Гуп должен выбирать финансовую организацию с помощью конкурса или аукциона. Тендерный кредит фз тендерный кредит: зачем он нужен

Получить банковскую гарантию
от 3000 руб.

Отправить заявку

Кредитование известно практически каждому жителю планеты. С помощью кредитов стало возможным покупка земли, дома, автомобиля. За годы существования кредитования появилось огромное количество разновидностей кредитов, одним из которых является тендерный кредит для обеспечения заявки на участие в конкурсе. Часто для участия в конкурсе необходимо денежное обеспечение заявки, для получения необходимых средств поможет тендерный кредит по 223 ФЗ .

223 фз тендерный кредит: зачем он нужен

Данный кредит выдается на основе федерального закона № 223, в отличие от ФЗ № 44 в данном случае заказчику остается больше свободы. Денежное обеспечение заявки для участия в конкурсе необходимо для того, чтобы заказчик услуги в самом начале исключил всех участников конкурса, которые могут отказаться от контракта. При отказе от контракта денежная сумма заявки переходит заказчику в качестве удовлетворения временного ущерба. Именно поэтому было введено понятие обеспечения заявки на участие в конкурсе. При неудачном конкурсе обеспечение заявки возвращается на счет участника в течение пяти дней.

Заявку можно обеспечивать самостоятельно, если имеются достаточно средства, либо же использовать банки и получать тендерные кредиты.

223 фз тендерный кредит: какие бывают

На сегодня существует два типа тендерных кредитов, отличающихся сроком кредитования:

  • Единовременный. При таком кредите сумма выдается заявителю один раз на участие в определенном конкурсе. Срок кредитования составляет девяносто дней, это как раз то время, за которое проходит конкурс и осуществляется объявление результатов;
  • Также существует кредитная линия. Данный способ представляет собой выдачу денежных средств в течение года. Тогда участник может участвовать в неограниченном количестве конкурсов в течение года, такой вариант подойдет больше тому участнику, который в течение года регулярно подает заявки на участие в различных конкурсах.

Условия кредитования

  • Срок рассмотрения заявления составляет примерно 5-7 рабочих дней, все зависит от банка, возможно и меньше;
  • Процентная ставка составляет примерно 1,2 % в месяц от суммы кредита;
  • Максимальный срок кредитования равен одному году;

Таким образом, тендерный кредит – это очень удобная процедура, однако очень важно правильно выбрать банк. Необходимо обратить на срок существования такого банка, клиентскую базу и прочее.

Кредит на обеспечение заявки на участие в аукционе (Тендерный кредит) от Локо-Банка - позволит Вам в максимально короткие сроки без необходимости отвлечения денежных средств из оборота компании принять участие в аукционе и увеличить количество аукционов, в которых можно принять участие.

Условия предоставления кредита:

  • Цель - обеспечение заявки на участие в отрытом аукционе в электронной форме
  • Сумма – до 15 000 000 рублей
  • Форма кредитования - единоразовый кредит, возобновляемая кредитная линия
  • Срок кредитования – до 12 месяцев (срок транша/единоразового кредита – до 120 дней) Погашение кредита/транша осуществляется в срок в зависимости от того, какое из событий наступит раньше:
    - возврат денежных средств в связи с отменой/окончанием торгов, отзыве/признании заявки не соответствующей требованиям до окончания срока транша/кредита, выданного на цели обеспечения заявки на участие в данных торгах,
    - в конце срока каждого транша/кредита (не более 120 дней)
  • Обеспечение – поручительство собственников и/или единоличного исполнительного органа (для Заемщика - юридического лица)

24.09.2014 г.


В соответствии с 223-ФЗ закупка - совокупность последовательных действий заказчика, нацеленных на выбор контрагента для заключения с ним конкретного договора. Действие закона распространяется на три вида сделок: поставку товаров (купля-продажа), где заказчик выступает покупателем, подряд и возмездное оказание услуг, в которых он является заказчиком работы или услуги.

Отношения, которые не регулируются 223-ФЗ и, соответственно, к которым нет оснований применять положение о закупке, прямо перечислены в ч. 4 ст. 1 данного Закона, их перечень является закрытым. Согласно ч. 1 ст. 2 223-ФЗ правовые акты заказчика, регламентирующие правила закупки (положение о закупке), регулируют закупочную деятельность заказчика. Закон о закупках не наделяет заказчика правом самостоятельно решать, какие виды закупочной деятельности будут регулироваться положением о закупке, а какие нет.

Казалось бы, правила, предусмотренные положением о закупке, должны применяться к порядку заключения любых договоров, за исключением тех, что подпадают под изъятия ч. 4 ст. 1 Закона о закупках. Тем не менее многие договорные отношения не соотносятся с понятием "закупка", но и не попадают в ряд исключений из сферы действия 223-ФЗ, как, например, кредитный договор.

Под кредитным договором понимается такой договор, по которому банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее (п. 1 ст. 819 ГК). Проценты, уплачиваемые заемщиком на сумму займа в размере и в порядке, определенных п. 1 ст. 809 ГК РФ, являются платой за пользование денежными средствами.

Чем является кредитный договор?

В ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» сказано, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре, среди прочего, должна быть указана стоимость банковских услуг. Статья 32 данного Закона запрещает кредитным организациям заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.

Из приведенных норм можно сделать вывод, что предоставление кредита есть одна из разновидностей банковских услуг.

Антимонопольное законодательство также оперирует термином «банковская услуга» (ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»): Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Т.е. понятие банковская услуга является устоявшимся применительно к заключению кредитных договоров. А закупку возмездного оказания услуг необходимо проводить в соответствии с нормами 223-ФЗ.

Вместе с тем, в теории гражданского права принято иное понимание сущности кредитного договора, в то время как именно он и является целью закупочной процедуры в контексте требований Закона № 223-ФЗ.

Нормы, регулирующие правоотношения по кредиту, содержатся в параграфе 2 главы 42 ГК РФ. Отношения, связанные с возмездным оказанием услуг, регулируются главой 39 ГК РФ.

Можно сделать вывод, что правовое регулирование отношений, связанных с возмездным оказанием услуг и отношений, связанных с кредитом, различно, и, вроде как, действие 223-ФЗ не распространяется на заключение кредитного договора.

В современной юридической литературе можно встретить различные мнения относительно правовой природы кредитного договора: от признания его разновидностью договора займа до квалификации кредитного договора как самостоятельного гражданско-правового договора. Так, с точки зрения теории гражданского права, кредитный договор не относится к договорам об оказании услуг, а принадлежит к категории договоров о передаче имущества, договоров возмездного займа и не имеет отношения к договорам банковского вклада и банковского счета, которые действительно относятся к категории договоров об оказании финансовых (банковских) услуг.

Однако, несмотря на очевидные расхождения между приведенными позициями (законодательства и теории гражданского права), заказчику рекомендуется все же применять нормы 223-ФЗ к заключению кредитных договоров , потому что речь идет об устоявшемся понятии банковской услуги. Так, в соответствии с разъяснениями ФАС, в случаях, предусмотренных кредитным договором, клиент оплачивает услуги банка за пользование денежными средствами в виде начисляемых на сумму кредита процентов (п. 1 ст. 819 ГК). Таким образом, заказчик при заключении кредитного договора приобретает финансовую услугу, а, следовательно, должен руководствоваться требованиями Закона о закупках при заключении названного договора.

Как выбрать тип закупочной процедуры для кредита?

Получение кредита заказчиком в любом случае требует большого количества времени и подготовки огромного пакета документов, отражающих всю «подноготную» заказчика.

При проведении открытой конкурентной закупочной процедуры данный пакет документов необходимо выкладывать в составе закупочной документации (что весьма нецелесообразно с точки зрения коммерческой тайны, а также отсутствия единого стандартного перечня, требуемых для получения кредита документов) либо направлять по официальным запросам потенциальным участникам закупки, но ответы на запросы так же требуется официально опубликовывать в ЕИС. Эффективность данного способа закупки оценить сложно, и такая закупка может растянуться на неопределенное время.

В данной ситуации есть два выхода:

1) Провести двухэтапную конкурентную процедуру, где:

  • I этап - предквалификационный отбор: на этом этапе можно провести отбор кредитных организаций по их надежности и по их кредитно-коммерческим предложениям, основанным на общей информации о заказчике;
  • II этап - закрытая закупочная процедура или процедура с ограниченным участием на основании результатов I этапа.

Плюс данного способа - заказчик контролирует круг лиц, которому рассылается пакет документов для получения кредита. Минус - требует времени и значительных трудозатрат.

2) Провести неконкурентную закупочную процедуру - осуществить закупку «у единственного поставщика» (можно применить, только в случае, если это оговорено в положении о закупке заказчика).

Таким образом, на данный момент наиболее быстрым и наименее трудозатратным способом заключения кредитного договора (а также наиболее нейтральным в свете спорных толкований о его природе) является проведение закупки «у единственного поставщика», если иное не указано в положении о закупке заказчика.

О кредитовании сегодня слышал практически любой россиянин. Существует огромное количество кредитов, будь то ипотека, кредиты на автомобиль и так далее. Одной из разновидностей является тендерный кредит. В настоящее время для обеспечения заявок на участие в конкурсах или аукционах предприниматели пользуются услугой под названием, тендерный кредит по 223 ФЗ. Данная услуга представляет собой выдачу определенной суммы денежных средств с целью участия в конкурсе или аукционе.

223 фз тендерный кредит: особенности

Данный кредит выдается на основе федерального закона № 223, в отличие от ФЗ № 44 в данном случае заказчику остается больше свободы. Обеспечение заявки необходимо для того, чтобы заказчик на самом первом этапе исключил тех участников, которые не хотят выигрывать контракт. Часто бывает так, что недобросовестные участники срывают торги, они устанавливают минимальные цены за контракт, а после этого отказываются его выполнять. Именно поэтому было введено понятие обеспечения заявки на участие в конкурсе. При неудачном конкурсе обеспечение заявки возвращается на счет участника в течение пяти дней.

Такая заявка может обеспечиться благодаря тендерному кредиту, который выдается банком.

223 фз тендерный кредит: разновидности

Существует два типа тендерных кредитов:

  • Единовременный. При таком кредите сумма выдается заявителю один раз на участие в определенном конкурсе. Срок кредитования составляет девяносто дней, это как раз то время, за которое проходит конкурс и осуществляется объявление результатов;
  • Также существует кредитная линия. Данный способ представляет собой выдачу денежных средств в течение года. Тогда участник может участвовать в неограниченном количестве конкурсов в течение года.

Условия кредитования

  • Срок рассмотрения заявления составляет примерно 7 рабочих дней, все зависит от банка, возможно и меньше;
  • Процентная ставка составляет примерно 1,2 % в месяц от суммы кредита;
  • Максимальный срок кредитования равен одному году;
  • Иногда требуется поручительство или обеспечение.

Таким образом, тендерный кредит – это очень удобная процедура, которая необходима для развития предпринимателей.

Использование заемных средств, предоставление денег во временное пользование сторонним организациям — нормальная практика для организации любой формы собственности. Если в уставном капитале организации присутствует доля государства и она превышает 50 %, законодательство предписывает заключение кредитного договора по 223-ФЗ, т. е. на конкурсной основе. Прямо не запрещено брать кредиты, выдавать займы и бюджетным организациям. Кроме использования закона о закупках, они обязаны учитывать объем доходов, которые получат от ПДД (приносящей доход деятельности).

Оплачивать банковские кредиты за счет бюджетной сметы закон не позволяет.

Кредит и 223-ФЗ

Кредитная организация предоставляет заемщику денежные средства и получает назад сумму кредита и проценты по нему. Это не купля-продажа, не подряд и не услуга. Но договорные отношения с банками по поводу заемных средств мы не найдем и в исключениях сферы действия закона о закупках.

В Письме Минэкономразвития № Д28и-773 от 30.03.2016 указано, что если о желании привлечь займ и кредит заявляет юрлицо, то действие 223-ФЗ на такие договоры не распространяется. В ситуации же, когда заказчик при привлечении займов и кредитов не является кредитором, при осуществлении таких операций нужно следовать нормам 223-ФЗ.

Давайте выясним, почему. Практика показывает, что понятие «банковская услуга» широко применяется в законодательстве РФ. Используется оно в законе «О банках и банковской деятельности». Здесь предоставление кредита прямо отнесено к разновидности банковских услуг. В антимонопольном законодательстве эти услуги перечислены среди финансовых, связанных с размещением денежных средств. Клиент оплачивает услуги банка в виде процентов.

Именно поэтому заключение кредитного договора у вышеперечисленных организаций проходит по итогам закупочных процедур. С точки зрения ГК, документ подтверждает факт получения финансовой услуги и обязательства клиента по их оплате. Подготовка и заключение договора в соответствии с положениями 223-ФЗ никак на его природе не отражается. Поэтому для начала рассмотрим, что важно указать в информационном сообщении о закупке с особенностями закупки кредитного договора, а затем рассмотрим важные нюансы в составлении договора.

Что считаем важным в документации

Получение банковского кредита в закупках по 223-ФЗ имеет ряд особенностей. Поэтому разработка информационного сообщения и документации требует особого внимание. В извещении о закупке в числе различных сведений, предусмотренных законодательством (ч. 8, 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ), нужно прописать требуемый объем кредита (это будет соответствовать позиции «предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг») и максимальный размер платы за пользование кредитом (размер процентов), в том числе в абсолютном значении (это будет соответствовать позиции «сведения о НМЦД»). Рассмотрим, как это можно сделать с учетом того, что «приобретается» банковский кредит.

Позиция документации Содержание

Требования к оказываемой услуге для заказчика

Размер необходимого кредита, валюта кредита.

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке

В качестве приложения к предложению запросите шаблон кредитного договора и копию лицензии банка на осуществление банковской деятельности.

Требования к описанию оказываемой услуги

Указание на то, что в предложении о предоставлении кредита должна содержаться следующая информация:

  • размер предлагаемого кредита;
  • размер платы за предоставление займа (проценты), в том числе в абсолютном выражении;
  • график платежей с указанием сумм.

Сроки (периоды) оказания услуги

Желаемый срок пользования кредитом.

Сведения о начальной (максимальной) цене договора

Максимальный размер платы за предоставление займа (процентов), в том числе в абсолютном значении.

Форма, сроки и порядок оплаты услуги

Желаемый график платежей.

Порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)

Указание на то, что размер платы за предоставление кредита должен включать в себя все платежи, взимаемые банком за его предоставление.

Требования к участникам закупки и перечень документов, предоставляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям

Наличие лицензии на ведение банковской деятельности.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Размер платы за предоставление кредита, наличие возможности досрочного погашения.

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре

Указание на то, что при оценке предложений больший вес будет иметь размер платы за предоставление займа.

Что считаем важным в договоре

Контролирующие органы в сфере закупок считают, что любые условия, которые включены сторонами в контракт, можно считать существенными. Контракты возмездного оказания услуг должны содержать предмет договора. Обязателен раздел о перечне видов услуг и совершаемых действиях (юридических и фактических).

К важным и существенным условиям кредитного контракта следует отнести следующие: стороны договора, сумму займа и его цель, срок кредитования, способ обеспечения, размер платы за пользование заемными средствами, условия выдачи и погашения займа.

НМЦД при анализе рынка кредитных услуг

При проведении закупочной процедуры на получение банковского займа в извещении обязательно указывается . В соответствии с законом, заказчик обязан учесть все факторы, существенные при определении цены услуги (в нашем случае — процента за пользование заемными средствами). Это сроки кредитования, риски невозврата или повышения процентной ставки, иные платежи, связанные с исполнением кредитного договора. Порядок формирования цены контракта выбирается заказчиком самостоятельно.

  • определить среднее значение ставок по кредиту, предлагаемых несколькими банками;
  • перевести среднее значение ставок в рубли.

В Письме № Д28и-2258 от 30.07.2015 Минэкономразвития приводит пример расчета для случая, когда заказчику нужен кредит в размере 1 млн руб.:

  1. Получаем ставки по кредитам от трех банков, например 16 %, 12 % и 13 % годовых. Значит, среднее значение — 13,6 %.
  2. Переводим среднее значение в рубли. Получается, что если заказчику нужен займ в 1 млн руб., то НМЦД составит 136 000 руб.

Как закон о закупках влияет на заключение и исполнение кредитного договора

Подготовка, подписание, исполнение и внесение изменений в кредитный договор, заключенный на основании 223-ФЗ, осуществляется в соответствии с нормами законодательства. Если положение о закупках не содержит прямого указания на запрет изменения условий контракта, корректировке можно подвергнуть все существенные условия контракта. Чтобы изменения имели юридическую силу, сторонам необходимо:

  • прийти к единому мнению;
  • подготовить дополнительное соглашение к контракту.

Все разногласия сторон разрешаются только в судебном порядке.

Кредитный договор по 223-ФЗ 2019 года незначительно изменился, по сравнению с предыдущими периодами.

Ключевое изменение: с нового года, в соответствии , сведения о закупке услуг по получению займов не размещают в ЕИС.

Кратко опишем, что нужно проверить и сделать, если вам поручили подготовить документы для получения кредита в соответствии с законом о закупках:

  • в организации утверждено и опубликовано в ЕИС в соответствии с требованиями законодательства;
  • документ должен содержать порядок оформления этапов и иных процедур (например, заключить договор с единственным поставщиком будет возможно, если эта процедура прописана в положении заказчика);
  • действующее положение соответствует типовым положениям о закупках учредителя или собственника вашей организации. В нем нет прямого запрета на использование заемных средств.

В Письме № Д28и-3268 от 29.10.2015 Минэкономразвития указало, что заказчик вправе утвердить положение о закупке, в котором пропишет, что этот вид финансовых операций является закупкой у единственного поставщика. Таким образом, осуществление закупки у единственного поставщика на основании четких и понятных критериев определенных случаев отнесения к таким процедурам, а также обоснованности определения таких случаев, которая зафиксирована в положении о закупке, будет полностью соответствовать нормам Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 о защите конкуренции.

Необходимые изменения в положение о закупках можно внести в любое время. Главное — их вовремя опубликовать. Сделать это нужно в течение 15 дней после утверждения. Если ваша организация планирует пользоваться заемными средствами регулярно, не нужно процедуру получения средств прописывать очень детально. Это позволит быстрее адаптироваться к меняющейся экономической ситуации.

Как отчитаться о закупке кредита

Минэкономразвития в Письме № Д28и-773 от 30.03.2016 указывает, что по ч. 19 ст. 4 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, публикует в ЕИС сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупок товаров, работ, услуг. В статье 4.1 223-ФЗ установлено, что заказчики ведут реестр договоров в обязательном порядке. Таким образом, Минэкономразвития предписывает заказчикам размещать в ЕИС контракты о предоставлении займов и всю информацию и документы, которые подтверждают выполнение взаимных обязательств. Следовательно, и отчитаться по таким контрактам нужно в установленные сроки.

Похожие статьи