Влияние экологических факторов на развитие мирового хозяйства. Фундаментальные исследования. Типы эколого-экономического развития

1

Экологические аспекты экономического развития давно находятся в центре внимания не только ученых и политиков, но и всего общества. Возрастание антропогенной нагрузки привело в ряде случаев к необратимым климатическим изменениям, к ухудшению условий жизнедеятельности миллионов людей. Не случайно, что поиск решений, способствующих устранению дилеммы «экономический рост – ухудшение экологии», и сейчас, и в будущем будут относиться к самым актуальным направлениям научных исследований. При этом коррупционная составляющая экологических проблем до недавнего времени «выпадала» из внимания исследователей, хотя связь высокого уровня коррупции и негативного влияния на экологию производственной деятельности всегда воспринималась в обществе как один из самых болезненных недостатков системы государственного управления. В статье рассматриваются проблемы в области социально-экономических систем и институтов, касающиеся обеспечения устойчивого и экологически безопасного экономического роста. Автором представлены результаты анализа механизма взаимодействия макроэкономических процессов и системы управления устойчивым социально-экономическим развитием страны, в рамках которого описывается влияние экологического фактора на производство и демографию, дается характеристика коррупционным процессам, затрагиваются актуальные вопросы формирования в России благоприятной институциональной среды и участия в экономическом развитии институтов развития. Автором внесены предложения по разработке бюджетной целевой программы в рамках государственной системы управления устойчивым развитием, которая будет структурировать финансирование российских институтов развития, что позволит достичь высокой эффективности управления общественными финансами и высоких показателей развития экономики. Автором сделано заключение, что при использовании систематизированного механизма институтов развития появляется возможность сбалансированного управления социально-экономическими процессами с учетом влияние экологических и демографических факторов.

демография

инновационный менеджмент

инновационное развитие

институты развития

коррупция

макроэкономическое взаимодействие

стратегический менеджмент

стратегическое управление

экологический менеджмент

экономическое развитие

1. Вайцзекер Э., Ловинс Э., Ловинс Л. Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная: Доклад Римскому клубу 1997 г. – М.: Академия, 2000.

2. Региональные аспекты развития и система ООН: доклад региональных комиссий ООН: (Нью-Йорк, ноябрь 2011 г.). – С. 16.

3. Мировая экономика: тенденции развития. Спецвыпуск от 04.09.00 (часть I) URL:http://subscribe.ru/archive/business.globalec/200009/04230501.html (дата обращения: 09.10.12).

4. Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 09.05.1992 г. // Сборник законодательства ООН. – Vol. 1771, I-30822. – С. 218.

5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/66/288 (Рио-де-Жанейро, 20–22 июня 2012 г.). – С. 10–64.

6. Cook J. We’re Not Going to Freeze in the Dark // Forbes. June 27, 1988. Р. 106.

Вовлечение в конкурентную борьбу не только компаний, но и целых стран в рамках нового глобального рынка усугубляет конфликт между природой и обществом. Понимание того факта, что необходимы принципиально новые правила взаимоотношений рыночной цивилизации с природными системами, существует достаточно давно. В 1992 году на состоявшейся в Рио-де-Жанейро конференции ООН по окружающей среде и развитию 154 государства признало, что изменение климата Земли и его неблагоприятные последствия являются предметом общей озабоченности человечества. Однако не сама по себе экология угрожает человечеству, а антропогенная нагрузка на нее, которая увеличивается по экспоненте в результате деятельности человека.

Усиление негативного воздействия на окружающую среду обусловливает повышение актуальности проблем устойчивого развития и сохранения жизни на планете: «Мы признаем, что планета Земля и ее экосистемы - это наш дом и что выражение «Мать-Земля» широко распространено в ряде стран и регионов, и отмечаем, что ряд стран признают права природы в контексте поощрения устойчивого развития. Мы убеждены в том, что для обеспечения правильного баланса между экономическими, социальными и экологическими потребностями нынешнего и будущих поколений необходимо постараться достичь гармонии с природой» .

Всегда осознание значимости природы для жизнедеятельности человека порождало страх последствий перенаселенности - от Т. Мальтуса с его теорией убывающего плодородия почвы до Дж. Форрестера, сформулировавшего основные идеи теории «пределов роста», утверждающей, что равновесное функционирование общества достигается через стабилизацию численности населения, и которая нашла свое проявление не только в теоретических моделях мирового развития, но и в программах по контролю над рождаемостью в ряде стран.

Является ли рост народонаселения главной угрозой для выживания человечества? По оценкам ученых при существующем уровне развития науки и техники Земля способна прокормить 25-30 млрд человек, а ведь опасения в связи с ростом человеческой популяции связаны с истощением ресурсов. Однако такая, казалось бы, логическая связь не может быть достоверно просчитана. Так, накануне нефтяного кризиса 1973 г. мировые запасы нефти по оценкам составляли порядка 700 млрд баррелей, которых при современном уровне потребления могло хватить еще лет на сорок. Но уже через 15 лет мировые подтвержденные запасы нефти оценивались почти в 900 млрд баррелей, то есть почти на 30 % больше. Пересмотр объемов запасов произошел и с другими видами сырья, например, газа, меди, золота и т.д. . Вероятно, существуют еще определенные запасы природных ресурсов, о которых человечество пока не знает, и которые оно не может разведать в силу отсутствия нужных технологий. Таким образом, в текущий момент не ограниченность запасов угрожает жизнедеятельности людей, а сама жизнедеятельность, порождающая все большее количество отходов.

Некоторые ученые, политические и общественные деятели считают, что рыночная экономика по своей природе не может разрешить стоящие перед человечеством проблемы, так как ее постулаты основываются исключительно на функциональных потребительских отношениях между обществом и природой. Однако не рынок «обрекает» человечество на неизбежный конфликт с природой, а мера несоблюдения интересов общества при извлечении прибыли. Возникает естественный вопрос: кто может обеспечить соблюдение этих интересов? По всей видимости единственным институтом, который может регламентировать взаимоотношения хозяйствующих субъектов с природой, является государство. При этом, конечно, определением внутренних границ экологические функции государства не ограничиваются - оно выступает как полномочный представитель в мировом сообществе, защищая не только национальные интересы, но и интересы единой мировой социальной эколого-экономической системы. Иными словами, к традиционным функциям государства добавляется задача недопущения физической гибели народонаселения от загрязнения окружающей среды, являющегося результатом их же деятельности.

Поэтому инновационная деятельность в новом тысячелетии - это деятельность по наведению экологического порядка. И здесь практически безграничны задачи, которые должны решать технологии - от более эффективного производства до утилизации продуктов жизнедеятельности человечества. Как считают ученые, современные технологии позволяют примирить между собой высокое качество жизни и бережное отношение к природным ресурсам. Авторы доклада Римскому клубу 1997 года, являясь всемирно известными специалистами в области охраны окружающей среды, в своем докладе сформулировали простой ответ: «затрат - половина, отдача - двойная» . В своей работе они доказывают, что для производства товаров можно затрачивать в два раза меньше сырья, а произведенные товары можно использовать в два раза лучше. Инновации должны обеспечить и снижение затрат на производство, и снижение антропогенной нагрузки на природу вследствие как относительного сокращения отходов производства, так и более эффективной утилизации отходов потребления. То есть речь идет о более эффективном потреблении ресурсов и о более эффективной утилизации отходов, как производственных, так и биологических. Без постановки такой задачи пессимистические футурологические прогнозы имеют шанс стать явью.

В России государственное экологическое регулирование основано на концепции устойчивого развития, которая предусматривает обеспечение экологической безопасности общества за счет организационно-экономического механизма природопользования компенсационного характера.

Система организационно-экономического стимулирования природоохранной деятельности государственных и частных предприятий, длительное время применяемая в большинстве стран, в том числе в России, основана на методах прямой регламентации мероприятий по охране природы в сочетании с поддержкой государством природоохранной деятельности частного капитала. Одновременно, так же как в наиболее экономически развитых странах, в России приняты специальные программы создания и развития национальных систем экологического мониторинга.

Учитывая сложившиеся формы и методы воздействия на «экологическое поведение» предприятий, можно сказать, что эффективное природопользование, ориентированное на реализацию стратегии экологического управления, представляет собой совокупность принципов, методов, инфраструктуры, форм и средств предприятия, инвестиций на природоохранные цели и экологической безопасности. Эффективность системы управления экологическими рисками на предприятии характеризуется экологической устойчивостью, т.е. способностью решать уже существующие проблемы и не допускать возникновения новых проблемных ситуаций.

Следовательно, экологическое регулирование можно определить как деятельность государственных органов и экономических субъектов, направленную на соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства разработку и реализацию соответствующих целей, проектов и программ. При этом экологический менеджмент является инициативой и результатом деятельности хозяйствующего субъекта, направленной на достижение собственных целей.

Рассмотрев проблемы, диктующие приоритеты системы государственного управления, необходимо определиться с формами и механизмами регулирования, реализующими принципы инициирующего управления. С этой целью необходимо понимание точного места экологии в механизме взаимодействия макроэкономических процессов и системе управления устойчивым социально-экономическим развитием государства (рис. 1).

С точки зрения системы, влияние экологического фактора на производство, как определено выше, носит стимулирующий характер. С уменьшением природных ресурсов и стремлением человечества к снижению уровней загрязнения окружающей среды хозяйствующие субъекты вынуждены инвестировать в развитие технологий, которые в том числе стремятся повысить уровень производительности. «Мы признаем чрезвычайно важную роль технологий, а также значение стимулирования инновационной деятельности, особенно в развивающихся странах. Мы предлагаем правительствам сообразно обстоятельствам создавать благоприятные условия стимулирования экологически безопасных технологий, исследований и разработок и инновационной деятельности, в том числе в поддержку развития «зеленой» экономики в контексте устойчивого развития и ликвидации нищеты» . Однако при рассмотрении со стороны государственного регулирования существует очень тонкая грань между стимулирующим регулированием и коррупцией, прикрывающейся благими целями заставить предприятия инвестировать в охрану окружающей среды.

Управление финансовыми потоками, выделяемыми государством на решение приоритетных задач, всегда сопровождалось коррупцией. В России борьба с коррупцией, по сути, только начинается, но уже сегодня разработаны и внедрены определенные механизмы мониторинга и противодействия коррупции. С учетом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, в соответствии с международными правовыми документами по противодействию коррупции, с 2010 года в России действует национальная стратегия противодействия коррупции , которая направлена на искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Одновременно в рамках стратегии действует национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы .

Озабоченность системностью расширяющихся проблем международной коррупции отмечается ООН: «…приоритетной задачей является борьба с коррупцией и движением незаконных финансовых средств как на национальном, так и на международном уровне, и что коррупция представляет собой серьезное препятствие для эффективной мобилизации и распределения ресурсов и отвлекает средства, которые предназначены для осуществления мероприятий, имеющих жизненно важное значение для искоренения нищеты, борьбы с голодом и обеспечения устойчивого развития» .

Рис. 1. Место экологического фактора в механизме взаимодействия макроэкономических процессов в системе управления устойчивым социально-экономическим развитием страны

За последние два десятилетия наблюдалось ускорение региональной интеграции и процессов сотрудничества, а также значительный рост региональных соглашений, чьи рамки гораздо шире традиционных границ торговли, которые распространяются и на другие аспекты, такие как инвестиции и денежное обращение, конкурентная политика и инновации, демография и занятость, экология, коррупция и другие. Расширение масштабов деятельности в сочетании с быстрым ростом регионального и субрегионального сотрудничества, интеграцией и укрупнением рыночных структур стал известен как «новый регионализм» , в результате которого многие специалисты отмечают значительные трансформационные изменения международных институтов. «Решающее значение для обеспечения устойчивого развития имеет эффективное управление на местном, субнациональном, национальном, региональном и глобальном уровнях, учитывающее мнения и интересы всех. Укрепление и реформирование институциональных рамок должно быть не самоцелью, а средством обеспечения устойчивого развития» .

Однако необходимо отметить, что борьба с коррупцией в мире в большой степени носит декларационный характер. Так, за последние более чем 30 лет динамика индексов восприятия коррупции показывает невнятные тенденции и, по сути, не отражает фактическое влияние коррупции на экономические процессы анализируемых стран (рис. 2).

Результаты оценки динамики коррупционных трендов говорят о невозможности корректного анализа уровня коррупции и его влияния на темпы экономического развития той или иной страны. Однако по данным оценкам можно судить о стереотипах восприятия отдельных стран на глобальных рынках. Одновременно можно с уверенностью говорить о том, что уровень коррупции в развитых странах согласно индексу восприятия коррупции значительно ниже, чем в остальных странах.

Отдельного внимания требует влияние экологического фактора на демографию. Научно доказано, что ухудшение экологии негативно сказывается на уровне рождаемости и здоровье населения в целом. В сочетании с прогнозами динамики численности населения до 2100 года (рис. 3) усиление давления на демографию со стороны экологического фактора может привести к очень нежелательным последствиям.

Рис. 3. Динамика роста численности населения России и мира, тыс. чел.

Воздействие демографических факторов на экономику способно привести к уменьшению потребительской активности, смещению предпочтений потребителей и как следствие к замедлению экономики. Снижение экономических показателей в совокупности с уменьшением численности населения, в том числе задействованного в экономике, может привести к существенному увеличению пенсионной нагрузки на бюджет страны и работающее население.

Конечно, существуют и другие не менее важные факторы влияния и процессы взаимодействия, однако их рассмотрение требует глубокого анализа, который выходит за рамки настоящей статьи.

Рассмотренные выше процессы отражают суть проблем, основные решения которых лежат в развитии институциональной среды. Важное место в формировании институциональной среды в российской экономике занимают институты развития, деятельность которых должна быть нацелена на решение конкретных системных экономических проблем. Создание национальной системы поддержки инноваций и технологического развития обусловливает необходимость серьезного технологического обновления производственных мощностей на базе передовых научно-технических разработок.

Учитывая перечисленные аспекты, по мнению автора, институты развития способны стать основным звеном механизма реализации социально-экономической политики государства (см. рис. 1). Воплощение системного подхода при создании государственной системы управления устойчивым развитием с использованием бюджетного механизма федеральных целевых программ позволит достичь высокой эффективности управления общественными финансами и высоких показателей развития экономики. Использование систематизированные механизмы институтов развития дает возможность сбалансировать управление социально-экономическими процессами, учитывая при этом влияние экологических и демографических факторов. Кроме того, появление прозрачной системы управления общественными финансами позволит исключить коррупционную составляющую.

Рецензенты:

Колоколов В.А., д.э.н., профессор, декан инженерно-экономического факультета, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва;

Денисов И.В., д.э.н., декан факультета экономики торговли и товароведения, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Москва.

Работа поступила в редакцию 05.12.2012.

Индекс восприятия коррупции представляет собой сводный индикатор, за 2011 г. рассчитан на основе данных, полученных из 17 источников, предоставленных 13 заслуживающими доверие организациями. Индекс представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 10 (отсутствие коррупции). Все источники измеряют общую степень распространенности коррупции (частотность и/или объем взяток) в государственном и политическом секторах и все они ранжируют страны, иными словами, включают оценку множества стран.

Библиографическая ссылка

Зуев В.Е. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СОЦИАЛЬНО‑ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1-3. – С. 812-817;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31034 (дата обращения: 05.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Введение

Основная часть:

Глава 1.Экономическое развитие и экологический фактор

1.1.Техногенный тип экономического развития

1.2. Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений

1.3. Устойчивое экономическое развитие

Глава 2. Экстерналии и общественные интересы

2.1.Виды экстерналий

2.2. Учет социальных издержек

Глава 3. Экологизация экономики и конечные результаты

3.1.Конечные результаты в природопользовании. Природно-продуктовые вертикали

3.2.Природоемкость

Заключение

Список используемой литературы


Введение

История взаимодействия общества и природы показывает, что человечество чаще всего развивало свою экономику за счет хищнического использования природных ресурсов. Стихийное развитие производительных сил уже в древних обществах наносило невосполнимый ущерб природе. Изменение ландшафтов на больших территориях в результате уничтожения леса для создания сельскохозяйственных угодий, неконтролируемый выпас скота, истощение почв вследствие чрезвычайной интенсификации сельского хозяйства, засоление орошаемых земель привели к деградации огромных площадей и упадку целых цивилизаций древнего мира – в Месопотамии, Греции, Малой Азии, Центральной Америке. Именно с этого времени начался быстрый процесс опустынивания, аридизации суши. Ухудшение качества и уничтожение природных ресурсов привели к возникновению колоссальных пустынных ареалов в Африке и Азии. На месте быстро расползающейся в наши дни пустыни Сахары ранее существовали плодородные земли.

Однако в древности антропогенные воздействия на окружающую среду все же были относительно незначительны, они не могли привести к радикальным экологическим изменениям в природе. И только 20 век с колоссальным развитием производительных сил стал критической точкой отсчета, за которой от характера взаимодействия природы и общества стала зависеть судьба человечества.

Экономическая система в целом есть система производства, распределения и потребления товаров и услуг. В рамках данных процессов постоянно происходит взаимодействие общества и природы. Любое производство и потребление связано с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Любое экономическое решение также оказывает влияние на среду обитания в самом широком смысле этого понятия. По мере усложнения функционирования экономических систем, увеличения производства и потребления роль природного (экологического) фактора постоянно усиливается. Изучение его значения, роли и места в экономике является предметом экономики природопользования. Иными словами, экономика природопользования – это дисциплина, рассматривающая экономические аспекты рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Экономика природопользования тесно связана с целым рядом как естественных, так и гуманитарных наук.

Экономика природопользования – сравнительно молодая наука. Ее зарождение на рубеже 60-70 гг. 20 века было исторически детерминировано: именно в эти годы внешние негативные проявления природного фактора в экономике стали достаточно очевидны.


Глава 1. Экономическое развитие и экологический фактор

В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства (капитал или искусственный капитал), природные ресурсы. В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие.

1.1. Техногенный тип экономического развития

Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Лишь в 70-е гг. 20 века резко обострившиеся экологические проблемы поставили перед экономической наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

Современный тип эколого-экономического развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Этот тип можно охарактеризовать как природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития является быстрое и истощающее использование невозобновимых видов природных ресурсов (прежде всего полезные ископаемые) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почва, леса и пр.) со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления. При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.

Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные экстерналии или внешние эффекты. В природопользовании их можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности.

Существуют различные модели техногенного типа развития. В настоящее время в этой области имеется значительное число концепций и теорий. С позиций эколого-экономической политики можно выделить две такие обобщенные модели: фронтальная экономика и концепция охраны окружающей среды.

До самого последнего времени основное внимание в экономической теории и на практике уделялось двум факторам экономического роста – труду и капиталу. Природные ресурсы предполагались неистощимыми, и уровень их потребления по отношению к возможностям их восстановления и запасам не рассматривался в числе определяющих параметров.

Вне рассмотрения оставались и последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды и ресурсов. Не изучалось и обратное влияние, обратные связи между экологической деградацией и экономическим развитием, состоянием трудовых ресурсов, качеством жизни населения. Такую экономическую систему называют «фронтальной экономикой».

Сущность концепции фронтальной экономики не вызывала возражений вплоть до самого последнего времени. И это вполне объяснимо, т.к. неограниченный экономический рост в силу относительно низкого уровня развития производительных сил, больших возможностей саморегуляции у биосферы не вызывал глобальных экологических изменений. И только в последнее время пришло осознание необходимости коренного изменения экономических воззрений в направлении учета экологического фактора. Такое осознание во многом было обусловлено глубокой дестабилизацией состояния окружающей среды в результате гигантского развития производительных сил, беспрецедентного роста населения, что привело к качественным изменениям в отношениях природы и общества, огромному росту нагрузки на экосистемы.

Нарастание экологической напряженности, осознание опасности дальнейшего развития фронтальной экономики вынудило многие страны попытаться учесть экологические факторы. В связи с этим появилась концепция, которую можно довольно приближенно (в силу неоднородности и особенностей различных подходов в ее рамках) определить как концепцию охраны окружающей среды. Видимой реакцией на рост экологической угрозы явилось создание более чем в ста странах государственных структур, связанных с охраной природы. Были приняты сотни многосторонних и двусторонних договоров, регулирующих и регламентирующих природопользование в международном масштабе.

В рамках концепции окружающей среды некоторым странам удалось добиться определенной экологической стабилизации, однако качественного улучшения не произошло. Это во многом объясняется тем, что общая идеология данной концепции эколого-экономического развития не изменилась по сравнению с концепцией фронтальной экономики. Во главу угла все также ставятся интересы экономики, максимальное наращивание производства, широкое использование достижений научно-технического прогресса с целью более полного удовлетворения потребностей людей. В этих условиях природоохранная деятельность, затраты на охрану окружающей среды представляются как нечто противостоящее экономическому росту. Однако учет экологического фактора уже признается необходимым, хотя и сдерживающим экономическое развитие.

Концепция охраны окружающей среды, также как и концепция фронтальной экономики, основывается на антропоцентрическом подходе. Необходимость проведения природоохранной деятельности базируется на положении о том, что деградация окружающей среды вредит человеку и сдерживает экономическое развитие. Однако реального разрешения противоречия между экономикой и природой в рамках данной концепции невозможно, о чем свидетельствует лавинообразное нарастание экологических проблем в мире.

1.2. Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений

В экономическом развитии необходимо принимать во внимание, по крайней мере, два все более явных ограничения:

1. Ограниченные возможности окружающей среды принимать и поглощать, ассимилировать различного рода отходы и загрязнения, производимые экономическими системами;

2. Конечный характер невозобновимых природных ресурсов.

Безудержное развитие техногенного типа мировой экономики привело к возникновению глобальных экологических проблем, каждая из которых способна привести к деградации человеческой цивилизации. Среди этих проблем можно выделить следующие: опустынивание (аридизация), обезлесение, дефицит сырья, парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, дефицит пресной воды, загрязнение Мирового океана, исчезновение видов животных и растений и др.

Глобальные экологические проблемы тесно связаны с другими глобальными мировыми проблемами, они влияют друг на друга и возникновение одних приводит к возникновению или обострению других.

В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства (капитал или искусственный капитал), природные ресурсы. В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие.

1.1.1 Техногенный тип экономического развития

Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А.Смит и К.Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К.Маркса, Д.Кейнса, А.Маршалла, не придавали должного значения экологическим ограничениям в экономическом развитии. И лишь в 70-е годы. XXв. резко обострившиеся экологические проблемы поставили перед экономической наукой задачу осмысления сложившихся тенденций эколого-экономического развития и разработки принципиально новых концепций развития.

Современный тип развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Этот тип можно охарактеризовать как природоемкий (природоразрушающий) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития является быстрое и истощающее использование невозобновимых видов природных ресурсов (прежде всего полезные ископаемые) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почва, леса и пр.) со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления. При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.

Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные экстерналии или внешние эффекты. В природопользовании их можно охарактеризовать как негативные эколого-экономические последствия экономической деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности (более подробно проблема экстерналий рассмотрена ниже).

Существуют различные модели техногенного типа развития. В настоящее время в этой области имеется значительное число концепции и теорий. С позиций эколого-экономической политики можно выделить две такие обобщенные модели: фронтальная экономика и концепция охраны окружающей среды.

До самого последнего времени основное внимание в экономической теории и на практике уделялось двум факторам экономического роста - труду и капиталу. Природные ресурсы предполагались неистощимыми, и уровень их потребления по отношению к возможностям их восстановления и запасам не рассматривался в числе определяющих параметров. Вне рассмотрения оставались и последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды и ресурсов. Не изучалось и обратное влияние, обратные связи между экологической деградацией и экономическим развитием, состоянием трудовых ресурсов, качеством жизни населения. Такую экономическую систему называют «фронтальной экономикой» или, по известному определению К.Боулдинга, «ковбойской экономикой», где имеются неограниченные территории, ресурсы и т.д.

Сущность концепции фронтальной экономики не вызывала возражений вплоть до самого последнего времени. И это вполне объяснимо, так как неограниченный экономический рост в силу относительно низкого уровня развития производительных сил, больших возможностей саморегуляции у биосферы не вызывал глобальных экологических изменений. И только в последнее время пришло осознание необходимости коренного изменения экономических воззрений в направлении учета экологического фактора. Такое осознание во многом было обусловлено глубокой дестабилизацией состояния окружающей среды в результате гигантского развития производительных сил, беспрецедентного роста населения, что привело к качественным изменениям в отношениях природы и общества, огромному росту нагрузки на экосистемы. Человечество должно вести себя с учетом многочисленных ограничений, живя в замкнутой и ресурсодефицитной системе, в которой усилия должны быть направлены на рециклирование материалов, сокращение отходов, охрану исчерпа-емых источников энергии и переход на потенциально неограниченные источники энергии, такие, как солнечная энергия.

Нарастание экологической напряженности, осознание опасности; дальнейшего развития фронтальной экономики вынудило многие страны попытаться учесть экологические факторы. В связи с этим появилась концепция, которую можно довольно приближенно (в силу неоднородности и особенностей различных подходов в ее рамках) определить как концепцию охраны окружающей среды. Видимой реакцией на рост экологической угрозы явилось создание более чем в ста странах государственных структур, связанных с охраной природы. В мире быстрое развитие получила законодательная деятельность, связанная с принятием законов и актов, регламентирующих нормы, процедуры природопользования, дающих методические рекомендации, декларирующих природоохранные принципы. Были приняты сотни многосторонних и двусторонних договоров, регулирующих и регламентирующих природопользование в международном масштабе.

В рамках концепции охраны окружающей среды некоторым странам удалось добиться определенной экологической стабилизации, однако качественного улучшения не произошло. Это во многом объясняется тем, что общая идеология данной концепции эколого-экономиче-ского развития не изменилась по сравнению с концепцией фронтальной экономики. Во главу угла все так же ставятся интересы экономики, максимальное наращивание производства, широкое использование достижений научно-технического прогресса с целью более полного удовлетворения потребностей людей. В этих условиях природоохранная деятельность, затраты на охрану окружающей среды представляются как нечто противостоящее экономическому росту. Однако учет экологического фактора уже признается необходимым, хотя и сдерживающим экономическое развитие.

Концепция охраны окружающей среды, как и концепция фронтальной экономики, основывается на антропоцентрическом подходе. Необходимость проведения природоохранной деятельности базируется на положении о том, что деградация окружающей среды вредит человеку и сдерживает экономическое развитие. Однако реального разрешения противоречия между экономикой и природой в рамках данной концепции невозможно, о чем свидетельствует лавинообразное нарастание экологических проблем в мире.

В результате освоения главы 2 бакалавр должен:

знать

Различные типы эколого-экономического развития;

уметь

Анализировать направления снижения природоемкости экономики;

владеть

Методологическими основами экономической оценки эффективности природопользования.

Типы эколого-экономического развития

В современной мировой экономике доминирует техногенный тип экономического развития. Это природоемкий тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития являются быстрое и истощающее использование всех видов природных ресурсов, сопровождаемое экономическим ущербом, а также значительные экстерналии, или внешние эффекты, т.е. негативные эколого-экономические последствия хозяйственной деятельности, которые не принимаются во внимание субъектами этой деятельности.

С позиций эколого-экономической политики можно выделить две обобщенные модели техногенного типа: фронтальной экономики и концепцию охраны окружающей среды .

При фронтальной экономике основное внимание уделяется двум факторам экономического роста – труду и капиталу. Природные ресурсы предполагаются неистощимыми, и уровень их потребления по отношению к возможностям их восстановления не являются определяющими. Это видно на примере широко распространенной в экономической теории и экономических исследованиях производственной функции

Y=f (К, L), (2.1)

где К – капитал; L – трудовые ресурсы.

При этом вне рассмотрения остаются и последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды и ресурсов, а также обратные связи между экологической деградацией и экономическим развитием, состоянием трудовых ресурсов, качеством жизни населения.

Сущность концепции фронтальной экономики не вызывала возражений, пока неограниченный экономический рост в силу относительно низкого уровня развития производительных сил и больших возможностей саморегуляции у биосферы не привел к глобальным экологическим изменениям.

Нарастание экологической напряженности привело к концепции, которую можно довольно приближенно (в силу неоднородности и особенностей различных подходов в ее рамках) определить как концепцию охраны окружающей среды.

В рамках этой концепции некоторым странам удалось добиться определенной экологической стабилизации, однако качественного улучшения не произошло, так как общая идеология эколого-экономического развития по сравнению с концепцией фронтальной экономики не изменилась. Во главу угла все также ставятся интересы экономики, максимальное наращивание производства, широкое использование достижений научно-технического прогресса в целях более полного удовлетворения потребностей людей. В этих условиях природоохранная деятельность, затраты на охрану окружающей среды представляются как нечто противостоящее экономическому росту. Лавинообразное нарастание экологических проблем в мире свидетельствует о том, что реальное разрешение противоречия между экономикой и природой в рамках данной концепций невозможно.

Осознание неприемлемости сложившегося типа мирового экономического развития явилось важнейшей причиной начала разработки концепции устойчивого развития (1970-е гг.).

Можно выделить четыре основных критерия устойчивого развития на длительную перспективу.

  • 1. Обеспечение, по крайней мере, режима простого воспроизводства природных ресурсов количество возобновимых природных ресурсов {земля, лес и пр.) или их возможность продуцировать биомассу не должны уменьшаться в течение времени.
  • 2. Максимально возможное замедление темпов исчерпания запасов невозобновимых природных ресурсов с перспективой их замены на другие нелимитированные виды ресурсов в будущем.
  • 3. Возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий.
  • 4. Возможность минимизации загрязнения до социально и экономически приемлемого уровня – загрязнение окружающей среды (как суммарное, так и по видам) в перспективе не должно превышать его современный уровень.

Среди экономических показателей эффективными критериями устойчивого развития являются уменьшение природоемкости экономики и структурный показатель, отражающий уменьшение удельного веса продукции и инвестиций отраслей природоэксплуатирующих секторов.

В самом общем виде устойчивое развитие во времени с учетом основных параметров можно представить в следующем виде:

(2. 2)

где – функция устойчивого развития; L – трудовые ресурсы; К – искусственно созданный (физический) капитал, средства производства; Р – природные ресурсы; I – институциональный фактор, t > 0.

В определенной степени функция устойчивого развития в выражении (2.2) является "расширением" производственной функции (2.1). Однако включенные новые параметры – природные ресурсы и институциональный фактор – принципиальны.

Соотношение (2.2) показывает необходимость сохранения и увеличения во времени некоторого агрегатного производственного потенциала, определяемого в основном тремя видами капитала. Здесь природный капитал может уменьшаться, пока это уменьшение компенсируется увеличением применения искусственно созданных средств производства (заводы, технологии, дороги и пр.), повышением квалификации работников и т.д.

Часто институциональный фактор не рассматривается, однако для устойчивого развития эта составляющая очень важна. Культурные традиции, религия, институты собственности оказывают огромное влияние на выбор эколого-экономической политики. Все это делает индивидуальным формирование устойчивого типа развития в каждой стране при сохранении его общих принципов.

При детальном анализе устойчивого развития следует различать понятия слабой устойчивости и сильной устойчивости.

Сторонники сильной устойчивости занимают жесткую, часто "антиэкономическую" позицию но многим вопросам экономического развития: стабилизация или уменьшение масштабов экономики, приоритет прямого регулирования, жесткое ограничение потребления (близость к концепции экотопии).

Сторонники слабой устойчивости предпочитают модифицированный экономический рост с учетом экологического "зеленого" измерения экономических показателей, широкое использование эколого-экономических инструментов (плата за загрязнение и пр.), изменение потребительского поведения и т.д. При всех различиях позиций оба этих понятия противостоят техногенной концепции развития.

В соответствии с изложенными концепциями экономика в своем эколого-экономическом развитии, как правило, должна пройти три стадии: фронтальная экономика, экономическое развитие с учетом охраны окружающей среды, устойчивое развитие. Очевидно, что на современном этапе важным направлением в разработке концепций развития должно стать рассмотрение целостного эколого-экономического подхода к экономическому росту, смене техногенного типа развития на устойчивый. Необходимы изменение существующей экономической парадигмы, новые концепции сбалансированного и устойчивого развития для предотвращения глобального и локальных экологических кризисов.

Введение

XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорий.

Проблемы возникают в результате такого взаимодействия природы и человека, при котором антропогенная нагрузка на территорию (ее определяют через техногенную нагрузку и плотность населения) превышает экологические возможности этой территории, обусловленные главным образом ее природно-ресурсным потенциалом и общей устойчивостью природных ландшафтов (комплексов, геосистем) к антропогенным воздействиям.

Экономический и экологический подходы к оценке результатов человеческой деятельности на планете прямо противоположны: экономисты оценивают эти результаты с точки зрения увеличения объемов производства и роста потребления, а экологи - с точки зрения ущерба, нанесенного природе и здоровью человека. Между тем для адекватной оценки степени воздействия человека на природу должны использоваться совокупные эколого-экономические показатели.

Для многих поколений людей прогрессивное общественное развитие прочно ассоциировалось с экономическим ростом. Но, развивая промышленность ради удовлетворения собственных потребностей, человечество неизбежно нарушает естественное равновесие в природной среде. Это может в конечном итоге привести его к самоуничтожению, ведь зависимость человечества от природы не уменьшается, а, наоборот, год от года возрастает. Но противодействие прогрессу производства столь же губительно для человеческого рода: производство и потребление в смысле воспроизводства человека совпадают, их неразрывная связь закреплена в экономических категориях «производительное потребление» и «потребительное производство». Выходом из этого замкнутого круга может стать пересмотр стратегии экономического роста в пользу стратегии устойчивого развития и создание новой прогрессивной технологии.

Под рациональной организацией природопользования (устойчивым развитием системы «общество-природа») следует понимать систему деятельности, обеспечивающую эффективное, экономичное использование и воспроизводство природных ресурсов (сырья и энергии), а также наиболее полную технологическую схему переработки отходов производства с учетом интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Провозглашенный западными специалистами лозунг о рациональной организации природопользования за счет снижения энергоемкости производства в конечном счете утопичен. Экономия энергии в принципе невозможна, а экономия средств идет в ущерб экологическим интересам. Остается признать, что экологичная экономика никогда не сможет быть экономически эффективной, и искать новые подходы к рациональной организации природопользования.

Экономический и экологический подходы к оценке результатов хозяйственной деятельности человека

Если проанализировать экономическую статистику большинства развитых стран, то она практически всегда свидетельствует о росте производства и повышении благосостояния населения. Несмотря на кризисно депрессивный характер 80-х и начала 90-х годов, общемировой показатель производства товаров и услуг увеличился на 20%. Развитие экономики сопровождалось расширением торговли, созданием миллионов новых рабочих мест. В настоящее время производимый на планете валовый продукт увеличился по сравнению с серединой XX века почти в 5 раз. Мировое сельское хозяйство развивалось рекордными темпами. Высокий уровень спроса на продукты питания, обусловленный ростом численности населения и повышением его благосостояния, способствовал увеличению производства зерна в мире в 2,6 раза по сравнению с серединой века. Ни одно поколение людей не видело ничего подобного. Экономисты были оптимистичны в отношении прогнозов на будущее.

Экологи, напротив, били тревогу, доказывая обратное. По их мнению, рост экономического развития компенсировался в сторону отрицательных величин ухудшением среды обитания человека и стремительной деградацией его самого.

Еще сравнительно недавно медицина четко проводила грань между двумя состояниями человека - здоровьем и болезнью. Сейчас в медицинской науке появился новый термин -- «третье состояние», который относится к людям, пребывающим на грани между болезнью и здоровьем. В третьем состоянии, по данным социологов, пребывают до 60% жителей планеты. «Наше здоровье, - справедливо отмечает российский ученый В. П. Рачков, - стало намного более хрупким, у человека нет больше той же сопротивляемости к боли, к усталости, к лишениям, что было в предыдущие периоды развития человечества. Человек не имеет такой же, что и раньше, терпимости по отношению к отсутствию пищи, изменениям температуры и т.д. У него понизилась сопротивляемость к внутренним и внешним агрессиям, он более чувствителен к инфекциям, страдает значительным снижением способностей чувствовать, осязать, обонять, видеть, слышать. Его одолевает бессонница, тоска, клаустрофобия. Короче говоря, у нас больше шансов выжить, мы живем дольше, но жизнь сегодня стала беднее, и мы не имеем той жизненной силы, что наши предки. Мы вынуждены бесконечно компенсировать новые недостатки искусственными средствами, и так до бесконечности». По некоторым оценкам, в настоящее время около 50% молодых матерей не в состоянии выкормить своих детей грудным молоком. Из этого факта напрашивается страшный вывод о возможности полной потери природного качества женщины выкармливать ребенка грудью и, может быть, даже о гибельных для человека последствиях. Итак, homo sapiens, проживший на планете без существенных физических изменений 40-50 тысяч лет, стал стремительно видоизменяться и терять свои былые природно-функциональные качества.

Различные результаты приведенных оценок во многом объясняются тем, что экономические показатели несовершенны: они не учитывают того ущерба, который наносится окружающей среде производственной деятельностью человека.

Главный показатель экономики ВНП (Валовой национальный продукт), определяемый как совокупность товаров и услуг, произведенных обществом за год, не учитывает истощение природных ресурсов всей планеты. Так, ни экономика Германии, ни экономика США не учитывают возможные последствия (и стоимостные показатели, соответственно) уничтожения лесов Амазонии, где действуют компании этих стран.

Недооценка ущерба, наносимого природной среде, создает иллюзию процветания развитых стран. Более того, принятая сейчас на западе система национальных счетов, может не только преувеличить темпы экономического развития, но и свидетельствовать о подъеме экономики, хотя, в действительности, имеет место ее спад. Например, упомянутое выше увеличение производства зерна в 2,6 раза произошло в период с 1950 по 1984 г. С тех пор не зафиксировано существенного роста урожайности, хотя численность населения планеты продолжает расти. Это значит, что производство зерна надушу населения сократилось почти на 7%.

Разницу экономического и экологического подходов к оценке результатов воздействия человека на природную среду лучше всего видно в разработанных и анализируемых этими различными научными дисциплинами показателях (см. табл.1).

В настоящее время предпринимаются попытки увязать ущерб, наносимый природной среде, и показатели экономического развития. В качестве такого обобщающего показателя был выбран индекс Дали-Кобба или, как его еще называют, индекс устойчивого экономического благосостояния. При его расчетах делаются поправки на издержки экологического характера, связанные с нерациональным природопользованием.

Расчеты показали, что в США - самой богатой стране мира - индекс устойчивого экономического благосостояния непрерывно уменьшается с середины 70-х годов (см. рис.2).

Таблица 1.

Показатель

Результаты расчётов, выводы

Показатели состояния экономики

Совокупный ВНП стран мира

Товарооборот

Занятость

Курсы акций

В 1990 г; общий объем производства товаров и услуг в мире достиг почти 20 трлн. долл., в то время как в 1980 г. он составлял 15 трлн. долл.

Объем мирового товарного экспорта составил к 1990 г. 3 трлн. долл.

В обычный некризисный год создавались миллионы новых рабочих мест.

Показатели котировки акций достигли рекордных отметок в начале 1990 г.

Показатели состояния окружающей среды

Почвенный покров

Воздушный бассейн

Флора и фауна

Ежегодно на планете уничтожается почти 17 млн. га лесов.

Ежегодные потери плодородного пахотного слоя достигают 24 млрд. тонн.

В 80-е и 90-е годы среднегодовые температуры в результате воздействия парникового эффекта достигли рекордных отметок.

В десятках городов мира содержание вредных веществ превышает предельно допустимую норму в несколько раз.

Резко снижается видовое разнообразие биоты Земли.

Основные эколого-экономические принципы на которых базируется экологическая политика в развитых странах

Принцип стоимости упущенных возможностей.

Этот принцип требует чтобы при использовании ограниченного ресурса учитывалась стоимость и неиспользованной альтернативы. Стоимость упущенных возможностей, состоит в разнице прибылей, которые мы получим при использовании окружающей среды как приемника и вместилища отходов и использования той же местности в качестве сельскохозяйственных угодий. Надо отметить, что принцип действует и в обратную сторону, то есть охрана окружающей среды имеет свою стоимость с точки зрения не использования среды в хозяйственных целях.

Принцип “загрязнитель платит”.

В соответствии с рекомендацией ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития) 1972 г., принцип “загрязнитель платит” означает, что “загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей”.

В “Рекомендации Совета 75/436 Евратом, ЕОУС (Европейское объединение угля и стали), ЕЭС от 3.03.75 о распределении затрат по охране окружающей среды и действиях органов общественной власти в этой области” дается определение и руководство по применению данного принципа. Отнесение расходов по борьбе с загрязнениями и другими неблагоприятными воздействиями на окружающую среду на непосредственных виновников заставляет их в условиях рынка искать пути снижения загрязнения, использовать более приемлемые с экологической точки зрения технологии, принимать меры по более рациональному использованию природных ресурсов. Определение ЕЭС гласит, что “физические и юридические лица, действующие в рамках публичного частного права, ответственные за загрязнение, должны нести все расходы по мероприятиям, необходимым для ликвидации этого загрязнения или сокращения его до уровня, который соответствовал бы стандартам или эквивалентным требованиям, обеспечивающим соблюдение целевых показателей качества окружающей среды, или, при отсутствии таких показателей, стандартам и нормативам установленным общественными властями”.

Современную трактовку принципа “загрязнитель платит” можно свести к двум основным положениям:

  • - загрязнитель должен нести все расходы по средоохранной деятельности;
  • - загрязнитель имеет право возмещать свои природоохранные издержи через цены на свою продукцию и услуги.

Следует отметить, однако, что практическое применение принципа "загрязнитель платит" показывает множество отклонений от теоретических постулатов.

Во-первых, существует проблема идентификации загрязнителя. Юридически ответственным за загрязнение признается физическое или юридическое лицо, которое прямо или косвенно наносит ущерб окружающей среде или создает условия, приводящие к возникновению такого ущерба. Однозначное же определение ответственного за загрязнение может быть затруднено, особенно тогда, когда загрязнение связано одновременно с несколькими источниками (кумулятивное загрязнение) или с последовательными причинами (цепное загрязнение): например, в загрязнении воздуха выхлопными газе виновен как производитель, так и владелец автомобиля. В этих случаях соответствующие расходы должны быть распределены таким образом, чтобы обеспечивалось оптимальное с административной и экономической точки зрения решение и достигался бы максимальный эффект улучшения состояния окружающей среды.

Во-вторых, политические причины (потеря популярности среди избирателей) могут препятствовать принятию решений о проведении политики в соответствии с принципом "загрязнитель платит".

В-третьих, экономические причины, особенно на региональном уровне (безработица, закрытие основных производств) создают внешне убедительный аргумент против применения данного принципа.

Тем не менее, не существует другого принципа экологической политики, который мог бы сравниться по эффективности с данным. Различные инструменты экологической политики по разному способствуют реализации этого принципа, о чем речь пойдет ниже.

Принцип долгосрочной перспективы.

Стоимость экологической деградации или охраны окружающей среды не может рассматриваться статично. Загрязняющие вещества аккумулируются с течением времени, и лишь по прошествии его может выявиться полный ущерб.

Не только ущерб, но и стоимость охраны окружающей среды должна рассматриваться перспективно. Экологическая деятельность очень капиталоемка. Требуется несколько лет для накопления капитала (например, строительство водоочистных сооружений и канализации). Адаптация производственных процессов, изменение отраслевой структуры, переразмещение фирм требуют одного-двух десятилетий. Поэтому экологическая политика должна проводиться постоянно.

Сейчас же мы порой наблюдаем обратные явления, старые свалки служат ярчайшим примером необдуманной экологической политики без предвидения будущего ущерба.

Принцип взаимозависимости.

Экологическая политика должна учитывать взаимозависимость между природными средами, технологиями производства, загрязнения и сокращения загрязнения, между самими загрязняющими веществами.

В качестве отрицательного примера можно привести экологическую политику в США и некоторых европейских странах в начале 70-х гг., концентрировавшуюся на управлении качеством воздуха и вод и пренебрегавшую почвой и свалками твердых отходов, загрязненных опасными веществами.

Принцип “пользователь платит”.

Принцип “пользователь платит” является применением принципа “загрязнитель платит” в отношении ресурсопользования, хотя и не вполне адекватным. Он требует, чтобы пользователь любого природного ресурса полностью оплатил его использование и последующее восстановление.

Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений

влияние экономика окружающая среда

В экономическом развитии необходимо принимать во внимание, по крайней мере, два все более явных ограничения:

ограниченные возможности окружающей среды принимать и поглощать, ассимилировать различного рода отходы и загрязнения.

Конечный характер невозобновимых природных ресурсов.

Безудержное развитие техногенного типа мировой экономики привело к возникновению глобальных экологических проблем, каждая из которых способна привести к деградации человеческой цивилизации. Среди этих проблем можно выделить опустынивание, обезлесенье, сырьевую, парниковый эффект, и т.д.

Эти проблемы взаимосвязаны между собой и эта взаимосвязь приводит к возникновению или обострению других. Например, такая сложнейшая мировая проблема как демографическая, порождаемая взрывным ростом населения планет, приводит к резкому увеличению нагрузки на окружающую среду в результате увеличения потребностей людей в продовольствии, энергии, жилье, промышленных товаров. Велика экологическая опасность такой глобальной проблемы, как военная. Война в Персидском заливе 1991 г. с её колоссальными нефтяными пожарами еще раз подтвердила это.

Осознание катастрофичности сложившегося типа экономического развития, конечности природных ресурсов и взаимозависимости всех эколого-экономических процессов на нашей планете явилось важнейшей причиной начала разработки концепций мирового развития.

Большое значение для экологизации мирового сознания сыграли доклады Римского клуба - важным выводом явилось положение о замедлении роста и стабилизации численности населения планеты.

В последние годы появились и так называемые экстремистские экономические концепции. Неспособность добиться радикального изменения в отношениях между экономикой и окружающей средой привела к появлению концепции - экотопии. Основные направления этой концепции - возврат к природе простые технологии, отказ от НТП который разрушает окружающую среду. В различных видах экотопии много внимания уделяется нравственному совершенствованию, духовным, нравственным аспектам. Эти концепции лежат в основе программ партий «зеленых» во многих станах. С точки зрения типов экономического развития экотопии во многом связаны с концепцией устойчивого развития. Существует более 60 определений устойчивого развития наиболее распространено определение данное в докладе комиссии Брундтланд:

Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Можно выделить 4-ре критерия устойчивого развития на длительную перспективу. Данный подход основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства.

  • - Количество возобновимых природных ресурсов (земля, лес) должно по крайней мере не уменьшаться в течение времени.
  • - Максимальное возможное замедление темпов исчерпывания запасов невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых) с перспективой в будущем их замены на другие не лимитированные виды ресурсов. (Замена нефти, газа на альтернативные источники энергии - солнце, ветер).
  • - Возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий. Загрязнение окружающей среды (как суммарное, так и по видам) не должно превышать его современный уровень

Эти четыре критерия должны быть учтены в процессе разработки концепции устойчивого развития. Их учет позволит сохранить окружающую среду для следующих поколений и не ухудшит экологические условия проживания

Заключение

Логика развития жизни на Земле определяет деятельность человека как главный фактор, причем биосфера может существовать без человека, но человек не может существовать без биосферы. Сохранить гармонию человека и природы - основная задача, которая стоит перед настоящим поколением. Это требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностях. Необходимо развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять выбор вариантов технологий, строительства предприятий и использования природных ресурсов.

Одна из основных задач современного образования - становление экологического способа мышления. Так правительством РБ в 1991 г. была одобрена Республиканская программа по образованию в области окружающей среды. В ней определены цели и принципы организации экологического образования в области охраны окружающей среды. Важным моментом является тот факт, что приоритетность экологического образования, обязательность введения природоохранных дисциплин во всех учебных заведениях закреплены в законах РБ « Об образовании» и «Об охране окружающей среды». От лозунга «Взять от природы все» необходим переход к лозунгу «Природа наш дом».

Похожие статьи