Виды услуг предоставляемых городским хозяйством. Муниципальное хозяйство. Отрасли непроизводственной сферы

Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Особое место среди них занимает городское хозяйство.

Имеются различные точки зрения на содержание данного термина, которые отличаются широтой охвата включаемых отраслей и видов деятельности, а также принципами формирования этих понятий. Можно выделить три подхода к формированию и принципам образования данной сферы: расширительный, ограничительный и рациональный.

Согласно первому из них в состав городского хозяйства включается практически все, что находится на данной территории. Причем в этой трактовке встречаютве разновидности. Согласно первой из них городское хозяйство включает все имеющиеся виды деятельности на данной территории, независимо от ее характера, муниципальной направленности, форм собственности и т. п. Этот подход имеет очень размытые границы и полностью совпадает с понятием «социально-экономическая сфера города». В соответствии со второй разновидностью расширительного подхода в состав городского хозяйства включаются все отрасли и виды деятельности, ориентированные на местный рынок и на местного потребителя в лице органов местного самоуправления, населения и организаций, имеющих местный характер, независимо от форм собственности. В этом случае городское хозяйство полностью совпадает с понятием «градообслуживающая сфера».

В соответствии с ограничительной точкой зрения под городским хозяйством понимают только те отрасли, виды деятельности и объекты, которые находятся в муниципальной собственности. Практически это означает заметное сужение границ городского хозяйства в связи с наличием процесса приватизации городским объектов и недоучетом различных предприятий и организаций данной сферы, имеющих альтернативные формы собственности - ремонтно-строительные, жилищно-коммунальные, транспортные и т. д.

В соответствии с рациональной позицией, которую мы принимаем, термин «городское хозяйство» должен содержать особую качественную определенность и не совпадать с другими понятиями. В состав городского хозяйства включаются те отрасли и виды деятельности, которые относятся к градообслуживающей сфере, являются составной частью хозяйственно-экономической деятельности на данной территории, имеют социально-ориентированный характер и находятся в области прямого регулирования городских органов власти. Исходя из этого, городское хозяйство представляет собой территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий потребности населения и территории в услугах, работах и продукции, имеющих общественную значимость, а также создающий необходимые условия для развития города.

Основу городского хозяйства составляет жилищно-коммунальный комплекс, включающий жилищное хозяйство и отрасли коммунального обслуживания потребителей. Данный комплекс имеет высокий удельный вес муниципальной собственности и выполняет жизненно-важные функции для жизнедеятельности города - содержание и ремонт жилых и общественных зданий, техническое и санитарное содержание городское территории, обеспечение населения и организаций водой, газом, электроэнергией, теплом. В тоже время другие отрасли сферы услуг, например, торговля и общественное питание, практически полностью приватизированы и в состав городского хозяйства не входят. По отношению к ним создаются необходимые условия для развития и осуществляются функции контроля.

Итак, в состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:

Жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного
содержания жилищного фонда, текущего и капитального ремонта
жилых зданий;

Водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

Коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение;

Благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство,
санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора,
садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм,
водоемов, пляжей и других городских объектов;

Городской пассажирский транспорт и организация транспортных
потоков;

Управление городским имуществом;

Городские информационные системы и пр.

Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

Техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов
социально-культурной сферы города - школ, поликлиник, больниц,
библиотек, спортивных объектов и т. п.;

Коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением
канализационных стоков, услугами по благоустройству городской
территории предприятий торговли и общественного питания,
правоохранительных и военных организаций, промышленных
предприятий, коммерческих организаций различного профиля и
прочих объектов, находящихся на территории города.

Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги

2. Основные экономические субъекты городского хозяйства:

Городское хозяйство означает взаимодействие между тремя основными субъектами: домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления.

В общей экономической теории под домашним хозяйством понимают конечных потребителей национального продукта. Общая экономическая теория относит к предпринимательскому секторы всех, кто производит товары и услуги с целью получения прибыли. Существуют разные подходы к оценке деятельности предприятий. Для местного сообщества важно оценить не только эффективность отдельного предприятия, сколько то, что дает каждое конкретное предприятие для обеспечения жизнедеятельности сообщества в целом. С этой точки зрения можно предложить следующие критерии:

Критерий прибыльности предприятия имеет принципиальное значение,
т. к. часть налогов и отчислений от их деятельности является важным
источником пополнения местного бюджета;

Критерий занятости. Важными являются вопросы: сколько рабочих мест создает предприятие? насколько стабильны созданные рабочие места?

Согласно ст. 131 Конституции РФ, населению предоставлено право
самостоятельного определения структуры органов местного самоуправления, которое закрепляется в Уставе муниципального образования. Ограничением при этом является наличие выборных органов как одного из критериев существования самоуправления. Предлагается предприятиям и организациям различного профиля, находящимся на территории города.

Особенностями городского хозяйства являются:

Высокая социальная значимость, так как практически все виды деятельности в составе городского хозяйства направлены на обеспечение потребностей горожан;

Тесная взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей городского хозяйства между собой и с другими сферами деятельности на данной территории;

Особый характер деятельности предприятий городского хозяйства однородность продукции, трудность образования запасов и др.

Наличие естественных локальных монополий при обеспечении функционирования жизненно-важных инженерно-энергетических систем города водоснабжение и канализация, коммунальная энергетика.

Рассмотрю пять моделей организации местного самоуправления: Выбор той или иной модели зависит от множества разных факторов. На практике возможно сочетание моделей.

а) Модель «Сильный мэр - Совет»

Мэр обладает правом отлагательного вето на решения Совета;

Самостоятельно формирует администрацию;

Назначает на должность и освобождает от нее сотрудников администрации;

Единолично руководит деятельностью администрации;

Организует работу Совета, председательствует на его заседаниях,
подписывает акты, принимаемые Советом.

Для соблюдения баланса Совет наделяется правом преодоления вето большинством голосов депутатов. Досрочное прекращение полномочий мэра в случае утраты доверия со стороны избирателей происходит по решению местного референдума.

б) Модель «Слабый мэр - Совет»

Мэр не имеет право вето;

Формирование администрации, назначение на должность и освобождение от нее сотрудников администрации производится им с согласия Совета;

Пределы его права руководства администрацией ограничены решениями Совета.

Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется Советом по собственной инициативе или инициативе населения.

Условие применения: когда невозможно выявить предпочтения избирателей в отношении кандидатов или если кандидат не обладает знаниями, умениями и навыками для управления муниципальным образованием.

в) Модель «Совет - Управляющий»

В этой модели должность мэра не предусматривается. Деятельность Совета осуществляется председателем, избираемым из числа депутатов Совета. Он не имеет полномочий по руководству местной администрацией.

Все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрактной основе управляющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью, назначает и увольняет должностных лиц администрации. Отношения управляющего с Советом определяются условиями контракта.

Условие применения: при неопределенности ситуации в отношении претендентов на должность высшего должностного лица муниципального образования.

г) Модель «Городская комиссия»

Избираются не депутаты представительного органа, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица.

Условие применения: для муниципальных образований, имеющих достаточный кадровый потенциал.

д) Модель «Мэр - Собрание»

Расходы и доходы местного бюджета

Местный бюджет - это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.

Классификация местных бюджетов

Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.

РАСХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель органа власти. Классификация видов расходов исходит, прежде всего, из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.

Выделяют две основные группы расходов:

закрепляется

Необязательные расходы . К этой группе расходов относят расходы на мероприятия краткосрочного характера, и в большинстве случаев эти мероприятия выполняют органы местного самоуправления исходя из интересов жителей, которые эти органы представляют.

Муниципальные образования крайне разнообразны, а спектр расходов местных бюджетов крайне широк. В связи с этим особое искусство требуется от муниципальных работников при определении приоритетности и первоочередности тех или иных расходов местных бюджетов. При подобном подходе к планированию расходов возникает своеобразная пирамида потребностей муниципального образования.

Применение данной пирамиды позволяет распределить расходы местного бюджета на три группы и при последующем планировании доходной части бюджета подобрать доходные источники по степени их надежности.

Так, к первой группе будут отнесены расходы, исполнение которых закреплено за каждым конкретным муниципальным образованием законом и, соответственно в обеспечение данной группы расходов должны быть закреплены наиболее надежные источники доходов, прежде всего те, которые переданы государством под исполнение полномочий, вызывающих эти расходы. За второй группой закрепляются доходные источники, и она финансируется из бюджета. Третья группа представляет собой своеобразный резерв, который отражается в планах и финансируется по возможности или наличию средств, хотя может также финансироваться и за счет различных форм привлеченных внебюджетных средств.

ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Классификация доходных статей: По видам:

1. Налоговые доходы муниципального бюджета

Собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;

Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерации и субъектом Российской Федерации.

2. Неналоговые доходы муниципального бюджета . К ним относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

Доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными организациями;

По основным источникам формирования:

1. Государственные средства, передаваемые органам местного самоуправления органами государственной власти (федеральными или региональными) в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством. К ним относятся:

Закрепленные доходы - полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в местный бюджет.

- в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в местный бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

Дотация - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на безвозвратной и безвозмездной основе без целевого назначения на покрытие текущих расходов (в случае, если закрепленных и регулируемых доходов недостаточно для финансирования минимального бюджета нижестоящей территории).

уровня или юридическому лицу на безвозвратной и безвозмездной основах.

2. Собственные средства муниципального образования, создаваемые за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т. д.) и закрепляемые на постоянной основе за соответствующим бюджетом законодательством Российской Федерации.

3. Заемные средства, бюджетная ссуда и муниципальный кредит (например, взаимный кредит, предоставленный одним муниципальным образованием другому, привлеченные средства в результате эмиссии муниципальных облигаций, кредиты банков и пр.).

4. Новые формы и методы управления эксплуатацией жилищного фонда города

Основными участниками процесса эксплуатации жилищного фонда являются жилищно-эксплуатационные и ремонтные организации, администрация города в лице соответствующих служб и ведомств, а также жители. Жилищно-эксплуатационные и ремонтные организации обеспечивают весь комплекс работ по техническому и санитарному содержанию жилья, его ремонту и модернизации. Более крупные и объемные работы выполняются специализированными строительными и ремонтно-строительными предприятиями.

Данная система управления носит административный характер. Она характеризуется использованием преимущественно распорядительных рычагов управления, жестким централизованным характером взаимоотношений между вышестоящими и нижестоящими звеньями управления и предприятиями отсутствием альтернативных форм управления и хозяйствования.

организационно-распорядительных и правовых методов. В данной системе предусматривается формирование конкурентных начал в жилищном хозяйстве и расширении круга участников хозяйственного процесса.

Рассмотрим функции основных участников эксплуатационного процесса.

Администрация

Служба заказчика выступает от лица города, формирует муниципальный заказ на содержание и ремонт жилья, заключает договоры с производителями работ и потребителями услуг, обеспечивает контроль за проведением и сдачей выполненных работ. Организационно-правовая форма - учреждение или государственное унитарное предприятие.

Городские жилищно-эксплуатационные предприятия проводят работы по содержанию и ремонту городского жилищного фонда, а также фонда других форм собственности в соответствии с договорными обязательствами. Организационно-правовая формагосударственные унитарныепроизводственные организации.

Управляющие компании представляют собой негосударственные и немуниципальные организации, имеющие разнообразный статус, в том числе и статус частных фирм, но выполняющие функции заказчика по договору с городом или с негосударственными структурами на содержание жилищного фонда.

Фирмы - производители ремонтно-эксплуатационных работ и услуг выполняют работы преимущественно в немуниципальном секторе города.

Разделение функций заказчика и подрядчика в процессе эксплуатации жилищного фонда направлено на обеспечениеэкономической заинтересованности исполнителей в результатах своей деятельности и на повышение качества обслуживания жилья.

Важной формой развития жилищной системы является расширение коллективных форм владения жилищным фондом. Зарубежный и отечественный опыт эффективной эксплуатации жилищного фонда свидетельствует о целесообразности объединения владельцев жилья для выражения и защиты своих интересов. Материальной формой такого объединения становится кондоминиум, а организационно-правовой формой -товарищество собственников жилья.

Товарищество собственников жилья в соответствии с нормативными требованиями.

Права ТСЖ:

утвержденным общим собранием членов ТСЖ.

ТСЖ распоряжается взносами членов товарищества, заемными средствами, доходами от коммерческой деятельности для содержания и ремонта недвижимого имущества в жилищной сфере, для строительства и реконструкции жилья, для погашения задолженности по кредиту и на др. цели. Доходы от хозяйственной деятельности не могут распределяться между домовладельцами, за исключением случаев ликвидации товарищества.

Каждый член товарищества имеет право самостоятельно, без согласия с другими домовладельцами, распоряжаться своей собственностью, участвовать в деятельности ТСЖ, избирать и быть избранным в органы управления.

5. Основные виды организационных структур управления предприятием ЖКХ

В настоящее время в ЖКХ действуют два основных вида организационных систем управления: линейная и линейно-функциональная (смешанная).

т. е. все в пределах участка находится в распоряжении руководителя. Один руководитель выполняет технические, экономические и другие функции по организации и осуществлению процесса производства. Типичный пример линейной структуры управления - первичная организация по эксплуатации жилищного фонда в кондоминиуме.

Структура управления предприятия по обслуживанию жилищного фонда (линейная структура управления)

Функциональная система управления отличается от линейной тем, что на каждой ступени управления создается аппарат, работники которого выполняют строго специализированные функции по организации и осуществлению процесса управления. Вместо одного руководителя имеется несколько специалистов, выполняющих отдельные виды работы по осуществлению процесса управления. Преимущество этой системы перед функциональной заключается в том, что орган управления структурного звена предприятия выполняет функции более точно и квалифицированно. Работник органа управления специализируется по строго определенной функции (финансовая и бухгалтерская работа, организация работ по обслуживанию и ремонту основных фондов предприятия и т. д.). Здесь действует правило: чем уже круг установленных обязанностей по организации управления, тем лучше и более квалифицированно они выполняются.

При функциональной организации управления цехом или участком каждый работник получает распоряжение от нескольких специалистов в одной строго ограниченной области. Однако существенными недостатками такой системы, характерной для крупных предприятий ЖКХ, являются: усложнение взаимоотношений и подчиненности в процессе производства, т. к. работник имеет несколько руководителей; снижение ответственности за общие результаты деятельности; некоторое дублирование функций управления.

В «чистом» виде функциональные структуры на предприятиях ЖКХ встречаются редко. Наибольшее распространение получили смешанные линейно-функциональные системы, представляющие собой соединение преимуществ линейной и функциональной систем управления. Связь структурных подразделений здесь строится в вертикальном и
горизонтальном направлении. Такая структура показывает четкое разграничение линейного руководства с функциональнымиподразделениями. На каждой ступени управления в помощь линейному руководителю создаются функциональные отделы, которые разрабатывают для линейных руководителей рекомендации по отдельным вопросам организации труда и производства. Такая система управления в ЖКХ показала ее преимущества перед другими системами и экономическую целесообразность. Она отвечает требованиям рационального построения органов управления.

6. Транспортный комплекс города. Основные направления и мероприятия по развитию городского пассажирского транспорта

Транспортный комплекс городского пассажирского транспорта (ГПТ) включает индивидуальные массовые и другие виды транспорта.

Продукция (услуга) ГПТ, в отличие от продукции промышленности, не может быть во времени и пространстве оторвана от производственного процесса, не может существовать вне этого процесса. Поэтому, с одной стороны, нельзя путем перевыполнения плана перевозок пассажиров создать какой-то запас продукции, а с другой, невыполнение плана за некоторый отрезок времени нельзя компенсировать в последующие периоды без ущерба для интересов пассажиров.

Эффективность производства на транспорте носит двойственный характер. Положительный результат, выгодный предприятиям транспорта и в целом транспортной системе, свидетельствующий о высокой эффективности производства, может оказаться неприемлемым для пассажиров -потребителей транспортной услуги. Так, например, целесообразное в других отраслях повышение фондоотдачи, увеличение выпуска продукции (а для транспорта - объема перевозок) при меньшем количестве оборудования (перевозочных средств, т. е. подвижного состава) для ГПТ означает увеличение интервалов движения, а для пассажиров - увеличение затрат времени на поездку.

обслуживания населения транспортный комплекс ГПТ вынужден оснащаться транспортными средствами, современной техникой для их содержания и обслуживания, расширять производственную базу. Между тем плата за проезд ниже себестоимости перевозок. Поэтому доходы от перевозок не покрывают полностью эксплуатационные расходы, и все виды ГПТ являются убыточными и находятся на дотации из местного бюджета.

Основными направлениями и мероприятиями, обеспечивающими совершенствование транспортной системы ГПТ, являются:

1. Укрепление технической базы ГПТ . Речь идет о таких мероприятиях, как определение потребного количества подвижного состава, парков (депо); развитие транспортных сетей, дорог, путей, контактных линий и пр.

2. Оптимизация маршрутной схемы

3. . Рациональная организация движения транспорта в городе позволяет обеспечить высокую скорость и безопасность движения, наибольшие удобства для пассажиров и экономичность перевозок. Мероприятия, способствующие улучшению регулирования движения и повышению его безопасности - это устройство «островков безопасности» на широких улицах, маркировка проезжей части и перекрестков, установление режима работы светофоров в полном соответствии с условиями движения, оборудование уличной сети дорожными знаками и т. д.

4. Совершенствование организации движения пассажирского транспорта. Основой организации движения транспортных средств являются: соблюдение расписания движения, удовлетворяющего потребностям пассажиров, разработанного с учетом закономерностей формирования потоков пассажиров; установление оптимальных скоростей движения и времени простоя на промежуточных и конечных остановочных пунктах, а также эффективная система диспетчерского управления.

5. Развитие новых форм и методов хозяйствования на транспорте .

В настоящее время предприятия городского пассажирского транспорта являются убыточными. Действующий механизм функционирования предприятий ГПТ становится тормозом их развития. Норматив доплат за единицу выполненных транспортных услуг предполагает планово- убыточную деятельность предприятий, ставит в обратную зависимость дотацию из бюджета и увеличение объема перевозок, не заинтересовывает предприятия в конечных результатах работы.

заинтересованность в развитии, экономии материальных ресурсов. Величина тарифов должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство деятельности предприятий.

Единицей муниципального заказа целесообразно сделать местокилометр. Определение расчетных тарифов осуществляется на основе нормативов материальных и иных затрат с учетом уровня сложившихся цен по материально-техническим ресурсам и среднеотраслевой рентабельности.

Существует практическая возможность различных форм участия частного сектора в организации работы общественного транспорта. Перспективным вариантом является привлечение частных компаний к обслуживанию городских маршрутов по контрактной системе. В контрактах, заключаемых между частными компаниями и государственной транспортной службой, оговариваются права и обязанности сторон, а также организационные экономические взаимоотношения.

6. Укрепление финансового обеспечения содержания и развития . Наиболее острой проблемой, препятствующей развитию транспортного хозяйства города, является ограниченность финансовых ресурсов. Существующих бюджетных ресурсов недостаточно для развития ГПТ, и поэтому важным является поиск альтернативных источников финансирования. Важную роль может сыграть привлечение средств частных интересов через создание частных компаний по обслуживанию городских маршрутов на контрактной основе. Возможно привлечение нецентрализованных инвестиций, в первую очередь, средств частных инвесторов для строительства заводов по выпуску подвижного состава.

7. Оценка достигнутого уровня и проблемы развития

Сфера благоустройства территории города включает в себя комплекс отраслей обеспечивающих санитарное и техническое содержание территории, ее уборку и озеленение.

Состав сферы благоустройства: дорожное хозяйство, садово-парковое хозяйство, санитарная очистка, содержание водоемов, пляжей и прочих территорий, малые формы благоустройства.

Сфера санитарной очистки: ТБО, уличная уборка.

Среди причин обострения проблем санитарной очистки наиболее важное значение занимают:

Усложнение состава отходов, производимых различными источниками (населением, административными учреждениями, строительными и промышленными объектами и т. д.);

Уменьшение территорий, пригодных для захоронения отходов;

Увеличение затрат на сбор, транспортировку, переработку и хранение отходов;

Использование современной техники и технологий;

Формирование конкурентной среды на конкурсной основе и привлечение организаций разных форм собственности;

Разработка системы стандартов;

Повышение уровня менеджмента.

В настоящее время в городах России осуществляется сбор, вывоз и складирование ТБО, но экологические требования при этом не выдерживаются, значительная часть территории отчуждается под свалки и находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, вторичные ресурсы практически не используются.

В мировой практике известно более 20 методов обезвреживания и утилизации ТБО. Большинство этих методов не нашли сколько-нибудь значительного распространения в связи с их технологической сложностью и сравнительно высокой себестоимостью переработки ТБО.

Наибольшее практическое распространение в мировой практике получили экономически и экологически наиболее оправданные методы: складирование на полигоне (свалке), сжигание, аэробное биотермическое компостирование, комплекс компостирования и сжигания (или пиролиза) некомпостируемых фракций, изготовление гранулированного топлива и компоста.

Наиболее распространенным способом в России является полигон как наиболее простой и дешевый метод. Современные полигоны, как правило, не отвечают экологическим требованиям, так как не имеют соответствующих инженерных сооружений, оборудованных системами борьбы с загрязнениями воды, воздуха и почвы. Кроме того, они занимают большие площади, необходимые для сельского хозяйства, не говоря уже о том, что вместе с ТБО безвременно захоранивается множество полезных компонентов.

Основными недостатками мусоросжигательных заводов является трудность очистки выходящих в атмосферу газов от вредных примесей, высокая концентрация вредных выбросов в атмосферу, а также эти заводы имеют более высокие эксплуатационные и капитальные затраты, чем мусороперерабатывающие заводы.

Наиболее экологически и экономически оправданным методом утилизации ТБО, имеющим практическое применение в России, является аэробное биотермическое компостирование. В процессе переработки отходов производится компост, являющийся ценным органическим удобрением. Соответствующие технологические мероприятия позволяют нормализовать содержание в компосте микроэлементов, в том числе солей тяжелых металлов.

Управление системой организации обращения с ТБО осуществляет Комитет ЖКХ (Служба заказчика), а выполняют необходимый объем работ подрядные организации. Большинство подрядчиков работает на государственных и муниципальных предприятиях (частных фирм мало).

Источник финансирования работ - бюджет и средства потребителей, а также дотации производителям работ и услуг. Тарифы установлены только на сбор и вывоз отходов, имеются дотации и льготы по оплате. Оплата по переработке проводится по низким тарифам из бюджета.

конкуренции и формировать комплексную систему обращения с ТБО

8. Инженерно-энергетический комплекс города: оценка, проблемы, пути развития

Состав ИЭК - водопроводно-канализационное хозяйство, тепло- и электроэнергетика, газоснабжение, обеспечение потребителей жидкими и твердыми видами топлива.

Особенности ИЭК - наличие локальных естественных монополий, выполнение жизненно важных обеспечивающих функций, непрерывный режим работы, неравномерность поставок ресурсов (по часам, суткам, сезонам года) и наличие избыточных мощностей (час-пик, сутки-максимум и т. д.).

Оценка ситуации в ИЭК

Выполнение ИЭК функций по ресурсосбережению потребителей на пределе технических возможностей;

Ухудшение технического состояния повышение аварийности и снижение уровня надежности инженерных систем и оборудования;

Дефицит энергетических и водных ресурсов в ряде городов страны;

Низкое качество поставляемых ресурсов населению и другим потребителям;

Чрезмерные потери и перерасход энергетических и водных ресурсов;

Наличие тенденции развития автономных систем ИЭК в связи с неэффективностью централизованного ресурсообеспечения.

Причины проблем в ИЭК

Дефицит инвестиционно-финансовых ресурсов;

Неэффективная система управления данным комплексом;

Отсутствие реального механизма ресурсосбережения у производителей и потребителей;

Неэффективная система регулирования естественных монополий в ИЭК города.

Отсюда следует необходимость глубоких структурных реформ в ИЭК (его реструктуризация).

Цели:

Снижение издержек и удельного потребления ресурсов до нормативного уровня.

Направления реструктуризации ИЭК

Формирование конкурентной среды путем проведения тендеров на строительство, реконструкцию и капремонт объектов, закупку оборудования, материалов, топлива и привлечение фирм различных форм собственности;

Разработка механизма привлечения инвестиций в ИЭК (перфоманс- контракты, ЭСКО и другие формы);

9. развития городского хозяйства

Направления

1. Повышение эффективности системы управления городским хозяйством

2. Развитие договорных отношений в городском хозяйстве. Заключение договоров между администрацией города, производителями работ и населением.

2. Формирование конкурентной среды в городском хозяйстве

1. Внедрение конкурсной системы отбора подрядчиков во всех отраслях городского хозяйства.

жилищным фондом (товариществ собственников жилья).

3. Стимулирование ресурсосбережения.

2. Организация учета расхода энерго- и водных
ресурсов у потребителей. Разработка программы внедрения приборов учета энергетических и водных ресурсов.

4. Упорядочение тарифной системы

1.. Разработка и принятие экономически обоснованных тарифов по оплате услуг для населения.

2.. Введение дифференцированных ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения.

5. Обеспечение социальной поддержки населения

1. Разработка и введение в практику стандартов

жилищно-коммунальном обеспечении населения.

2. Упорядочение системы льгот по-оплате услуг
ЖКХ.

Повышение жилищной обеспеченности населения

Формирование фонда муниципального жилищного строительства за счет средств бюджета города, внебюджетных поступлений и платы за найм жилых помещений.

10. Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований

ставить задачу комплексного социально-экономического развития и под свою ответственность ее решать.

Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования будем понимать управление взаимно согласованными программами развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.

Каким бы сложным ни был бы процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:

В период разработки программы развития:

Сбор и обработка информации;

Постановка целей;

Выработка стратегических установок и критериев развития;

Оценка потенциала и ресурса развития;

Развития муниципального образования;

Разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Основные этапы управления комплексным социально-экономическим развитием

Этап сбора и обработки информации для органов местного самоуправления приобретает большое значение. В условиях самоуправления это не просто сбор информации для осуществления статистической отчетности.

Одной, из первых программ развития муниципального образования должна стать программа становления и развития информационного обеспечения самоуправления муниципального образования.

На базе полученной на этом этапе информации должны быть определены наиболее перспективные направления развития экономической основы комплексного развития муниципального образования.

Этап постановки целей также важен в процессе управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования. Учитывая то, что определение целей развития носит выраженный творческий характер, какой-либо формальный единый алгоритм, применимый для широкого распространения, рекомендовать невозможно.

Сначала оценивается имеющаяся в распоряжении муниципального образования информация, которая является базовой для предварительной оценки возможных направлений развития. Затем на основе отобранных предварительных данных проводится экономическая и социальная оценка предполагаемых стратегических направлений развития.

Важнейшими направлениями предплановых исследований является изучение и оценка потенциала территории. Стартовый социально-экономический потенциал территории может быть представлен в качестве трех основных блоков.

, это блок базовых ресурсных потенциалов территории, объединяющий природно-ресурсный потенциал, экономико-географический и демографический. Эти потенциалы объективно характеризуют природно-географические возможности города.

Во-вторых , блок обеспечивающих потенциалов социально-экономического развития города. Этот блок объединяет потенциалы, способствующие реализации базовых ресурсных потенциалов. В его состав входят трудовой потенциал, производственный, научно-инновационный, социально-инфраструктурный, инвестиционный и другие.

В-третьих , блок потенциалов готовности города к социально-экономическим преобразованиям, включающий в себя потенциал социально-психологической, нормативно-правовой и научно-методической готовности.

Определение целей развития может продолжаться непрерывно , но в определенные сроки должны быть выданы соответствующие результаты, на основании которых можно будет начать следующий этап - разработку концепции и программы развития на очередной планируемый цикл.

Этап разработки программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования - это основной этап в цикле управления развитием муниципального образования.

Этап принятия программы комплексного социально -экономического

принципиальный этап в процессе управления развитием муниципального
образования. Программа после принятия приобретает статус местного закона
и предопределяет все последующие действия органов местного
самоуправления, наделенных распорядительно-исполнительными полномочиями.

Этап реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования вступает в силу после принятия бюджета развития. Полученная информация анализируется, и вырабатываются, если это необходимо, предложения по корректировке бюджета и самой программы развития. Учитывая то, что муниципальные образования - равноправные субъекты рынка, а также то, что органы местного самоуправления работают в условиях изменяющейся внешней среды, необходимо в управлении развитием предусмотреть корректировку бюджета.

Введение

Учреждение - это некоммерческая организация, создаваемая для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Муниципальное учреждение - учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию муниципальных услуг (выполнению работ) физическим и юридическим лицам, в соответствии с муниципальным заданием осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования.

Муниципальные учреждения создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. Муниципальное предприятие является особым видом юридических лиц. Оно не относятся к хозяйственным обществам и товариществам, хотя и представляет собой коммерческую организацию.

Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество -- правом оперативного управления. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

Теоретические аспекты деятельности муниципальных предприятий и их место в системе муниципального хозяйства

Место муниципальных предприятий в системе муниципального хозяйства

Для того чтобы определить место муниципальных предприятий в системе муниципального хозяйства, необходимо определить что же такое само «муниципальное хозяйство».

Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает подход, исходящий из того, что:

1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения можно выделить следующие элементы: муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования); иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований; органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения, наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

Однако это лишь теоретическая модель, поскольку подобное состояние муниципальных предприятий является плодом достаточно длительной и сложной работой. Так, для муниципалитетов дореволюционной России потребовалось почти пятьдесят лет реформ для того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить до пятидесяти процентов доходной части бюджетов.

Каждая страна ведет свое собственное хозяйство. Именно благодаря промышленности пополняется бюджет, изготавливаются необходимые товары, продукты, сырье. Степень развития государства во многом зависит от эффективности ведения народного хозяйства. Чем выше оно развито, тем больше экономический потенциал страны и, соответственно, уровень жизни ее граждан. Управление отраслями народного хозяйства совершают специальные органы. Зачастую стратегически важные предприятия контролируются государством.

Понятие отрасли экономики

Все предприятия, фабрики, учреждения, которые занимаются изготовлением продукции или услуг одного типа, составляют определенную отрасль. Очень часто отрасли хозяйства тесно взаимодействуют между собой. Они используют в своем производстве материалы, сырье, оборудование других областей промышленности. Все отрасли народного хозяйства можно разделить на две группы. К первой относят добывающую промышленность. Она занимается добычей полезных ископаемых, других разновидностей сырья. Также сюда включают и добычу морепродуктов. Вторая категория - обрабатывающая промышленность. Этот вид занимается обработкой всевозможного сырья и материалов. Основные отрасли народного хозяйства - это непосредственно промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспортная система. Они, в свою очередь, делятся на другие подтипы.

Экономические зоны России

Территория страны имеет неравномерное распределение запасов полезных ископаемых. Именно поэтому отрасли хозяйства России образовывают две большие экономические зоны: Восточную и Западную. Первая объединяет Сибирь, Дальний Восток и характеризуется немалыми запасами ресурсов. Тут преобладает Западная часть не имеет такой сырьевой базы. Поэтому здесь отрасли хозяйства в основном обрабатывающие. В этом регионе сосредоточено 2/3 всех промышленных районов.

Отрасли народного хозяйства. Классификация

В зависимости от того, каково назначение продукции, выделяют промышленность групп «А» и «Б». Первая занимается изготовлением средств производства, вторая - продуктов потребления. Также различают производственную и Отрасли хозяйства, которые относятся к производственной сфере:


Все услуги, обслуживание населения составляют непроизводственную сферу:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • коммунальное хозяйство;
  • искусство, культура;
  • финансы, пенсионное обеспечение;
  • наука и т. д.

Газовая, нефтяная, угольная промышленность

Топливно-энергетический комплекс страны - очень важный показатель её развития и экономического потенциала. Газовая отрасль включает разведку месторождений газа, его добычу, транспортировку и использование. Добывать голубое топливо сравнительно недорого. Например, стоимость превышает стоимость более чем в 10 раз. Нефтяная отрасль занимается поиском месторождений, добычей и доставкой нефти. Попутно добывается и природный газ. Наиболее дорогостоящей является угольная промышленность. Каменный, добывают в шахтах. Подобные отрасли хозяйства требуют значительных финансовых вложений, а также большого количества человеческих ресурсов.

Электроэнергетика

К топливно-энергетическому комплексу относят также и производство, распределение электрической энергии. Вырабатывается она на теплоэлектростанциях, атомных и гидроэлектростанциях. Тепловые станции для производства используют газ, уголь, мазут или торф. При их сжигании тепловая энергия превращается в электрическую. На берегах крупных водоемов сооружают гидроэлектростанции. Себестоимость производимой ими электроэнергии гораздо ниже. Если район не имеет рек и больших запасов топлива, то сооружаются атомные электростанции. В их работе используются Расход топлива при этом значительно меньше. Еще одно несомненное преимущество - сохранение чистоты окружающей среды. Новое слово в энергетике - геотермальные станции. Они используют внутреннее тепло земли (расположены вблизи вулканов).

Металлургия

Отрасли хозяйства многих стран (в том числе и России) включают производство черных и цветных металлов. Выделяют металлургию полного цикла (производство чугуна, стали, проката) и передельную, в которой чугун отсутствует. На размещение предприятий такого типа влияет наличие сырья и электроэнергии. Отрасли народного хозяйства России, которые занимаются производством стали и проката - одни из мировых лидеров. Технология изготовления цветных металлов имеет ряд особенностей. Прежде всего добываются руды, затем происходит их обогащение. Производится концентрат, черновой металл. Для придания ему необходимых свойств и параметров выполняется операция рафинирования. Выделяют производство тяжелых (никель, свинец, олово) и легких (алюминий, Металлургия тяжелых металлов является материалоемкой: производство одной тонны металла требует несколько сотен тонн руды. Чаще всего такие предприятия размещаются вблизи источников сырья.

Машиностроение

Предприятия должны учитывать ряд факторов: наличие сырья и потребителя, высокая квалификация персонала, выгодное транспортное и географическое положение. Сюда входят следующие отрасли хозяйства: автомобильная, вагоностроительная промышленность, производство судов, тракторов. Также в эту категорию включают приборостроение, изготовление бытовой техники и электронно-вычислительных машин. Данная отрасль занимается также изготовлением деталей и комплектующих.

Предприятия лесной, химической отраслей

Продукция лесопромышленного комплекса встречается нам каждый день. Это и тетради, и мебель и многое другое. Лесозаготовительные отрасли хозяйства занимаются сбором, обработкой и переработкой древесины. Зачастую такие предприятия размещаются в регионах с обширными посадками деревьев. Деревообрабатывающая отрасль изготавливает строительные детали из древесины, фанеру, мебель.

Также эта область включает лесопильную промышленность. Целлюлозно-бумажные отрасли хозяйства производят бумагу, картон, целлюлозу, бумажную тару и многое другое. Выделяют также лесохимическую промышленность. Она занимается изготовлением растворителей, метилового спирта, гидролизным производством. Химическая промышленность включает в себя изготовление волокон, красителей, пластмасс, лакокрасочную отрасль. Также в этот комплекс входит фармакология, производство веществ органического синтеза, бытовой химии.

Отрасли сельского хозяйства

Сельское хозяйство является довольно важной составляющей экономики страны, ведь именно оно обеспечивает население продуктами питания. Данную категорию разделяют на животноводство и выращивание всевозможных растений (овощей, фруктов, зерновых и технических культур и т. п.).

Отрасли сельского хозяйства, которые занимаются разведением животных - это скотоводство (мясные, молочные породы), овцеводство, птицеводство. Также существуют фермы по выращиванию свиней, коней, рыбы, Пчеловодство также является одной из сфер животноводства.


1. Экономика города


Слово-«экономика» происходит от древнегреческого слова «ойкос», что означает хозяйство. Если руководствоваться этим подходом, то экономика города - это городское хозяйство. В таком случае экономику города следует, рассматривать с точки зре­ния состояния производительных сил и производственных отношений. В первом случае речь идет о материально-технической базе городского хозяйства, а если говорить конкретно о системе средств производства (средств труда и предметах труда), технологиях, с помощью которой производятся материальные блага и услуги.

Городское хозяйство - хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

В настоящее время существует тенденция преобразования крупных городов из промышленных центров, в центры оказания работ и услуг.

Существует классификация городов:

Классификация городских поселений по численности населения, тыс. чел. в Градостроительном кодексе РФ

Группы

Города, тыс. чел.

Поселки, чел.

Сверхкрупные

Свыше 3000

Крупнейшие

Свыше 1000 до 3000

Крупные

Свыше 250 до 1000

Свыше 5000

Большие

Свыше 100 до 250

От 1000 до 5000

Средние

Свыше 50 до 100

Свыше 200 до 1000

Малые

Менее 50

Менее 200

В Красноярске на сегодняшний день численность населения составляет 921 тыс.чел.

По характеру функций могут быть выделены населенные пункты, специализирующиеся на промышленном производстве, строительстве и транспорте.

По административно-политическому, значению выделяют столичные города, центры краев и областей, автономный республик, центры низовых административных районов.

Три указанных признака лежат в основе функциональной типологии городов. По совокупности, этих признаков можно выделить:

Многофункциональные столичные города (Москва, Санкт-Петербург); Такие города обычно относятся к крупным или крупнейшим. Наряду с развитием промышленности, транспорта и других сфер для этих городов характерна высокая степень развития административно-политических и культурно-просветительных функций

Многофункциональные центры автономных республик и областные центры . Как правило это большие и средние города.

Индустриальные центры. Они относятся преимущественно к большим и средним городам. Индустриальным центрам, присущ наибольший удельный вес занятых в промышленности, строительстве и на транспорте.

Малые города. Для них Характерно преимущественное развитие организационно - хозяйственных; торгово - распределительных, административно - культурных функций. Промышленность и транспорт здесь, как правило, имеют местное значение.

Транспортные города. Это преимущественно малые и средние города.

Города - оздоровительные центры , где высокий удельный вес занятых в здравоохранении.

Города - научно-экспериментальные центры. Ведущей функцией является научное обслуживание. По численности населения они относятся к группе средних и малых.

Наряду с перечисленными функциональными типами городов возможно выделение и других - промежуточных типов по отношению к перечисленным и новых (например, города-спутники, выполняющие функции «жилых филиалов» близлежащего крупного города, агрогорода, города - центры туризма).

В Градостроительной практике наряду с централизованным расселением большее развитие получают групповые системы населенных мест.

Групповая система расселения - это совокупность городских и сельских поселений различной величины и народнохозяйственного профиля, объединенных развитыми территориально-производственными связями, общей инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения.

При использовании экономических критериев существует другая группировка населенных пунктов.

В этом случае в первую группу входят города с относительно развитой и крупной экономической системой. Промышленные и промышленно-транспортные города составляют в этой группе около 90%, а транспортные и транспортно-промышленные центры в основном сосредоточены в Северном, Дальневосточном, Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном и Поволжском экономических районах.

Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой. Так называемые экономические центры. Среди них города:

С относительно развитыми промышленными, промышленно-транспортным и функциями

С преобладанием функций по организационно-хозяйственному и социально-культурному обслуживанию прилегающих территорий;

С выраженными сельскохозяйственными функциями;

С невыраженными функциями (2%).

В третью группу объединены города, всех других функциональных типов. Это города-новостройки, центры науки и научного обслуживания,- рекреационные центры, прочие города.


2. Состав городского хозяйства.


Экономика всякого города представляет собой определенное единство градообразующих и градообслуживающих предприятий.

Градообразующие объекты являются первоосновой его возникновения и развития. Градообразующая база представляет собой совокупность отраслей, предприятий, учреждений и организаций, результаты деятельности которых в основном направлены на выполнение функций, выходящих за пределы данного города, а также функций по обеспечению занятости, производства, товаров для населения.

Градообслуживающие объекты в основной своей части относятся к непроизводственной сфере. Составной частью является городское хозяйство. Оно включает предприятия жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, пассажирский транспорт, учреждения здравоохранения и социального обеспечения, просвещения, культуры и искусства. Градообслуживающие объекты выполняют внутренние функции, связанные с производством продукции (услуг) для удовлетворения потребностей населения.

Город развивается в процессе взаимосвязей градообразующих и градообслуживающих отраслей. Градообразующие и градообслуживающие предприятия должны дополнять друг друга, так как конечные результаты их деятельности зависят друг от друга. В противном случае город будет страдать в экономическом и социальном отношении.

В состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:

  • жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного содержанияжилищногофонда, текущего и капитального ремонта жилых зданий;

водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение;

благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов, пляжей и других городских объектов;

городской пассажирский транспорт и организация транспортных потоков;

градостроительное регулирование и землеустройство;

управление городским имуществом;

городские информационные системы и пр.

Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов социально-культурной сферы города - школ, поликлиник, больниц, библиотек, спортивных объектов и т.п.;

коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением канализационных стоков, услугами по благоустройству городской территории предприятий торговли и общественного питания, правоохранительных и военных организаций, промышленных предприятий, коммерческих организаций различного профиля и прочих объектов, находящихся на территории города.

Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги

Городское хозяйство имеет ряд особенностей. Во-первых, многоотраслевой характер (жилищное и коммунальное хозяйство, энергетика, просвещение, здравоохранение и др.); наиболее крупной частью является жилищное и коммунальное хозяйства, которые представляют самостоятельную отрасль.

Во-вторых, местный характер (деятельность предприятий направлена на удовлетворение потребностей, как правило, местного населения). Состав городского хозяйства и стоимость его элементов определяются размером города, численностью населения, особенностями городской планировки, природными условиями.

В-третьих, тесная связь с промышленностью. Его размеры определяются численностью населения, зависящей главным образом от размеров промышленности, развивающейся в данном городе. Промышленность снабжает городское хозяйство материалами и оборудованием. Городское хозяйство обеспечивает нормальную работу промышленных предприятий, снабжая их водой, газом, обслуживая канализацией, транспортом и др. Исключение составляют курортные, административные и научные города, развивающиеся благодаря иным градообразующим факторам.

В-четвертых, совокупность взаимосвязанных отраслей и предприятий, что вызывает необходимость пропорционального их развития. Какая-либо отрасль не может развиваться в отрыве от других. Например, развитие городского транспорта требует одновременного благоустройства улиц и дорог; объем работы канализации зависит от мощности городского водопровода и т.д.

В-пятых, особенности процессов производства и потребления продукции большинством предприятий городского жилищно-коммунального хозяйства – они либо совпадают по времени (услуги пассажирского транспорта, бань и т.п.), либо непосредственно следуют друг за другом (электроснабжение, водопровод и т.д.). В связи с этим большинство предприятий не может накапливать продукцию и должно производить ее столько, сколько требуется в данное время. Это приводит к неравномерности производства в течение суток (часы пик) и года (летом, зимой).

3. Муниципальная собственность. Экономика города это сложная система социально-экономических, организационно-экономических и управленческих отношений. Говоря о социально-экономических отношениях, прежде всего, следует иметь в виду основополагающее значение форм собственности. В современном городе представлены все формы собственности - государственная, частная и муниципальная.

Особо следует остановиться на муниципальной форме собственности, так как ее объекты напрямую влияют на развитие города.

Перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности:

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов (местной администрации):

Жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной власти Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт 5-7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

Жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты;

Объекты инженерной инфраструктуры города (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

Другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

Оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

Учреждения и объекты-здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети).

Муниципальная собственность связана с развитием не только текущих, но и долговременных интересов населения территории, объем и структура которых не идет в сравнение с интересами частных собственников.

Муниципальная собственность определяет содержание всего комплекса экономических отношений, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена, потребления, которые возникают по поводу производства товаров и услуг. Она определяет объемы, направление, скорость движения товарных и денежных, потоков. Муниципальная собственность является основой всей финансовой системы территории. Все это в совокупности позволяет считать, что администрации городов, опираясь на такую свою основу, как муниципальная собственность, правомочны разрабатывать и приводить в жизнь свою социально-экономическую политику.

Экономика города - это также система организационно-экономических отношений, которые выражаются в специализации производства, типичных формах кооперации труда, комбинировании производства.

Многообразна и система управленческих отношений. Это отношения между федеральным центром, субъектом Федерации и муниципалитетом, а также между последним и субъектами - физическими и юридическими лицами; внутри территории.

4. Предмет «Экономика и планирование городского хозяйства».

Предметом экономики и планирования городского хозяйства является выявление содержания и динамики системы взаимодействия экономических отношений, которые обеспечивают развитие градостроительного процесса. В конечном итоге научные исследования в этой области должны дать ответы на вопросы:

Что строить?

В каких объемах?

За счет каких средств?

Как повлияет развитие строительства на экономику города?

Каждый из этих вопросов требует конкретизации. Так, при ответе на первый следует продумать возможное соотношение высотного и малоэтажного строительства. Каковы должны быть приоритетыотношений одного и другого исходя из реальных условий? Каково должно быть соотношение различных видов строительства панельного домостроя и кирпичного. Такого же уточнения требуют и другие вопросы.

Если говорить более конкретно о содержании предмета «экономика и планирование городского хозяйства», то он включает в себя:

  • Выяснение условий возникновения городских поселений и факторов, влияющих на их развитие
  • Определение научных и методологических основ градостроительного проектирования
  • Обоснование размещения градостроительных объектов производственной и непроизводственной сферы в процессе районной планировки.
  • Нахождение научного обоснования подходов к управлению процессом застройки городов и их реконструкции
  • Выяснение принципов территориального развития городов.

Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Особое место среди них занимает городское хозяйство.

Имеются различные точки зрения на содержание данного термина, которые отличаются широтой охвата включаемых отраслей и видов деятельности, а также принципами формирования этих понятий. Можно выделить три подхода к формированию и принципам образования данной сферы: расширительный, ограничительный и рациональный.

Согласно первому из них в состав городского хозяйства включается практически все, что находится на данной территории. Причем в этой трактовке встречаютве разновидности. Согласно первой из них городское хозяйство включает все имеющиеся виды деятельности на данной территории, независимо от ее характера, муниципальной направленности, форм собственности и т.п. Этот подход имеет очень размытые границы и полностью совпадает с понятием «социально-экономическая сфера города». В соответствии со второй разновидностью расширительного подхода в состав городского хозяйства включаются все отрасли и виды деятельности, ориентированные на местный рынок и на местного потребителя в лице органов местного самоуправления, населения и организаций, имеющих местный характер, независимо от форм собственности. В этом случае городское хозяйство полностью совпадает с понятием «градообслуживающая сфера».

В соответствии с ограничительной точкой зрения под городским хозяйством понимают только те отрасли, виды деятельности и объекты, которые находятся в муниципальной собственности. Практически это означает заметное сужение границ городского хозяйства в связи с наличием процесса приватизации городским объектов и недоучетом различных предприятий и организаций данной сферы, имеющих альтернативные формы собственности - ремонтно-строительные, жилищно-коммунальные, транспортные и т.д.

В соответствии с рациональной позицией, которую мы принимаем, термин «городское хозяйство» должен содержать особую качественную определенность и не совпадать с другими понятиями. В состав городского хозяйства включаются те отрасли и виды деятельности, которые относятся к градообслуживающей сфере, являются составной частью хозяйственно-экономической деятельности на данной территории, имеют социально-ориентированный характер и находятся в области прямого регулирования городских органов власти. Исходя из этого, городское хозяйство представляет собой территориально-отраслевой комплекс, обеспечивающий потребности населения и территории в услугах, работах и продукции, имеющих общественную значимость, а также создающий необходимые условия для развития города.

Основу городского хозяйства составляет жилищно-коммунальный комплекс, включающий жилищное хозяйство и отрасли коммунального обслуживания потребителей. Данный комплекс имеет высокий удельный вес муниципальной собственности и выполняет жизненно-важные функции для жизнедеятельности города - содержание и ремонт жилых и общественных зданий, техническое и санитарное содержание городское территории, обеспечение населения и организаций водой, газом, электроэнергией, теплом. В тоже время другие отрасли сферы услуг, например, торговля и общественное питание, практически полностью приватизированы и в состав городского хозяйства не входят. По отношению к ним создаются необходимые условия для развития и осуществляются функции контроля.

Итак, в состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:

    жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного
    содержания жилищного фонда, текущего и капитального ремонта
    жилых зданий;

    водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

    коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение;

    благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство,
    санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора,
    садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм,
    водоемов, пляжей и других городских объектов;

    городской пассажирский транспорт и организация транспортных
    потоков;

    градостроительное регулирование и землеустройство;

    управление городским имуществом;

    городские информационные системы и пр.

Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

    техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов
    социально-культурной сферы города - школ, поликлиник, больниц,
    библиотек, спортивных объектов и т.п.;

    коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением
    канализационных стоков, услугами по благоустройству городской
    территории предприятий торговли и общественного питания,
    правоохранительных и военных организаций, промышленных
    предприятий, коммерческих организаций различного профиля и
    прочих объектов, находящихся на территории города.

Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги

2.Основные экономические субъекты городского хозяйства: предпринимательский сектор, домашнее хозяйство, органы местного самоуправления. Их взаимодействие в местном сообществе

Городское хозяйство означает взаимодействие между тремя основными субъектами: домохозяйства, предприниматели, органы местного самоуправления.

В общей экономической теории под домашним хозяйством понимают конечных потребителей национального продукта. Общая экономическая теория относит к предпринимательскому секторы всех, кто производит товары и услуги с целью получения прибыли. Существуют разные подходы к оценке деятельности предприятий. Для местного сообщества важно оценить не только эффективность отдельного предприятия, сколько то, что дает каждое конкретное предприятие для обеспечения жизнедеятельности сообщества в целом. С этой точки зрения можно предложить следующие критерии:

    критерий прибыльности предприятия имеет принципиальное значение,
    т.к. часть налогов и отчислений от их деятельности является важным
    источником пополнения местного бюджета;

    критерий занятости. Важными являются вопросы: сколько рабочих мест создает предприятие? насколько стабильны созданные рабочие места?

    Критерий качества рабочих мест.

Согласно ст. 131 Конституции РФ, населению предоставлено право
самостоятельного определения структуры органов местного самоуправления, которое закрепляется в Уставе муниципального образования. Ограничением при этом является наличие выборных органов как одного из критериев существования самоуправления. Предлагается предприятиям и организациям различного профиля, находящимся на территории города.

Особенностями городского хозяйства являются:

    высокая социальная значимость, так как практически все виды деятельности в составе городского хозяйства направлены на обеспечение потребностей горожан;

    высокий удельный вес муниципальной собственности;

    тесная взаимосвязь и взаимозависимость многих отраслей городского хозяйства между собой и с другими сферами деятельности на данной территории;

    особый характер деятельности предприятий городского хозяйства однородность продукции, трудность образования запасов и др.

    наличие естественных локальных монополий при обеспечении функционирования жизненно-важных инженерно-энергетических систем города водоснабжение и канализация, коммунальная энергетика.

Рассмотрю пять моделей организации местного самоуправления: Выбор той или иной модели зависит от множества разных факторов. На практике возможно сочетание моделей.

а) Модель «Сильный мэр - Совет» Мэр и Совет избираются всем населением.

    Мэр обладает правом отлагательного вето на решения Совета;

    Самостоятельно формирует администрацию;

    Назначает на должность и освобождает от нее сотрудников администрации;

    Единолично руководит деятельностью администрации;

    Организует работу Совета, председательствует на его заседаниях,
    подписывает акты, принимаемые Советом.

Для соблюдения баланса Совет наделяется правом преодоления вето большинством голосов депутатов. Досрочное прекращение полномочий мэра в случае утраты доверия со стороны избирателей происходит по решению местного референдума.

Условие применения: если на должность мэра есть претендент, пользующийся поддержкой большинства избирателей и обладающий достаточными административными и управленческими качествами.

б) Модель «Слабый мэр - Совет» В этой модели мэр избирается из числа депутатов Совета. «Слабость» его заключается в полной подконтрольности и подотчетности Совету:

Мэр не имеет право вето;

    Формирование администрации, назначение на должность и освобождение от нее сотрудников администрации производится им с согласия Совета;

    Пределы его права руководства администрацией ограничены решениями Совета.

Досрочное прекращение полномочий мэра осуществляется Советом по собственной инициативе или инициативе населения.

Условие применения: когда невозможно выявить предпочтения избирателей в отношении кандидатов или если кандидат не обладает знаниями, умениями и навыками для управления муниципальным образованием.

в) Модель «Совет - Управляющий»

В этой модели должность мэра не предусматривается. Деятельность Совета осуществляется председателем, избираемым из числа депутатов Совета. Он не имеет полномочий по руководству местной администрацией.

Все административные функции сосредоточены у нанимаемого на контрактной основе управляющего, который единолично формирует администрацию, руководит ее деятельностью, назначает и увольняет должностных лиц администрации. Отношения управляющего с Советом определяются условиями контракта.

Условие применения: при неопределенности ситуации в отношении претендентов на должность высшего должностного лица муниципального образования.

г) Модель «Городская комиссия»

Избираются не депутаты представительного органа, а руководители органов и структурных подразделений местной администрации. Полномочия представительного органа исполняет комиссия, в состав которой входят все избранные должностные лица.

Условие применения: для муниципальных образований, имеющих достаточный кадровый потенциал.

д) Модель «Мэр - Собрание» Эта модель может быть рекомендована только для малых поселений где функции представительного органа может осуществлять население.

3. Понятие местного бюджета. Расходы и доходы местного бюджета

Местный бюджет - это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.

Классификация местных бюджетов

1. В зависимости от содержания деятельности выделяют два вида бюджетов:

Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.

Похожие статьи