Занятость населения и безработица. Занятость населения Понятие занятости населения

1. Занятость населения, основные понятия.

Экономически активное население (ЭАН ) - часть населения в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (от 15 до 72 лет включительно), обеспечивающая в рассматриваемый период предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Это предложение можно реализовать, т.е. быть занятым, и не реализовать, т.е. быть безработным. Таким образом, в экономически активное население входят 2 категории: занятые и безработные; ЭАН = З + Б.

Уровень ЭАН характеризует долю экономически активного населения в общей численности населения и рассчитывается по формуле:

где ЭАН - экономически активное население (рабочая сила);

Н - общая численность населения

Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, реальные и потенциальные работники. Часть из них предлагают на рынке труда свою рабочую силу и являются экономически активными, другая часть экономически неактивна (рисунок 2.1).

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы (экономически активного населения), т.е. лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения (15–72 года), которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными в течение рассматриваемого периода.

Студенты и учащиеся дневной формы обучения;

Пенсионеры по возрасту, выслуге лет и на льготных условиях;

Пенсионеры по инвалидности;

Получатели дохода от собственности или капитала;

Домашние хозяева, отвечающие за уход за домом и детьми;

Прочие (все остальные лица, не попадающие ни в одну из вышеназванных категорий).

Рисунок 2.1 - Состав трудовых ресурсов

Экономически активное население реализует свой трудовой потенциал в сфере занятости.

Занятость – это всеобщая категория общественного производства, охватывающая совокупность отношений по участию людей в общественно полезном труде.

Показатели занятости:

1) численность занятого населения (всего и при распределении по различным признакам: полу, возрасту, видам экономической деятельности и др.);

2) уровень занятости, т.е. отношение численности занятых к численности экономически активного населения (в процентах):

У з = З * 100 % / ЭАН

В РФ в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ» занятыми считаются граждане:

1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;

2) зарегистрированные в установленном порядке в качестве ИП, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профдеятельность в соответствии с федеральными законами подлежит госрегистрации и (или) лицензированию;

3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Госпротивопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, включая обучение по направлению госслужбы занятости населения;

8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других гособязанностей или иными уважительными причинами;

9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юрлиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций;

10) являющиеся членами крестьянского фермерского хозяйства.

Характеристики занятости. Подавляющее большинство специалистов сходятся в том, что занятость бывает:

Продуктивной;

Социально-полезной;

Рациональной;

Эффективной.

При полной занятости у всех желающих трудоспособных граждан есть возможность иметь оплачиваемую работу как источник средств к существованию, при этом уровень безработицы равен естественному.

Рациональная занятость может рассматриваться как разновидность полной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают.

При продуктивной занятости население занято производством полезных товаров и услуг.

Социально-полезная занятость характеризуется деятельностью людей, которые работают в общественном производстве, служат в ВС и ВВ (в органах внутренних дел), обучаются в очных формах обучения (в трудоспособном возрасте), заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и родственниками.

Эффективная занятость - это такое использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных социальных и затратах труда.

Структура занятости - это совокупность пропорций в использовании ЭАН , которые определяются посредством соотношений между:

Числом занятых и незанятых трудовых ресурсов;

Занятых, распределенных по видам занятости;

Занятых в производственной и непроизводственной сферах;

Занятых в отраслях материального производства;

Занятых в отраслях непроизводственной сферы;

Занятых по регионам и территориям страны;

Занятых на предприятиях различных форм собственности;

Количеством занятых работников различных профессий и специальностей, а также различных видов деятельности.

Формы занятости - это организационно-правовые условия трудоиспользования (таблица 2.1).

Таблица 2.1 - Формы занятости

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

В соответствии с Конституцией Украины гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. При этом принуждение к труду (в какой бы то ни было форме) не допускается. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной или иной ответственности.

Согласно с Законом Украины «О занятости» занятыми считаются граждане:

  • работающие по найму;
  • временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т.ч. предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов;
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу;
  • обучающиеся.

Занятость называют полной, если все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют. Полная занятость предполагает отсутствие циклической безработицы, но наличие её естественного уровня, который включает в себя фрикционную и структурную безработицу. (О видах безработицы см. п. 2.3. настоящего пособия)

Продуктивная занятость - занятость в общественном производстве, т.е. производстве материальных благ и оказании услуг, что определяет в конечном счете уровень и качество жизни населения.

Рациональная занятость определяется отношением продуктивной занятости к общей занятости населения.

Эффективная занятость - использование занятой рабочей силы без потерь, когда получается наибольший материальный результат.

Существуют три основных принципа обеспечения занятости в период перехода к рынку.

Первый принцип - добровольность и непринудительность труда:

  • приоритетное право выбора между участием и неучастием в общественном труде должно принадлежать самому человеку;
  • сферу общественного труда в демократическом обществе надо рассматривать как одну из равноправных сфер общественно полезной деятельности - воспитание детей, организация досуга, учеба, ведение домашнего хозяйства и т.п.

Можно заниматься любого рода трудовой деятельностью. Допустима только одна причина пресечения деятельности - незаконный источник средств существования.

Второй принцип - работать там и столько, где и сколько это необ-ходимо самому человеку. В соответствии с этим принципом используются различные формы занятости - постоянная, частичная, временная, эпизодическая, совместительство, гибкие графики организации работы и др.

Третий принцип - свобода выбора географического места труда. Объективные ограничения этого принципа существовали всегда.

Если человек планирует стать кооператором или фермером или за-няться индивидуальной трудовой деятельностью, общество не должно чинить ему правовых препятствий. Однако станет ли он тем же фермером, будет зависеть от личных качеств претендента и от того, существует ли в этом потребность общества.

Занятость населения - не только стремление к самовыражению, но и суровая необходимость обеспечить себе элементарные блага. Стоит только прервать работу - можно подвергнуться риску необеспеченной старости, лишиться очереди на жилье, потерять другие блага.

Предпосылки к достижению эффективной занятости - свобода выбора рода занятий, свобода выбора места работы и жительства, отмена всякого рода административных ограничений трудовой мобильности, предоставление гарантий трудоустройства в соответствии с законодательством о труде.

Решению вопросов занятости населения будет способствовать про-ведение приватизации части государственной собственности, реализация принципа равенства форм собственности, отмена прописки и устранение препятствий для свободного передвижения рабочей силы, создание рынков жилья на основе его приватизации, создание хорошо работающей системы найма рабочей силы, отладка вопросов переквалификации и освоения новых необходимых для общества профессий и специальностей и некоторые другие меры.

Украина в области занятости населения как правовое государство координирует свои действия с Международной организацией труда (МОТ). МОТ осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего числа мест в промышленности, сельском хозяйстве, на общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального прогресса. Очевидно, что формирование современного рынка труда у нас в стране невозможно без освоения общепринятых в мире норм и стандартов трудовых отношений. Поэтому представляется особенно важным, чтобы законы, принимаемые сейчас для регулирования трудовых отношений, учитывали международные нормы.

Государственная политика в области занятости населения основана на следующих принципах:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
  • поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение развития их способностей к производительному и творческому труду;
  • добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;
  • активное содействие занятости и предотвращение безработицы;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • сочетание самостоятельности местных органов власти с централизованными мероприятиями по решению важнейших проблем занятости;
  • участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) работодателей в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Украины за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.

Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа содействия занятости.

Государственные республиканская и региональная программа занятости предусматривают:

  • увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения;
  • меры содействия занятости населения в сельской местности;
  • обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста;
  • совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения; повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
  • создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;
  • совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы;
  • содействие добровольному переселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств.

Решение вопросов, связанных с занятостью, одной Украине весьма трудно. Государства СНГ, несмотря на провозглашенную независимость, имеют разнообразные жизненные связи, которые складывались на протяжении столетий. Поэтому в государственной политике занятости населения Украины существенное место занимает ее международный аспект и особенно согласованные действия по решению рассматриваемых проблем между странами СНГ и особенно с Россией.

Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения. На республиканском и местном уровнях созданы координационные комитеты содействия занятости населения для выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения из представителей, рекомендуемых профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, органами службы занятости и общественными ассоциациями. Организацию и порядок работы этих комитетов определяют представленные стороны. Кроме того, местным органам власти дано право выдавать лицензии на деятельность негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан.

Для реализации политики занятости на Украине создана Республиканская служба занятости. В автономной республике Крым, в городах Киеве, Севастополе, в областях и регионах образованы центры занятости населения.

В составе государственной службы занятости создана инспекция, осуществляющая контроль над исполнением государственными и общественными организациями, предприятиями и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость.

Деятельность коммерческих бюро, агентств и других организаций, оказывающих платные услуги в трудоустройстве украинских граждан за рубежом, допускается по лицензиям.

В обязанности службы занятости входят:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда;
  • учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  • консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
  • оказание услуг по трудоустройству;
  • регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий;
  • организация разработки программ занятости населения;
  • содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения;
  • организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости имеют следующие права:

запрашивать ото всех организаций информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;

  • направлять трудящихся на предприятия по вопросам трудоустройства;
  • разрабатывать и выносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;
  • направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
  • распоряжаться средствами, выделяемыми государством на обеспечение занятости;
  • оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;
  • выдавать пособие по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.

Для обеспечения эффективно действующего механизма реализации государственных гарантий занятости населения службой занятости, прежде всего областными (городскими, районными) центрами (бюро) занятости, необходима информация всех ее звеньев о состоянии рынка труда. Решению этой проблемы способствует компьютеризация сбора, обработки и распространения различной информации о состоянии рынка труда.

— это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

— это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

Потоки, формирующие рынок труда

На схеме стрелками представлены направления перемещения людей из одной категории в другую. Стрелки, идущие от категории "занятые", показывают уменьшение данной группы за счет того, что люди по каким-либо причинам оставляют свою прежнюю работу, но не могут мгновенно найти другую (стрелка к категории "безработные") или вообще прекращают трудовую деятельность, выходя на пенсию, либо руководствуясь иными причинами (стрелка к категории "экономически неактивное население"). Занятость увеличивается, если часть добровольно неработающего населения устраивается на работу (стрелка от категории "экономически неактивное население"), либо если, часть безработных находит работу (стрелка от категории "безработные"). Часть безработного населения может отчаяться найти работу и выбыть из состава рабочей силы (стрелка от "безработных" к "экономически неактивному населению"), либо наоборот, часть добровольно незанятых решит работать и начнет поиск (стрелка от "экономически неактивного населения" к "безработным").

В краткосрочном периоде, когда предложение капитала фиксировано, объем национального производства напрямую зависит от количества используемого труда. Очевидно, что чем большее количество людей занято в производстве, тем больший объем может быть произведен. Из схемы видно, что в создании национального продукта участвует не все население страны, а лишь некоторая его часть. Возникает вопрос, какое наибольшее число работников может быть использовано в экономике страны, чтобы объем национального производства был максимальным. Данный показатель называют полной занятостью .

Полная занятость — это существующая в течение длительного времени ситуация, при которой рынок труда находится в равновесии. Это означает, что все люди, желающие работать, заняты в производственном процессе и увеличить число работающих ненасильственными методами невозможно. Тем самым можно говорить и о максимальном объеме производства, поскольку все доступные в данный момент экономические ресурсы используются на полную мощность.

В под полной занятостью понималось такое состояние экономики, когда в общественном производстве были задействованы все трудовые ресурсы. В мировой экономической теории и практике полная занятость считается достигнутой тогда, когда все желающие работать имеют работу при сложившемся уровне заработной платы. Полной занятости соответствует определенный уровень «естественной безработицы» — не более 3,5-6,5% от общей численности рабочей силы.

Занятые

К занятым в экономике относятся лица, которые в отчетном периоде выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам (ежегодный отпуск, учебный отпуск, болезнь, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Коэффициент занятости

Коэффициент занятости показывает соотношение числа занятых человек в экономике к числу экономически активного населения.

Занятые лица включают:
  • наемных работников в трудоспособном возрасте
  • лиц, работающих на себя
  • работников семейных предприятий (включая работу без оплаты)
  • работодателей
  • членов кооперативов
  • колхозников и лиц занятых в домашнем хозяйстве
  • наемных работников пенсионного возраста
  • работающих лиц младше трудоспособного возраста

Безработные

К безработным относятся лица в возрасте экономически активного населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:
  • не имели работы (другого доходного занятия);
  • занимались поиском работы в любой форме;
  • были готовы приступить к работе.

Пенсионеры, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе. Понятие безработного соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).

Статистика определяет численность безработных по полу, возрасту, семейному положению, в городской и сельской местности, по уровню образования, по наличию опыта трудовой деятельности (имеет опыт трудовой деятельности или не имеет), по причине потери работы (ликвидация предприятия, окончание срока временной или сезонной работы, по собственному желанию, другим причинам).

В общей численности безработных отдельно учитывается численность безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации. На конец ноября 2000 г. из общей численности безработных только 1037 тыс. чел. (что составляет 14,8%) было зарегистрировано в органах службы занятости. Органы государственной службы занятости ведут статистику обратившихся по вопросу трудоустройства и численности трудоустроенных. Статистика о численности и составе безработных необходима для разработки социальных программ по повышению занятости экономически активного населения, улучшению и стабилизации состояния на российском рынке труда.

Информационной базой для исчисления показателей занятости и безработицы являются текущая (месячная, квартальная, годовая) статистическая отчетность по труду организаций, данные отчетов малых предприятий, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, отчетность служб занятости о численности и составе безработных и другая информация.

Коэффициент безработицы

Соотношение количества безработных к числу экономически активного населения.

Сумма коэффициента занятости и коээффициента безработицы равна единице.

Показатели состава занятых лиц в экономике

Российская статистика имеет большой опыт изучения состава занятых лиц. В статистических ежегодных сборниках публикуется информация о распределении занятых лиц по различным признакам.

Учет занятых лиц по полу

По состоянию на конец ноября 2000 г. из числа занятых в российской экономике 64686 тыс. чел. мужчины составляли 33375 тыс. чел., или 51,6%. По регионам, отраслям экономики эти показатели существенно различаются.

Распределение занятых лиц по возрасту

Средний возраст занятых лиц на конец ноября 2000 г. составлял 40,6 лет, среди них средний возраст мужчин — 39,2; женщин — 41,8 года. Почти половина всех занятых (48,9%) имеет возраст от 20 до 39 лет включительно; 30,4% имеют возраст от 40 до 49 лет включительно; в возрасте старше 50 лет — 19,1% (от 64686 тыс. занятых лиц).

Распределение занятых по образованию

высшее профессиональное — 21,7%; неполное высшее профессиональное — 4,5; среднее профессиональное — 28,7; начальное профессиональное — 11,0; среднее (полное) общее — 23,5; среднее общее и начальное — 10,7%.

Систематически статистические органы изучают распределение занятых по отраслям экономики : по каждой отрасли экономики определяют число занятых и удельный вес в общей численности занятых. Из общей среднегодовой численности занятых лиц в 2000 г. (64600 тыс. чел.) было занято: в — 22,7%; в сельском хозяйстве — 13,0; в строительстве — 7,9; в оптовой и розничной торговле и общественном питании — 14,6%. За годы рыночной экономики произошли значительные изменения в распределении занятых по отраслям на российском рынке труда. Снизился удельный вес занятых в промышленности (29,6% в 1992 г.), а также занятых в строительстве (11,0% в 1992 г.). Увеличился удельный вес занятых лиц в торговле и общественном питании (7,9% в 1992 г.), в управлении (с 1,9 до 4,5%).

Статистика изучает распределение занятых лиц по формам собственности . За период с 1992 по 2000 г. на российском произошло существенное перераспределение занятых лиц по формам собственности. Удельный вес занятых лиц в организациях государственной и муниципальной собственности снизился с 68,9 до 38,1%, а доля занятых на предприятиях частной формы собственности возросла с 19,5 до 45,0%, смешанная российская собственность возросла с 10,5 до 14,1%, собственность общественных и религиозных организаций не изменилась и осталась на уровне 0,8%, иностранная, совместная российская и иностранная увеличилась с 0,3 до 2,0%, но составляет очень незначительную долю.

Группы занятий

В зависимости от вида выполняемой работы или занятия работника, его квалификации и в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) занятые лица распределяются по следующим основным группам занятий :

  • руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей организаций, учреждений и предприятий;
  • специалисты высшего уровня в области различных наук (естественных, инженерных, биологических, сельскохозяйственных и др.);
  • специалисты среднего уровня квалификации по различным видам деятельности (в сфере образования, здравоохранения, в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности и др.);
  • служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом;
  • служащие сферы обслуживания;
  • рабочие жилищно-коммунального хозяйства;
  • квалифицированные работники сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства, производящие продукцию для личного потребления;
  • рабочие металлорежущей и машиностроительной промышленности;
  • профессии рабочих транспорта и связи;
  • неквалифицированные рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр.

Приведенный неполный перечень групп и подгрупп занятий дает представление о важности такого изучения занятых лиц. Общероссийский классификатор занятий разработан на базе Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ), что позволяет использовать информацию о распределении по занятиям для международных сравнений по вопросам занятости экономически активного населения.

По статусу занятости

По статусу занятости все занятое население распределяется на две группы: работающие по найму и работающие не по найму.

Работающие по найму (наемные работники) — это лица, деятельность которых осуществляется под непосредственным контролем работодателя (или уполномоченных работодателем лиц). Об условиях труда и его оплаты они заключают трудовой договор (контракт) с руководителем организации любой формы собственности или отдельным лицом.

Работающие не по найму — это лица, занятые на собственных предприятиях. Они отвечают за состояние дел на предприятии. Их вознаграждение зависит от финансовых результатов деятельности.

В составе работающих не по найму следующие группы:
  • работодатели (нанимают работников самостоятельно или с деловыми партнерами, это может быть юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, но использующий труд наемных работников);
  • самостоятельно занятые (работают самостоятельно без привлечения наемных работников на постоянной основе);
  • члены производственных кооперативов (каждый член кооператива на равных правах участвует в решении производственных и управленческих вопросов);
  • неоплачиваемые семейные работники (деятельность этих лиц возглавляет живущий в этом домашнем хозяйстве родственник, степень их участия в предпринимательской деятельности различна по времени, участию в решении различных вопросов).

Учет населения по видам общественно полезной деятельности позволяет различать следующие виды занятости:

  • 1) продуктивную - имеет место в сферах общественного материального производства; приносит работникам трудовой доход; исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих (излишнюю численность работников);
  • 2) полезную - распространяется на все социально-значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, службу в армии, воспитание детей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, уход за больными членами семьи, престарелыми гражданами, общественную и религиозную деятельность;
  • 3) рациональную - отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности, включая пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики;
  • 4) полную - при ней все желающие работать при сложившемся (доминирующем) уровне реальной заработной платы имеют работу; по другой оценке, полная занятость имеет место, если удовлетворение спроса всех желающих на рабочие места происходит при условии экономической целесообразности предлагаемых рабочих мест. Применительно к отдельному человеку полная занятость - это работа в течение нормальной продолжительности рабочего дня (недели), установленной законодательно (в Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего дня составляет восемь часов в день или 40 часов в неделю). Достижение полной занятости невозможно обеспечить с помощью одного рыночного механизма, необходимо постоянное регулирование этого процесса со стороны государства и общества в первую очередь в сфере образования, науки, здравоохранения, экологической и национальной безопасности, функционирования так называемых естественных монополий (железные дороги, энергетические и трубопроводные сети);
  • 5) эффективную - это занятость населения, обеспечивающая достойный доход, рост образовательного и профессионального уровней трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых. По другой оценке эффективная занятость - это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная, рациональная занятость, удовлетворяющая общественные и личные потребности. При этом решающее значение для любого общества имеет продуктивная занятость, которая, во-первых, определяет экономический потенциал страны; во-вторых, формирует уровень и качество жизни населения; в-третьих, является важнейшей составляющей полной и эффективной занятости - ключевой задачи социально-экономической политики государства.

Формы занятости

Это организационно-правовые способы. и условия использования труда. В рамках национального рынка труда трудовая деятельность людей организуется с помощью разных норм правового регулирования продолжительности и режимов рабочего времени, регулярности и места выполнения работы. В зависимости от режима (условий) труда различают следующие организационные формы занятости:

  • o полный рабочий день/неделя (нормируемый законодательством 8-часовой рабочий день или 40-часовая рабочая неделя);
  • o сокращенный рабочий день (разновидность полного, но с меньшей продолжительностью часов на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда; для лиц 14-18 лет);
  • o раздельный рабочий день (дневная норма часов работы делится на части с перерывами между ними более двух часов);
  • o неполный рабочий день (его продолжительность короче нормального рабочего дня);
  • o неполная рабочая неделя (меньшая по продолжительности, чем полная рабочая неделя);
  • o надомничество (работа на дому индивидуальная или с помощью членов семьи);
  • o совместительство (выполнение другой оплачиваемой работы за пределами рабочего дня основной работы; так называемая вторичная занятость);
  • o временная (сезонная) работа (в пределах оговоренного срока либо ограниченная объемом работа);
  • o самозанятость (самостоятельный поиск трудового занятия и создание рабочего места за свой счет);
  • o трудовой семестр (оплачиваемая трудовая деятельность студентов и учащихся в период каникул).

По организационно-правовой форме предприятий занятость может происходить в:

  • o государственном секторе экономики;
  • o кооперативах;
  • o акционерных обществах со смешанной формой собственности;
  • o частном секторе;
  • o на совместных предприятиях;
  • o общественных организациях;
  • o личном подсобном и домашнем хозяйстве.

Структура занятости , а следовательно, структура использования экономически активного населения, рассматривается в разрезе территорий, отраслей, профессий и уровня квалификации. Специалисты отмечают прямую и обратную связь между распределением рабочей силы по видам деятельности и сложившейся структурой экономики (прямая связь) и между пропорциями занятости и структурой общественного производства (сильная обратная связь). Объяснением этих связей является:

  • 1) создание рациональной структуры производства, немыслимое без наличия рабочей силы, необходимого набора профессий, квалификации, умственного и физического труда, высоко- и малоквалифицированной рабочей силы. Тем самым, структура занятости отражает сдвиги в материально-технических условиях производства;
  • 2) совершенствование структуры общественного производства в целях повышения его эффективности, которое в конечном счете сводится к совершенствованию структуры занятости населения, так как она оказывается более мобильной.

Критерием эффективности структуры занятости является ее соответствие технической, функциональной и территориальной организации производства, которое обеспечивает максимально возможный рост производительности труда и сбалансированность с общественными потребностями (производственными и личными). Наиболее укрупненным показателем, отражающим прогрессивные изменения в структуре хозяйства и занятости, считается переход от менее сложных к более сложным видам труда. Выражается этот переход в росте числа и удельного веса рабочих мест, требующих более высокой квалификации работника. Данный показатель зависит от вида пропорций занятости и может отражать:

  • 1) макроструктуру занятых, в которой "сервисный сдвиг" (перелив рабочей силы из промышленности в сферу услуг) считается прогрессивным, если доля занятых в индустриальном секторе экономики сокращается в результате роста производительности труда либо увеличивается доля трудоемких отраслей в сфере услуг;
  • 2) сдвиги в занятости внутри секторов экономики, когда переход к более сложным видам труда выражается в росте удельного веса более производительных и высокорентабельных отраслей, использующих более квалифицированный, а значит и более дорогой труд. Особое место здесь занимают наукоемкие отрасли (наука и научное обслуживание, сфера услуг), где состав занятых весьма разнородный по происхождению, так как одни отрасли этой сферы развиваются в направлении механизации и автоматизации и у них растет спрос на высококвалифицированный труд; другие - ограничены в механизации и автоматизации и аккумулируют малоквалифицированную рабочую силу (например, социальные и личные услуги, комплексы бытового обслуживания в малых поселениях).

Агрегированным показателем эффективности межотраслевой структуры занятости можно считать народнохозяйственную производительность труда по всем отраслям как средневзвешенную отраслевых показателей производительности труда. О прогрессивном развитии профессиональной структуры занятости свидетельствует рост удельного веса управленческого персонала и инженерно-технических работников, деятельность которых насыщена творческой компонентой. Социально-профессиональный состав работников отрасли (структуру занятости) можно оценить с помощью коэффициента прогрессивной структуры, который рассчитывается как отношение численности более продвинутых социально-профессиональных групп (с творческой компонентой в труде) к численности работников в группах, менее развитых в этом смысле.

Таким образом, рациональность структуры занятости выражается не в росте какого-либо сектора экономики (например, численности в сфере услуг), а в переходе от отраслей с низким уровнем квалификации к отраслям с высоким уровнем.

Системная трансформация занятости, происходящая во всем мире, протекает в виде сочетания двух процессов - реструктуризации и реаллокации занятости. Под реструктуризацией понимается: 1) системная трансформация занятости как целенаправленное изменение ее структуры, части, элемента в связи с трансформацией всей экономической системы (в широком смысле); 2) преобразование на новых рыночных основах деятельности традиционных фирм (государственных и приватизированных), которые сложились в рамках прежней экономической системы (в узком смысле).

Реаллокация означает формирование новых частных фирм и перераспределение в их пользу ресурсов из традиционных секторов, включая рабочую силу.

Взаимодействие процессов реструктуризации и реаллокации очерчивает основной вектор перемен на рынках труда переходных экономик. Безработица предстает как перевалочный пункт при перераспределении трудовых ресурсов из стагнирующих сегментов экономики в развивающиеся.

Занятость является важнейшей экономической характеристикой рынка труда.

В обществе более распространено представление о занятости как об основанном на общественном разделении труда социально-экономическом процессе приложения труда разных групп населения по сферам общественно-полезной деятельности (на учебе, в общественном производстве и индивидуальном хозяйстве).

Занятость нужно рассматривать с двух позиций:

1. как экономическую категорию

2. как социально-экономическую категорию.

Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости.

1. Определение занятости

Для начала определим такое понятие как занятость.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).1

Все вопросы, связанные с занятостью населения, раскрыты в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

2. Виды занятости

Виды занятости дают характеристику распределению активной части населения по профессиям и специальностям, по сферам применения труда. В обществе существуют несколько видов занятости.

Следующие признаки характеризуют структурные виды занятости:

Профессионально – квалификационный признак:

Стаж работы;

Уровень образования;

Степень автоматизации труда.

Характер деятельности:

Личное подсобное хозяйство;

Индивидуальная трудовая деятельность;

Работа на заводах и фабриках и общественных организациях;

Служба в армии;

Работа за границей.

Тип класса и социальный слой:

Предприниматели;

Рабочие;

Управленческий персонал;

Инженерно-технические работники и служащие.

Вид собственности.

Территориальный признак.

Уровень урбанизации (это соотношение между численностью трудовых ресурсов города и села).

Половозрастной признак.

Форма организации труда.

Каждый из выше перечисленных признаков видов занятости реализуется с помощью организационно-правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости.

Виды занятых граждан по общероссийскому классификатору информации о населении:

1 Работающий на постоянной работе

2 Работающий на временной работе

3 Работающий на сезонной работе

4 Работающий по срочному трудовому договору

5 Неработающий

6 Безработный

7 Безработный, зарегистрированный в органах службы занятости

Признак стабильности влияет на постоянную и временную занятость .

Полная занятость – это состояние на рынке труда, когда полностью удовлетворяется потребность граждан в труде.

Неполная занятость определяется как занятость в неполное рабочее время или по собственному желанию работника, или когда экономически обоснованно, из-за сокращения длительности рабочего времени.

Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.

Частичная безработица - частое и нужное явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости заключается в том, что работник по причине перемены места жительства, работы и т.п. выходит на какое-то время из самого производства.

Также определенный уровень безработицы положительно влияет на конкуренцию на рынке труда, стимулирует развитие трудовых ресурсов.

Неполная занятость характеризуется как занятость, при которой естественный уровень безработицы остается высоким .

Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления .

Растет конкуренция на рынке труда из-за того, что идет увеличение масштабов частичной занятости. Поэтому растет недовольство многих людей. Но есть и те кто, наоборот, поддерживают частичную занятость. Потому что она дает им шанс сочетать работу с выполнением семейных обязанностей и с учебой.

Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых .

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).

Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза .

Также встречается и такая классификация занятости: продуктивная (эффективная), полная, свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.

Продуктивная (эффективная) занятость - это занятость, приносящая рабочим доход, обеспечивающий достойные условия жизни.

Скрытая занятость населения характеризуется тем, что безработные, пенсионеры занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых.

Сезонная занятость представляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий.

Маятниковая занятость - это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности.

Периодическая занятость - это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом).

Заключение

Рассматривая тему "Виды занятости", мы пришли к следующим выводам:

1. Выделяют следующие виды занятых граждан: работающий на постоянной работе, работающий на временной работе, работающий на сезонной работе, работающий по срочному трудовому договору, неработающий, безработный, безработный, зарегистрированный в органах службы занятости.

Также различают занятость продуктивную (эффективную), полную, свободно избранную, неполную, скрытую, сезонную, маятниковую, периодическую и др.

Форма организации рабочего времени влияет на полную (при условии полного рабочего дня), неполную и надомную занятость.

2. Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три вида занятых граждан:

* лица, работающие в сфере как общественного, так и личного труда;

* лица, которые заняты различными видами общественной деятельности;

* лица, не занятые какой-либо деятельностью, но по Закону считаются занятыми.

3. На законодательном уровне необходимо определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и ориентировать на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.

Мы будем наблюдать негативные последствия на рынке труда, потому что законодатель продолжает игнорировать проблемы, связанные с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Закон о занятости населения Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 20.04. 1996 N 36-ФЗ, от 21.07. 1998 N 117-ФЗ, от 30.04. 1999 N 85-ФЗ, от 17.07. 1999 N 175-ФЗ, от 20.11. 1999 N 195-ФЗ, от 07.08. 2000 N 122-ФЗ, от 29.12. 2001 N 188-ФЗ, от 25.07. 2002 N 116-ФЗ, от 10.01. 2003 N 8-ФЗ, от 10.01. 2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12. 1997 N 20-П)

Похожие статьи