется меньшее число рабочих мест с более высоким уровнем квалификации.

д) зарегистрированная – безработица, характеризующая незанятое экономически активное население, официально состоящее в этом качестве на учете.

е) скрытая – безработица, фактически существующая, но официально не признанная.

Примером скрытой безработицы может быть наличие лиц, формально трудоустроенных, но фактически не работающих (во время спада многие производственные мощности простаивают и рабочая сила оказывается задействованной не в полной мере). Или это могут быть люди желающие работать, но не зарегистрированные на бирже труда.

ж) маргинальная – безработица слабо защищенных социальных слоев (женщины, молодежь, инвалиды).

з) неустойчивая – безработица, вызванная временными причинами.

Например, увольнение в сезонных отраслях экономики после окончания «горячего» сезона или добровольная смена людьми своих рабочих мест.

и) институциональная – безработица, спровоцированная вмешательством профсоюзов или государства в установление уровня заработной платы, который в результате становится отличным от того, что мог бы сформироваться на естественным путем.

Причины и последствия безработицы

Факторов, которые могут инициировать рост безработицы множество. Можно выделить следующие основные причины безработицы :

1. Структурные усовершенствования в экономике – появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека).

2. Сезонные колебания – временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях.

3. Цикличность экономики – во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается.

4. Демографические изменения – в частности рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице.

5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе.

Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы:

1. Экономические последствия:

  • сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления (в частности от );
  • рост затрат общества – на общество в лице государства ложится бремя поддержки безработных: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.;
  • снижение уровня жизни – лица, ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается;
  • недополученный выпуск продукции – в результате неполного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.

Закон Оукена Показать

Закон Оукена (Okun"s law ) – назван в честь американского экономиста Артура Мелвина Оукена.

Он гласит: превышение уровня безработицы над уровнем естественной безработицы на 1% вызывает снижение реального ВВП относительно уровня потенциального ВВП на 2,5% (выведен для США в 1960-е годы; сегодня и для других стран численные значения могут быть иными).

где: Y - фактический ВВП;

Y * - потенциальный ВВП,

u цикл. - уровень циклической безработицы;

β - эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). У каждой экономики (страны) в зависимости от периода будет свое значение коэффициента β.

2. Неэкономические последствия:

  • обострение криминогенной ситуации - больше краж, грабежей и пр.;
  • стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс;
  • политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

5.3. Безработица: причины, виды, последствия

Следующим признаком макроэкономической нестабильности является существование и периодический рост в обществе безработицы, т. е. такого положения, когда часть трудоспособного населения не находит работы. Безработным считается тот, кто хочет и может работать, но не имеет рабочего места.
В России существуют определенные критерии, по которым человека официально относят к категории безработных: он должен проживать на территории РФ более 6 мес., не иметь заработка, быть зарегистрированным в службе занятости, быть готовым приступить к подходящей работе. Безработный имеет право на пособие и бесплатное обучение профессии. Статус безработного может получить и выпускник вуза.
Безработица — это незанятость в сфере народного хозяйства трудоспособного населения, желающего иметь работу. Трудоспособными считают тех, кто по возрасту и состоянию здоровья способен работать в народном хозяйстве (мужчины в возрасте 14 — 59 лет и женщины в возрасте 14 — 54 года).
Безработица является результатом несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением. Потерять работу и не найти возможности для применения своего труда — это бедствие не только для наемного работника, но и для общества в целом.
Безработица стала непременным спутником рыночной экономики. Уровень ее непостоянен и меняется по ряду причин, но никогда не снижается до нуля.
Причинами безработицы являются:
. структурные сдвиги в экономике, связанные с внедрением новых технологий, оборудования, что приводит к сокращению излишней рабочей силы;
. экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребности в рабочей силе;
. политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера оплаты труда увеличивает издержки производства и обращения и, тем самым, снижает спрос на рабочую силу;
. сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
. изменения в демографической структуре населения, т.е. с ростом численности населения в трудоспособном возрасте возрастает вероятность безработицы.
По форме проявления безработица может быть:
. фрикционной, т.е. связанной с добровольным оставлением одного рабочего места и поисками другого. В подобной ситуации всегда находится определенная часть людей, поэтому этот тип безработицы существует постоянно;
. структурной, связанной с переменами в технологии, появлением новых и отмиранием старых профессий и целых отраслей, перестройкой экономики регионов, что вызывает увольнение части рабочей силы. Должно пройти время, прежде чем «структурные» безработные переквалифицируются и найдут себе новые места работы. Структурная безработица также неизбежна и существует в обществе всегда;
. циклической, порождаемой циклическим развитием рыночной экономики, т. е. чередованием периодов подъема и спада производства. Это самый «неприятный» тип безработицы — часто массовый и болезненный;
. сезонной, которая вызывается колебаниями спроса на рабочую силу в различные промежутки времени в некоторых отраслях (сельское хозяйство, строительство);
. скрытой, когда рабочая сила используется не полностью, люди формально работают, но фактически занимают лишние рабочие места, находятся в неоплачиваемых отпусках, увольняются.
Безработица в России имеет определенное своеобразие. При падении производства на 50% многие официально не работающие безработными не являются и не обращаются за помощью в службу занятости. Отчасти это объясняется тем, что для определенной категории населения распродажа ресурсов превратилась в источник дохода.
Немало людей, не имеющих официальной работы и официального источника дохода, занято в теневом бизнесе. Закон о занятости населения в РФ дает право гражданам на выезд на работу за границу.
Фрикционная и структурная безработица являются неизбежными и составляют естественный уровень безработицы, который обусловлен «переливанием» рабочей силы в поисках наиболее подходящих мест, необходимостью освоения новых специальностей. Естественная безработица свидетельствует о наличии прогрессивных процессов в обществе.
Вызывающей тревогу является только циклическая безработица. Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы и предполагает отсутствие только циклической безработицы. Но при полной занятости существует фрикционная и структурная безработица.
Полная занятость существует при наличии естественного уровня безработицы (процент безработных в общей численности трудоспособного населения).
Уровень безработицы, %, определяется по формуле:

У б = (Б/РС) . 100,

где Б — численность безработных, чел.; PC — общая численность работоспособных, чел.
Например (цифры условные), если в стране Xиз 96 млн трудоспособных 9,6 млн не имеют и ищут работу, то уровень безработицы в ней достигает 10%.
В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы.
Негативными последствиями безработицы являются:
. снижение объема ВНП (по сравнению с тем, который могли бы произвести);
. падение покупательского спроса;
. сокращение сбережений;
. торможение инвестиционного процесса;
. снижение предложения;
. спад производства;
. потеря квалификации высвободившихся работников;
. криминализация общества;
. усиление политической нестабильности.
Среди негативных последствий безработицы главным является недовыпуск продукции (потеря части ВНП), для определения которого используют закон Оукена, выражающий математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП.
Согласно закону Оукена, ежегодный прирост реального ВНП на 2,7 % позволяет поддерживать численность безработных на постоянном уровне. Каждые дополнительные 2,5% прироста реального ВНП уменьшают численность безработных на 1 %. Аналогичным образом каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2% вызывает рост безработицы на 1 %. Например, при естественной безработице 6% и фактической — 9% потеря ВНП (%) составит (9 — 6) . 2,5 = 7,5.
Этот закон состоит из двух частей.
1. Определенный рост ВНП необходим только для того, чтобы не дать увеличиться безработице. Численность рабочей силы с каждым годом возрастает, а ее использование при этом становится более производительным. По этим причинам от 2,5 до 3 % ежегодного прироста реального ВНП необходимо для создания новых рабочих мест, способных удержать безработицу на прежнем уровне.
2. Рост ВНП снижает уровень безработицы, тогда как относительное падение темпов роста увеличивает долю безработных. Если темпы прироста увеличиваются, например с 3 до 5%, доля безработных уменьшается приблизительно на 1 %.
Вторая часть закона Оукена содержит правило 2:1, с помощью которого можно определить, каким должен быть экономический рост для решения проблемы безработицы. Предположим, что доля безработных равна 8%, а задача правительства — снизить уровень безработицы до 6%. Это означает, что необходимо добиться более высоких темпов роста экономики путем налогового стимулирования и денежной политики.
Не менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Американские специалисты вынуждены признать, что «безработица — это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».
В России действует закон «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 № 154. Он определил сущность государственной политики занятости, которая состоит в содействии обеспечения «прав граждан на полную, продуктивную, свободно избранную занятость». Государство осуществляет регулирование занятости и рынка труда экономическими и законодательными методами:
. экономическими — когда государство способствует сохранению, развитию, созданию рабочих мест с помощью финансовокредитной, инвестиционной и налоговой политики;
. законодательными — путем разработки и принятия различных законов о труде и занятости, о гарантиях соблюдения прав граждан и ответственности лиц, нарушающих трудовое законодательство. Основную часть работы по регулированию рынка труда ведут специалисты государственных органов по труду и занятости.
Существуют следующие организационные методы государственного регулирования рынка труда:
. социальная поддержка на период трудоустройства (пособия по безработице; материальная помощь семьям безработных; общественные оплачиваемые работы; стипендии на период обучения);
. профессиональное обучение, переобучение, переквалификация органами по труду и занятости (система высшего, среднего и начального профессионального образования; система повышения квалификации и переподготовки кадров на производстве);
. перераспределение работников и трудоустройство населения (межрегиональное перераспределение рабочей силы; работа на различных предприятиях).

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Факультет управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

поэкономической теории

Безработица и занятость в современном обществе.

Решение проблемы безработицы и занятости в России.

Выполнила студентка I курса,

11 группы кафедры государственного и муниципального управления

Фёдорова Екатерина Николаевна

Научный руководитель, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления

Чижова Людмила Александровна

Архангельск

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1:

1. Безработица

1.1 Понятие безработицы, ее основные характеристики

1.2 Виды безработицы

1.3 Уровень безработицы, его определение. Естественный уровень

безработицы

1.4 Причины возникновения безработицы

1.5 Последствия безработицы

2. Занятость

2.1 Занятость населения: сущность, основные принципы

2.2 Виды и формы занятости

2.3 Особенности занятости различных возрастных групп населения

ГЛАВА 2: Решение проблемы безработицы и занятости в России

1.1 Политика занятости населения, меры по снижению безработицы

1.2 Институты содействия занятости населения

1.3 Современное состояние безработицы на примере Архангельской области

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Безработица – это явление, органически связанное с рынком труда. Неполная занятость характеризует такое состояние экономики, когда часть работников не занята производством товаров и услуг. Это влечет за собой недопроизводство валового национального продукта, происходит снижение уровня благосостояния населения.

Угроза потери работы – серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинства людей заработная плата – единственный источник доходов, а кроме того, участие в процессе труда приносит моральное удовлетворение. Безработица приводит к потере работниками квалификации и профессиональных навыков. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетии и уровне смертности, пристрастии к алкоголю. Более того, хочется особо отметить, что сокращаются не только доходы семьи, но и теряется самоуважение людей, возникают различной степени сложности заболевания на нервной почве (депрессии) и наблюдается ощущение безнадежности в завтрашнем дне. Человек просто напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, а не жить. А это, на наш взгляд, самое худшее, потому что теряется личность индивида. Поэтому неудивительно, что во время проведения предвыборной кампаний политики уделяют так много внимания обещаниям создания новых рабочих мест.

Поэтому в данной курсовой работе хотелось бы выяснить: насколько серьезными для экономики являются издержки безработицы, можно ли достичь в стране полной занятости, почему возникает безработица и каковы ее причины, может ли Россия в ближайшие годы столкнуться с дефицитом рабочей силы.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия - не исключение. Угроза всегда стоит за плечами любого наемного работника и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней можно бороться.

Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы и занятости в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.

Для её достижения поставлены задачи:

1. рассмотреть сущность, причины, виды и формы безработицы;

2. выявить социально-экономические последствия безработицы;

3. рассмотреть сущность, принципы, виды и формы занятости;

4. исследовать методы государственного воздействия на занятость и безработицу;

5. проанализировать состояние в сфере занятости России;

6. определить направления политики эффективной занятости в РФ.

Объектом исследования выступает безработица и занятость. Предметом исследования курсовой работы являются понятия, сущность, принципы и причины возникновения безработицы и занятости, методы их регулирования.

Структура работы позволяет последовательно осветить в первой части на теоретические вопросы, касающиеся определения понятий занятости и безработицы. Во второй главе представлен анализ современной ситуации в области занятости в РФ и проблема доведения безработицы до оптимального уровня через государственное регулирование занятости.

Методологической основой выполнения данной курсовой послужили работы таких отечественных и зарубежных ученных, как: П.Э. Шлендер, А.Л. Мазин, Макконнелл К. Р., Брю С. Л. , А.Г.Грязнова, Н.Н. Думная и многих других.

ГЛАВА1 : Теоретические аспекты безработицы и занятости

1. Безработица

1.1 Понятие безработицы, ее основные характеристики

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее .

Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода.

Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года).

Согласно определению Международной организации труда (МОТ) безработным считается лицо, которое:

1) имеет трудовой возраст

2) занимается активным поиском работы

3) готово приступить к выполнению работы .

По закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными (имеющим статус безработного и право на пособие) в России признаются трудоспособные (т.е. не являющиеся инвалидами первой и второй групп) лица трудоспособного возраста (женщины от 15 до 54, мужчины от 15 до 59 лет), не имеющие работы (доходного занятия), зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу и готовые приступить к ней, и которым служба занятости не может подобрать подходящую работу в течение 10 дней после первичной регистрации .

В Российской Федерации подсчет безработных осуществляется двумя способами:

1) по методологии МОТ

2) на основании закона «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 г .

Согласно методике МОТ сведения о безработных фиксируют в результате периодических выборочных обследований и опросов населения, осуществляемых Государственным комитетом по статистике. Как правило, выборка охватывает порядка 500 000 человек в возрасте от 16 до 72 лет.

Иначе определяется количество безработных в соответствии с законодательными нормами. По Закону «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 года безработный обязательно должен зарегистрироваться в органах службы занятости. Таким образом, подсчитывается численность официальных безработных .

Применяемые способы подсчета безработных дают различные результаты. Рассмотрим данные численности безработных в России, показанные в табл.1. Приведенные данные в таблице показывают, что численность безработных зависит от того, каким способом определен этот показатель .

Таблица 1

Определение численности занятых по различным методологиям

Такое различие объясняется следующими причинами:

Нежелание части безработных обращаться в органы службы занятости, поскольку те, по их мнению, не располагают достаточной информацией о подходящих вакансиях

Низкий уровень пособий по безработице и задержки по их выплате

Возможность найти работу в неформальном секторе экономики, доходы от которой могут значительно превысить пособие по безработице

Наличие скрытых безработных, месяцами не получавших заработную плату и продолжающих формально числиться занятыми .

По условиям взаимодействия со службой занятости не признаются безработными граждане:

1) отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера

2) лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера)

3) ищущие работу, не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы

4) не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных

5) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания их безработными .

1.2 Виды безработицы

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные типы. Вся классификация видов безработицы представлена на рис.1.

Похожие статьи